Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:02, реферат
Целью данной работы является раскрытие на основе теоретико-методологических подходов сущности аутсорсинга в финансовой сфере, выявление степени его использования и определения потенциальных возможностей его дальнейшего развития в деятельности российских субъектов хозяйствования финансовой сферы как эффективного экономического инструмента.
Введение……..……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУТСОРСИНГА СФЕР ЭКОНОМИКИ
1.1 Аутсорсинг как стратегия развития бизнеса………………………………...
1.2 Методика выбора поставщика аутсорсинговых услуг……………………...
1.3 Развитие международных аутсорсинговых отношений…………………….
АУТСОРСИНГ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
2.1 Финансовый аутсорсинг, как инструмент финансовой стратегии
2.2 Банковский аутсорсинг
3. ПЕРСПЕКТИВЫ АУТСОРСИНГА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКЕ
Несмотря на сложности и проблемы, связанные с использованием аутсорсинговых схем российскими банками, данная стратегия будет применяться в будущем, с расширением самостоятельности в принятии окончательного решения по реализации определенных функций специализированной компанией. Этот вывод подтверждают тенденции рынка развитых стран, а также российская банковская практика по реализации программ аутсорсинга.
Наибольшее
развитие в России получил ИТ-аутсорсинг,
поэтому возникает интерес исследования
перспектив развития аутсорсинга информационных
технологий в банке.
Под аутсорсингом информационных технологий (далее будем говорить «IT-аутсорсинг» или просто «аутсорсинг») в банковской области понимается концентрация ресурсов в рамках основной деятельности для достижения конкурентных преимуществ, т. е. такая организация работы, когда часть или все IT-обеспечение основной деятельности банка на возмездной основе поручается сторонней компании.
Прежде
всего, аутсорсинг позволяет банку
развивать
Как, несмотря на все трудности (а их немало), все же осуществить перевод IT-обеспечения банка на аутсорсинг?
Мировой опыт в этой области неоднозначен, но скорее — положителен. Можно вспомнить хотя бы две крупные сделки 2005 г. Первая — заключение британским банком Lloyds TSB соглашения с компанией Fujitsu Services сроком на пять лет по управлению компьютерной инфраструктурой и технической поддержке 2000 своих офисов. В рамках соглашения Fujitsu Services осуществляет управление более чем 80 тыс. ПК, ноутбуков и серверов, расположенных в разных подразделениях банка. Компания также взяла на себя поставку, конфигурацию и установку всего компьютерного оборудования. Еще одна сделка — соглашение банка Barclays с компанией British Telecom (между прочим, на сумму в 500 млн ф. ст.), цель которого — реализация безопасной IP-инфраструктуры в сетях, через которые банком осуществляется телефонная связь и передача данных. А есть еще и сделки J.P. Morgan Chase с IBM на 5 млрд долл., Bank of America с EDS — на 4,5 млрд и многие другие (эти цифры — не ошибка; согласно данным Gartner Group, в год подписывается до десяти миллиардных сделок по IT-аутсорсингу и до ста — более чем на 100 млн долл.). Информация об отрицательных примерах, как правило, не публикуется, так как участники неуспешных проектов не заинтересованы в раскрытии такой информации.
Конечно, масштабы IT-бюджетов западных банков и любого банка в России несопоставимы. Но даже если сделать существенную скидку, в России мы не сможем найти подобные примеры. Лишь один раз в 2006 г. в сетевых средствах информации прошла информация о том, что РОСБАНК серьезно прорабатывает сделку по IT-аутсорсингу с компанией IBM, но подготовка сделки была приостановлена в связи с началом поглощения банковской группой «Сосьете Женераль».
Почему же в России темпы развития аутсорсинговых услуг столь низки? В нашей стране пока существуют только примеры узкоспециализированных моделей аутсорсинга, в основном в среде мелких и средних банков.
Рассмотрим
известную классификацию
Видно, что, с одной стороны, классификация не является «линейно упорядоченной» по степени зрелости (в ней есть несколько ветвлений), с другой стороны, эта «неупорядоченность» и отражает реалии мира и взгляды существующих банков на то, как именно может проводиться аутсорсинг. Именно эта классификация понадобится нам в дальнейшем, когда мы будем рассматривать критические факторы перехода на IT-аутсорсинг.
