Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа
Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;
В результате дальнейшей работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования Службы был подписан Приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 года № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора». Данное Положение регулирует как полномочия, так и организационные основы деятельности территориальных органов Росфиннадзора, возникших на месте соответствующих контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации.
Итак, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия в финансово-бюджетной сфере. При этом, несмотря на относительно недолгий период существования, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в сфере соблюдения бюджетного и валютного законодательства [5, ст.5].
Казначейство России прошло длинный и сложный путь развития. Обобщим основные этапы становления и развития органов Федерального казначейства в условиях реформирования экономической системы России:
а) этап территориального становления органов Федерального казначейства в субъектах РФ (1993 – 1995) - Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года №864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.
б) этап становления, развития и отработки механизмов казначейского исполнения федерального бюджета в части доходов и расходов (1995 – 1999);
в) этап внедрения технологии единого счета Федерального казначейства (ЕКС) по учету доходов и средств федерального бюджета (1999 – 2004). Данный этап включает две стадии:
1) переходная (1999–2002), новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:
- закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств. В течение 2000 – 2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.
2) завершающая (2002 – 2004). В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.
г) этап реорганизации Федерального казначейства в федеральную службу исполнительной власти (2004 – 2005). Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.
д) этап кассового исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с положениями ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с 2006 г. по настоящее время) [30].
Таким
образом, создание специальных органов
финансового контроля либо передача
функций по осуществлению контроля
вышестоящим контрольным органам позволит
осуществлять финансовый контроль компетентными,
опытными, профессиональными сотрудниками
контрольных органов, специализирующимися
именно в сфере публичных финансов, что,
в свою очередь, повысит эффективность
самого бюджетного контроля. На основе
изучения истории развития бюджетного
контроля в России можно выявить основные
тенденции его становления и, используя
данный опыт, совершенствовать
современное законодательство в целях
уточнения полномочий контрольных органов
и их взаимодействия.
2.2.
Бюджетный контроль на
Развитие системы государственного финансового (бюджетного) контроля является одним из важных условий упорядоченного функционирования государственного аппарата, эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности, существенного улучшения качества работы во всех областях общественной жизни. Российская система органов государственной власти в современном виде существует около 15 лет. Процесс ее формирования нельзя считать завершенным, в ходе властно-политических и административных реформ она непрерывно совершенствуется. В настоящее время накапливается опыт взаимодействия контрольных органов с институтами государственной власти. Отрабатываются контрольные механизмы, позволяющие эффективно воздействовать на процессы управления государственными финансами и государственной собственностью. В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется системой органов государственной власти в рамках своих полномочий. Ведущим органом государственного бюджетного контроля является Счетная палата России, которая обладает организационной и функциональной независимостью. Все органы государственной власти и местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию (документы, материалы). Неправомерный отказ в ее предоставлении или уклонение от него, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность (ст.287 УК РФ). Как было отмечено, Счетная палата является независимым конституционным органом финансового контроля. В этом качестве она взаимодействует с различными ветвями власти (Президентом России и его администрацией; двумя палатами Федерального Собрания России), с различными органами исполнительной власти (Министерством финансов России, правоохранительными и иными органами исполнительной власти) и с органами местного самоуправления (контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных администраций). В последние годы значительно расширилось взаимодействие Счетной палаты и Президента России.
Президенту регулярно направляются информационные письма по национально значимым проблемам финансового обеспечения бюджетной сферы, аналитические записки и информационные материалы Счетной палаты по вопросам развития налоговой базы, по сбору акцизов на алкогольную продукцию, о проблемах военного строительства, финансовых нарушениях, допущенных при утилизации атомных подводных лодок, по проблемам налогообложения доходов военнослужащих, финансирования военных комиссариатов. По аналитическим и информационным материалам Счетной палаты Президент России даст соответствующие поручения правительству, Совету безопасности для принятия мер по устранению нарушений. Счетная палата представляет предложения для включения в Бюджетное послание Президента Федеральному Собранию России о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Совместно с администрацией Президента разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе системы государственного финансового контроля, и проводятся уточнения полномочий Счетной палаты России [5, ст.6]. Количество проведенных ею контрольных мероприятий и проверенных объектов непрерывно растет. В 2010 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов (на стадии формирования), на 2010 год (текущее исполнение) и за 2009 год (исполнение за отчетный финансовый год). Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 371 контрольных мероприятий и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объектов на территории 81 субъектов Российской Федерации.
Рис.
2.2.2 Динамика контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий, проведенных Счетной палатой
в 2000 – 2010 годах [28, с.12].
В 2010 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 33 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 20 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 13 мероприятий. По результатам проведенных контрольных мероприятий составлено 1154 актов [28, с.12]. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 31 вопросам.
По
итогам проведенных контрольных
мероприятий Правительству
В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей.
В
2010 году в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации, другие правоохранительные
органы было направлено 217 материалов
по результатам проведенных
Рис.
2.2.3 Регулирование
В
2010 году Счетной палатой осуществлен
комплекс контрольных и экспертно-
Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора
в соответствии с Планом деятельности
на 2011 год проведены в органах
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, муниципальных органах
власти и подведомственных им организациях,
у иных получателей субсидий и субвенций
проверки использования средств, направленных
в 2010 году на реализацию приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России» в рамках подпрограмм
«Выполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством»,
«Обеспечение жильем молодых семей», «Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры»,
«Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства»
федеральной целевой программы «Жилище»
на 2002-2010 годы, и в части субвенций, выделенных
бюджетам субъектов Российской Федерации
на реализацию передаваемых полномочий
Российской Федерации по обеспечению
жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов. В субъектах Российской
Федерации проверено использование 18963,4
млн. рублей на реализацию 5 подпрограмм
приоритетного национального проекта
«Доступное и комфортное жилье – гражданам
России», что составило 88 процентов от
объема полученных средств. Выявлены нарушения
в использовании бюджетных средств, выделенных
в 2010 году на реализацию мероприятий приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России» в сумме 1290,4
млн. рублей (6,8 процента от суммы проверенных
средств).
Территориальными управлениями Росфиннадзора
направлены в проверенные организации
14 предписаний по устранению выявленных
нарушений и 69 представлений о ненадлежащем
исполнении бюджетного процесса. По результатам
контрольных мероприятий материалы проверок
48 организаций переданы в правоохранительные
органы [5, с.26].
В
2010 году Министерством финансов Российской
Федерации и финансово-
-
документальные ревизии
-
комплексные ревизии