Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

    Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на три самостоятельные ветви, различаются следующие виды бюджетного контроля:

    - контроль по линии законодательной  власти (Счетная палата Российской  Федерации, контрольные органы (комитеты и комиссии) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации);

    - контроль по линии исполнительной  власти (Правительство Российской  Федерации, Федеральная налоговая  служба Российской Федерации,  службы ведомственного контроля и внутреннего контроля государственных организаций и др.);

    - контроль по линии судебной  власти (судебная система, система органов прокуратуры) [8, с.86].

    Так как президентская власть в какой-то мере сочетает в себе законодательную и исполнительную власти, правомерно выделить и контроль по линии президентской власти, или президентский контроль (Президент Российской Федерации и Администрация Президента Российской Федерации, в том числе Главное контрольное управление Президента Российской Федерации и его территориальные органы, уполномоченные представители Президента Российской Федерации в федеральных административных округах, включая их аппарат). Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации.

    Контроль  со стороны органов исполнительной власти всех уровней осуществляется в пределах их полномочий. В зависимости от предметов ведения органов исполнительной власти бюджетного контроля, осуществляемый органами исполнительной власти, может быть вневедомственным (иногда его называют надведомственным или межведомственным) и ведомственным. Вневедомственный контроль в отличие от ведомственного осуществляется по определенным вопросам деятельности не подчиненных контрольному органу организаций. Ведомственный же контроль осуществляется специальными структурными подразделениями самих министерств и ведомств, государственных комитетов и иных органов государственного управления, включая органы вневедомственного контроля. В основном ведомственный контроль организуется в виде контрольно-ревизионных служб (там, где они сохранились).

    По  субъектам бюджетного контроля выделяется:

    а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной  власти в интересах общества и  государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, то есть посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

    В рамках государственного  бюджетного контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний  и внешний контроль.

    К внутреннему контролю следует отнести  контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.

    Внешний контроль – это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемой извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательный) ветвью власти;

    б) негосударственный  бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в современном и полном получении бюджетных  средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

    в) общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;

    г) независимый контроль, проводимый специализированными  аудиторскими фирмами и службами;

    д) внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений.

    е) правовой контроль осуществляется правоохранительными  органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т. д.;

    ж) гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении  налоговыми органами, при составлении  и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).

    По  времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 256) выделяет следующие виды бюджетного контроля:

    а) представительный контроль, осуществляемой в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных нарушений;

    б) текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

    в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.

    По  степени завершенности представления  об объекте выделяют следующие виды бюджетного контроля:

    а) глубокий контроль – детальное и глубокое контрольное изучение объекта для получения о нем как можно более полного (законченного) представления;

    б) ориентировочный контроль – поверхностное  изучение, не ставящее своей целью  создание какого-то завершающего впечатления от деятельности объекта, а проводимое для получения общих материалов в рамках исследования какой-либо темы, каких-либо важных вопросов или для формирования наиболее общего или поверхностного представления об объекте [11, с.54].

    Таким образом, делая выводы, необходимо определить бюджетный контроль как самостоятельное направление государственного финансового контроля, предметом которого являются финансовые отношения по формированию доходов и расходов государственных бюджетов, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов различного уровня, а также деятельность представительных и исполнительных органов в рамках бюджетного процесса, регулируемую Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными актами, основанными на нем.  

    1.2 Формы и методы бюджетного контроля 

    В настоящее время в литературе можно встретить самые различные  классификации форм, методов бюджетного контроля. При этом необходимо учитывать, что соотношение понятий «форма» и «метод» в науке финансового права остается дискуссионным. В то же время в большинстве работ указанные понятия представлены в различных смысловых сочетаниях, но фактически используются как равнозначные. Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения. Под формой бюджетного контроля следует понимать конкретное выражение и организацию контрольных действий [22, с.105]. По мнению, Н.А. Саттаровой,  к формам бюджетного контроля относиться ревизия, проверка, нормативная проверка, обследование, анализ. А к методам бюджетного контроля относит аудит (внутренний и внешний) бюджета. Но более традиционным, считается мнения Е.Ю. Грачевой, А. В. Голубева и других ученых. Всеобъемлющим и полно раскрывающим суть форм и методов бюджетного контроля является традиционный подход.

    В соответствии со ст. 265 БК РФ выделяют следующие формы финансового (бюджетного) контроля [3, ст.265].

     

       

       
 

    Рис. 1.2.1. Формы бюджетного контроля 

    Предварительный контроль – это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов и направлен на предупреждение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств. Предшествуя совершению финансовых и хозяйственных операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего законодательства и нерационального использования средств, выявить дополнительные источники финансовых ресурсов. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку  обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, полноты указанных источников доходов, ожидаемых доходов (прибылей), возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.

    Предварительный контроль над целевым использованием бюджетных средств должен способствовать:

    а) эффективности организации работы контролирующих органов и применению конкретных бюджетных норм и нормативов;

    б) четкому определению направлений, методов, способов осуществления данного  контроля;

    в) правильному установлению конкретных субъектов и объектов, которые должны подвергнуться проверке или ревизии;

    г) выбору наиболее актуальных и действенных  мер по пресечению нецелевого использования  бюджетных средств;

    д) предотвращению неправильного, неэффективного расходования финансовых ресурсов;

    е) выявлению резервов роста доходов  и соответствия проектируемых показателей  бюджета с данными программ социально-экономического развития страны [14, с.109].

    После принятия решения о выделении  бюджетных средств бюджетополучателям наступает этап текущего (оперативного) контроля.

    Текущий контроль – это контроль, осуществляемый на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета в целях  предотвращения нарушений при расходовании этих средств, соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществления финансово-денежных расчетов. Текущий контроль предусматривает проверку соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденной смете расходов, кодам экономической классификации и соответствия заключенных договоров доведенным лимитам бюджетных обязательств, а также наличия документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ, услуг, заключенных трудовых соглашений. Оперативный контроль осуществляется в течение всего периода финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателей. На этой стадии эффективность контрольных действий важна, поскольку такой контроль предотвращает саму возможность нарушения бюджетной дисциплины [14, с.110].

    Последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется как количественное, так и качественное выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнению смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для определения эффективности, целенаправленности расходования бюджетных средств и своевременности совершения операций с этими средствами. Также выявляются причины отклонений данных от плановых, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходной базы. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода [14,с. 111].

Информация о работе Бюджетный контроль