Небольшой комментарий к такому виду аутсорсинга, как ауттаскинг. Разница между полномасштабным аутсорсингом и ауттаскингом не только в объемах сделок, но и в их философии. Эта разница — в том, что в силу большей инкапсуляции ауттаскинг подразумевает больший контроль над поставщиком, отслеживание работы подрядчика в реальном времени, возможность оперативной смены и перестройки процессов и взаимоотношений между банком и поставщиком.
Таблица
3.1 – Классификация видов
Вид аутсорсинга | Сущность |
Полностью внутреннее самообслуживание | Собственное IT-подразделение выполняет всю работу при осуществлении услуг по развитию и поддержке IT-систем |
Выборочный аутсорсинг, или ауттаскинг | Часть услуг,
IT-функций или бизнес- |
Инсорсинг | Для оказания
IT-услуг внутри банка создается
отдельное подразделение с |
Совместное предприятие с поставщиком услуг | Создается совместное предприятие с поставщиком IT-услуг, при этом работа с другими поставщиками не отменяется |
Полный аутсорсинг | Классическая модель — единственный контракт с единственным поставщиком |
Консорциум поставщиков услуг | Развитие полного аутсорсинга, когда в силу сложности или масштабности бизнеса банка один поставщик (даже мировой лидер на рынке) просто не в силах справиться с предоставлением всех услуг |
Сервисная компания | Создается для предоставления услуг для большой материнской компании или группы организаций, связанных отношениями собственности и сходных по виду деятельности (например, для банка и страховой компании, входящих в один холдинг) |
Генеральный подрядчик | Работа
с компанией, с которой |
Примеры частичного аутсорсинга давно известны в российском банковском сообществе — почти у каждого банка развитие и обеспечение корпоративной телекоммуникационной сети отдано на аутсорсинг, часто на аутсорсинг отдано обслуживание банкоматов. К примерам ауттаскинга можно отнести такой внутренний IT-бизнес-процесс, как развитие и сопровождение АБС у небольших банков — зачастую для банка и дешевле, и надежнее с точки зрения качества продукта не разрабатывать собственную АБС, а воспользоваться готовыми решениями (и дальше поддерживать эти решения силами поставщика).
Приведем еще одну классификацию успешных моделей аутсорсинга (табл. 3.2).
Таблица 3.2 – Альтернативное перечисление успешных моделей аутсорсинга
Вид аутсорсинга | Сущность |
Стандартизация/централизация –> аутсорсинг | Проект проводится в два этапа. Вначале выбранные для передачи на аутсорсинг бизнес-процессы стандартизируются, при возможности — централизуются. Это само по себе позволяет организации достичь повышения эффективности, а также повысить управляемость бизнес-процессов. На втором этапе прозрачность и улучшение знаний о бизнес-процессах позволяет четко определить требования к подрядчику |
Запрос на изменение / изменение –> возврат сделанных инвестиций | Данная модель актуальна в случае вывода на рынок нового продукта (либо вообще в быстро меняющихся рыночных условиях, требующих оперативных изменений). Суть модели в том, что банк нанимает поставщика для того, чтобы тот быстро изменил определенную функцию и затем либо построил бизнес-процесс внутри организации с использованием ресурсов поставщика, либо самостоятельно осуществил бизнес-процессы. Работа поставщика выполняется единовременно. Экономическая эффективность состоит в том, что ноу-хау и ресурсы поставщика позволяют оперативно изменить бизнес-процесс в банке и за счет этого получить требуемую прибыль |
Аутсорсинг существенно непрофильных функций | Передача на аутсорсинг функций, не являющихся для организации стратегическими и характерными. Типичные примеры — наполнение и хостинг веб-сайтов, call-центры. Целесообразно в качестве поставщика выбирать компании с узкой специализацией на конкретной функции (при условии обеспечения сохранности информации) |
Возложение рисков на поставщика | Аутсорсинг работ по восстановлению после сбоев и обеспечения непрерывности бизнеса позволяет организациям перенести на поставщика операционные и финансовые риски для функций, которые требуют интенсивного IT-обеспечения |
Смена фиксированного ценообразования на переменное ценообразование | Использование ресурсов поставщика позволяет получить экономию за счет масштабирования и гибкости и перейти от постоянных затрат к переменным. Это верно в областях деятельности, которые интенсивно используют человеческие, финансовые и иные ресурсы (в области IT — инфраструктурные ресурсы) |
Эта классификация, в отличие от той, что приведена в табл. 1, поможет скорее не выстроить правильно проект аутсорсинга, но понять, что же именно получит банк или финансовая организация от проекта (в том числе и в нематериальном выражении), поможет разобраться, какой именно вид аутсорсинга нужен организации.
