Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа
Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;
Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на три самостоятельные ветви, различаются следующие виды бюджетного контроля:
-
контроль по линии
-
контроль по линии
- контроль по линии судебной власти (судебная система, система органов прокуратуры) [8, с.86].
Так как президентская власть в какой-то мере сочетает в себе законодательную и исполнительную власти, правомерно выделить и контроль по линии президентской власти, или президентский контроль (Президент Российской Федерации и Администрация Президента Российской Федерации, в том числе Главное контрольное управление Президента Российской Федерации и его территориальные органы, уполномоченные представители Президента Российской Федерации в федеральных административных округах, включая их аппарат). Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации.
Контроль со стороны органов исполнительной власти всех уровней осуществляется в пределах их полномочий. В зависимости от предметов ведения органов исполнительной власти бюджетного контроля, осуществляемый органами исполнительной власти, может быть вневедомственным (иногда его называют надведомственным или межведомственным) и ведомственным. Вневедомственный контроль в отличие от ведомственного осуществляется по определенным вопросам деятельности не подчиненных контрольному органу организаций. Ведомственный же контроль осуществляется специальными структурными подразделениями самих министерств и ведомств, государственных комитетов и иных органов государственного управления, включая органы вневедомственного контроля. В основном ведомственный контроль организуется в виде контрольно-ревизионных служб (там, где они сохранились).
По субъектам бюджетного контроля выделяется:
а)
государственный бюджетный
В рамках государственного бюджетного контроля действующее бюджетное законодательство выделяет внутренний и внешний контроль.
К
внутреннему контролю следует отнести
контроль, проводимый исполнительной
властью. Внутренний контроль, осуществляемый
в отношении собственной
Внешний контроль – это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемой извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательный) ветвью власти;
б) негосударственный бюджетный контроль, проводимый организациями и физическими лицами, заинтересованными в современном и полном получении бюджетных средств. К таковым можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.
в) общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
г) независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
д) внутрихозяйственный контроль финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений.
е) правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т. д.;
ж) гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.).
По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 256) выделяет следующие виды бюджетного контроля:
а) представительный контроль, осуществляемой в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных нарушений;
б) текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;
в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период.
По
степени завершенности
а) глубокий контроль – детальное и глубокое контрольное изучение объекта для получения о нем как можно более полного (законченного) представления;
б) ориентировочный контроль – поверхностное изучение, не ставящее своей целью создание какого-то завершающего впечатления от деятельности объекта, а проводимое для получения общих материалов в рамках исследования какой-либо темы, каких-либо важных вопросов или для формирования наиболее общего или поверхностного представления об объекте [11, с.54].
Таким
образом, делая выводы, необходимо определить
бюджетный контроль как самостоятельное
направление государственного финансового
контроля, предметом которого являются
финансовые отношения по формированию
доходов и расходов государственных бюджетов,
бюджетов муниципальных образований и
государственных внебюджетных фондов
различного уровня, а также деятельность
представительных и исполнительных органов
в рамках бюджетного процесса, регулируемую
Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными
актами, основанными на нем.
1.2
Формы и методы бюджетного контроля
В
настоящее время в литературе
можно встретить самые
В соответствии со ст. 265 БК РФ выделяют следующие формы финансового (бюджетного) контроля [3, ст.265].
Рис.
1.2.1. Формы бюджетного контроля
Предварительный контроль – это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов и направлен на предупреждение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств. Предшествуя совершению финансовых и хозяйственных операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего законодательства и нерационального использования средств, выявить дополнительные источники финансовых ресурсов. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, полноты указанных источников доходов, ожидаемых доходов (прибылей), возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.
Предварительный контроль над целевым использованием бюджетных средств должен способствовать:
а)
эффективности организации
б)
четкому определению
в) правильному установлению конкретных субъектов и объектов, которые должны подвергнуться проверке или ревизии;
г) выбору наиболее актуальных и действенных мер по пресечению нецелевого использования бюджетных средств;
д) предотвращению неправильного, неэффективного расходования финансовых ресурсов;
е) выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально-экономического развития страны [14, с.109].
После
принятия решения о выделении
бюджетных средств
Текущий контроль – это контроль, осуществляемый на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета в целях предотвращения нарушений при расходовании этих средств, соблюдения финансовой дисциплины и своевременного осуществления финансово-денежных расчетов. Текущий контроль предусматривает проверку соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденной смете расходов, кодам экономической классификации и соответствия заключенных договоров доведенным лимитам бюджетных обязательств, а также наличия документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ, услуг, заключенных трудовых соглашений. Оперативный контроль осуществляется в течение всего периода финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателей. На этой стадии эффективность контрольных действий важна, поскольку такой контроль предотвращает саму возможность нарушения бюджетной дисциплины [14, с.110].
Последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется как количественное, так и качественное выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнению смет бюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для определения эффективности, целенаправленности расходования бюджетных средств и своевременности совершения операций с этими средствами. Также выявляются причины отклонений данных от плановых, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходной базы. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода [14,с. 111].