Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

    Основные  задачи Управления таковы:

    а) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

    б) контроль над реализацией общенациональных проектов;

    в) контроль и проверка исполнения поручений Президента России и руководителя Администрации Президента России;

    г) контроль над реализацией ежегодных  посланий Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию, бюджетных посланий и иных программных документов Президента Российской Федерации;

    д) информирование Президента Российской Федерации и руководителя Администрации  Президента России о результатах  проверок и подготовка на их основе предложений о предупреждении и  об устранении выявленных нарушений.

    К контрольным полномочиям в сфере  бюджетной деятельности, согласно ст. 209 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относится принятие секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета, которое осуществляется по представлению Президента Российской Федерации [22, с.152].

      Законодательные (представительные) органы в процессе осуществления  бюджетного контроля имеют право  на:

    а) получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных  образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

    б) получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении бюджетов;

    в) утверждение (или отказ в утверждении) отчета об исполнении бюджета;

    г) создание собственных контрольных  органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

    д) оценка деятельности органов, исполняющих  бюджеты.

    Анализ  действующего законодательства и специальной  литературы позволяет сделать вывод, что парламентский финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность Федерального Собрания, его двух палат, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и образованных ими органов, а также отдельных депутатов и формируемых органов в структуре представительной власти субъектов Российской Федерации по реализации постоянного контроля над законностью и целесообразностью действий в области аккумулирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов в сфере управления.

    Особую  роль в проведении бюджетного контроля играет Счетная палата Российской Федерации, которая является постоянно действующем  органом государственного финансового (бюджетного) контроля, образуемым Федеральным  Собранием Российской Федерации  и подотчетным ему. Правовое положение Счетной палаты определено Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4 – ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

    Задачи  Счетной палаты:

    а) организация и проведение контроля над своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    б) определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств использования федеральной  собственности;

    в) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    г) финансовая экспертиза проектов федеральных  законов, нормативных правовых актов  федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    д) анализ выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    е) контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

    ж) регулярное представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных мероприятий [2, ст.9].

    Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля  над исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

      При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а на договорной основе – негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов [22, с.156].

      Органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляемые Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченными ими органами, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

    Большую роль в системе бюджетного контроля играет Министерство финансов России (Минфин России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и т.д.

    В соответствии с Постановлением Правительства  от 06.03.98. №273 “Об утверждении положения  о Министерстве Финансов Российской Федерации” основными задачами Минфина Российской Федерации являются:  совершенствование бюджетной системы России, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России;  разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета России; разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени России; разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в России; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

    Правительство Российской Федерации Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов Российской Федерации” от 06.03.98. №276 разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением Правительства России от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов России” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

    а) проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;

    б) проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;

    в) требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;

    г) получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки;

    д) проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;

    е) проводить встречные проверки документов в других организациях связанных с деятельностью проверяемого учреждения;

    ж) запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и операциями ревизуемой или проверяемой организации;

    з) изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.

    и) проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;

    к) приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;

    л) ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;

    м) вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;

    н) проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;

    о) разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль над их выполнением.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль над использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора контролирует исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

    Федеральное казначейство осуществляет контроль над  тем, чтобы:

    а) лимиты бюджетных обязательств, распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, не превышали утвержденных им лимитов бюджетных обязательств;

    б) бюджетные ассигнования, распределенные главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, не превышали утвержденных им бюджетных ассигнований;

    в) кассовые расходы, осуществляемые получателями средств федерального бюджета, не превышали доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований;

    г) кассовые выплаты, осуществляемые администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, не превышали доведенных до них бюджетных ассигнований;

    д) содержание проводимой операции соответствовало  коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном  документе, представленном в Федеральное  казначейство получателем средств  федерального бюджета;

    е) у получателя средств федерального бюджета были в наличии документы, подтверждающие в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него (получателя) денежных обязательств [22, с.164].

    Таким образом, как было отмечено, контрольные органы в бюджетной сфере разделены по вертикали на три уровня – федеральный, региональный, муниципальный в зависимости от бюджета и уровня власти и по горизонтали - на создаваемые представительными и исполнительными органами.

      Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в соответствии с положениями статьи 158 БК РФ осуществляет деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, в том числе: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетный контроль