Это был качественный срез. Если говорить о «количественном» срезе ситуации, то можно воспользоваться материалами анализа РБК за 2006 г. (рис. 1).
Рисунок 9 – Оценка объема заинтересованности в аутсорсинговых услугах
Многие (хотя и не все) компании, решившиеся на какой-либо вид IT-аутсорсинга, оказались разочарованы результатами. Они утратили контроль над IT-стратегией, но при этом приобрели дополнительный уровень иерархии (создающий и дополнительные затраты, и дополнительный «управленческий шум» в системе управления), обострились проблемы взаимодействия на всех уровнях.
Вот типичный SWOT-анализ типичного проекта аутсорсинга (табл. 3.3)
Если банк решился на аутсорсинг, то следует придерживаться правил:
– постоянно управлять процессом;
– выделять для ауторсинга только те виды деятельности, уверенно управлять которыми могут обе стороны сделки;
– не перекладывать проблемы на партнера;
– сокращение расходов — не единственная причина аутсорсинга, он также должен создавать исчисляемые качественные преимущества;
– нужен набор контрольных параметров для проверки совместной работы с поставщиком, которые должны включать как минимум индекс удовлетворенности и уровень сервиса;
– команда поставщика должна состоять из специалистов высшего класса, проект должен вестись под контролем высшего руководства как банка, так и поставщика услуг;
– в соглашениях, особенно с инфраструктурными поставщиками, должна обеспечиваться гибкость;
– должна происходить постоянная переоценка соглашений в связи с переменами в технологиях и бизнесе;
– нужен правильный экономический анализ, чтобы контракт не содержал никаких скрытых расходов и не был структурирован таким образом, чтобы после нескольких первых лет экономии он обернулся большими расходами или падением качества предоставляемого сервиса.
Таблица 3.3 – Типичный SWOT-анализ проекта аутсорсинга
Преимущества | Недостатки |
—
Выведение непрофильных активов; — Высвобождение части внутренних ресурсов; — Точность планирования затрат; — Оперативность принятия решений; — Снижение разовых инвестиций; — В случае приобретения оборудования у крупного стратегического партнера — снижение затрат. |
— В случае
одного поставщика — критическая
зависимость от него ; — Как правило, необходимость создания новых компетенций в организации, направленных на сопровождение аутсорсингового проекта (актуализация SLA, формализация требований бизнеса на развитие ПО в соответствии со стандартами поставщика, контроль качества аутсорсинговых услуг, обеспечение информационной безопасности и сохранения тайны) |
Возможности | Угрозы |
—
Нет необходимости создавать
непрофильные активы для развития возможностей
бизнеса; — Снижение рисков эксплуатации IT-систем; — Уменьшение общих затрат на IT-инфраструктуру; — Повышение качества обслуживания; — В случае альянса с крупным стратегическим партнером -- возможность доступа к лучшим мировым технологиям и знаниям в области IT; — Повышение капитализации организации. |
— Принятие
законодательных актов, которые
могут сделать аутсорсинг неэффективным; — Незрелость рынка аутсорсинга в России; — Утечка коммерческой информации; — Увольнение части ключевого персонала; — Ослабление контроля над процессом IT-обеспечения; — Недостаточная прозрачность IT-обеспечения для бизнеса в случае отсутствия вовлеченности бизнес-подразделений в проект. |
В проекте перевода (и последующего сопровождения) банка на аутсорсинг следует решить три основные задачи:
1.
Нужно разработать и четко
прописать уровни