Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

    В результате дальнейшей работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования Службы был подписан Приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 года № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора». Данное Положение регулирует как полномочия, так и организационные основы деятельности территориальных органов Росфиннадзора, возникших на месте соответствующих контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации.

    Итак, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия в финансово-бюджетной сфере. При этом, несмотря на относительно недолгий период существования, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в сфере соблюдения бюджетного и валютного законодательства [5, ст.5].

    Казначейство России прошло длинный и сложный путь развития. Обобщим основные этапы становления и развития органов Федерального казначейства в  условиях реформирования экономической системы России:

    а) этап территориального становления  органов Федерального казначейства в субъектах РФ (1993 – 1995) - Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года №864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

    б) этап становления, развития и отработки  механизмов казначейского исполнения федерального бюджета в части  доходов и расходов (1995 – 1999);

    в) этап внедрения технологии единого  счета Федерального казначейства (ЕКС) по учету доходов и средств федерального бюджета (1999 – 2004). Данный этап включает две стадии:

    1) переходная (1999–2002), новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

    - закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

    - обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

    - определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

    - установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств. В течение 2000 – 2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

    2) завершающая (2002 – 2004). В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.

    г) этап реорганизации Федерального казначейства в федеральную службу исполнительной власти (2004 – 2005). Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

    В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

    д) этап кассового исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с положениями ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с 2006 г. по настоящее время) [30].

    Таким образом, создание  специальных органов  финансового контроля либо передача функций по осуществлению контроля вышестоящим контрольным органам позволит осуществлять финансовый контроль компетентными, опытными, профессиональными сотрудниками контрольных органов, специализирующимися именно в сфере публичных финансов, что, в свою очередь, повысит эффективность самого бюджетного контроля. На основе изучения истории развития бюджетного контроля в России можно выявить основные тенденции его становления и, используя данный  опыт,  совершенствовать современное законодательство в целях уточнения полномочий контрольных органов и их взаимодействия.   

    2.2. Бюджетный контроль на современном  этапе в Российской Федерации 

    Развитие  системы государственного финансового (бюджетного) контроля является одним  из важных условий упорядоченного функционирования государственного аппарата, эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности, существенного улучшения качества работы во всех областях общественной жизни. Российская система органов государственной власти в современном виде существует около 15 лет. Процесс ее формирования нельзя считать завершенным, в ходе властно-политических и административных реформ она непрерывно совершенствуется. В настоящее время накапливается опыт взаимодействия контрольных органов с институтами государственной власти. Отрабатываются контрольные механизмы, позволяющие эффективно воздействовать на процессы управления государственными финансами и государственной собственностью. В Российской Федерации государственный финансовый контроль осуществляется системой органов государственной власти в рамках своих полномочий. Ведущим органом государственного бюджетного контроля является Счетная палата России, которая обладает организационной и функциональной независимостью. Все органы государственной власти и местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию (документы, материалы). Неправомерный отказ в ее предоставлении или уклонение от него, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность (ст.287 УК РФ). Как было отмечено, Счетная палата является независимым конституционным органом финансового контроля. В этом качестве она взаимодействует с различными ветвями власти (Президентом России и его администрацией; двумя палатами Федерального Собрания России), с различными органами исполнительной власти (Министерством финансов России, правоохранительными и иными органами исполнительной власти) и с органами местного самоуправления (контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных администраций). В последние годы значительно расширилось взаимодействие Счетной палаты и Президента России.

    Президенту  регулярно направляются информационные письма по национально значимым проблемам финансового обеспечения бюджетной сферы, аналитические записки и информационные материалы Счетной палаты по вопросам развития налоговой базы, по сбору акцизов на алкогольную продукцию, о проблемах военного строительства, финансовых нарушениях, допущенных при утилизации атомных подводных лодок, по проблемам налогообложения доходов военнослужащих, финансирования военных комиссариатов. По аналитическим и информационным материалам Счетной палаты Президент России даст соответствующие поручения правительству, Совету безопасности для принятия мер по устранению нарушений. Счетная палата представляет предложения для включения в Бюджетное послание Президента Федеральному Собранию России о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Совместно с администрацией Президента разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе системы государственного финансового контроля, и проводятся уточнения полномочий Счетной палаты России [5, ст.6]. Количество проведенных ею контрольных мероприятий и проверенных объектов непрерывно растет. В 2010 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов (на стадии формирования), на 2010 год (текущее исполнение) и за 2009 год (исполнение за отчетный финансовый год). Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольных  и экспертно-аналитических мероприятия, из них 371 контрольных мероприятий и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объектов на территории 81 субъектов Российской Федерации.

       

    Рис. 2.2.2 Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2000 – 2010 годах [28, с.12]. 

    В 2010 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 33 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 20 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 13 мероприятий. По результатам проведенных контрольных мероприятий составлено 1154 актов [28, с.12]. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 31 вопросам.

    По  итогам проведенных контрольных  мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным  распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 333 представления Счетной палаты и 371 информационное письмо. Президенту Российской Федерации направлено 19 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 100 информационных писем.

    В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей.

    В 2010 году в Генеральную прокуратуру  Российской Федерации, другие правоохранительные органы было направлено 217 материалов по результатам проведенных контрольных  мероприятий. По материалам Счетной палаты возбуждено 41 уголовное дело.

     

    Рис. 2.2.3 Регулирование правоохранительных органов [28, с.22]. 

    В 2010 году Счетной палатой осуществлен  комплекс контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по проверке использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» составляет 342,6 млрд.рублей. По проектам «Здоровье» и «Образование» нарушения были незначительны, а по проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» по федеральной целевой программе «Жилище» были выявлены финансовые нарушения в общем объеме 46,5 млн.рублей [28, с.53].

    Федеральной службой финансово-бюджетного надзора  в соответствии с Планом деятельности на 2011 год проведены в органах  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органах  власти и подведомственных им организациях, у иных получателей субсидий и субвенций проверки использования средств, направленных в 2010 году на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Обеспечение жильем молодых семей», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и в части субвенций, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В субъектах Российской Федерации проверено использование 18963,4 млн. рублей на реализацию 5 подпрограмм приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», что составило 88 процентов от объема полученных средств. Выявлены нарушения в использовании бюджетных средств, выделенных в 2010 году на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в сумме 1290,4 млн. рублей (6,8 процента от суммы проверенных средств).  
Территориальными управлениями Росфиннадзора направлены в проверенные организации 14 предписаний по устранению выявленных нарушений и 69 представлений о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. По результатам контрольных мероприятий материалы проверок 48 организаций переданы в правоохранительные органы [5, с.26]. 

    В 2010 году Министерством финансов Российской Федерации и финансово-казначейскими  управлениями Министерства финансов Российской Федерации проведены контрольные  мероприятия:

    - документальные ревизии получателей  средств государственного бюджета  Российской Федерации проведены  как в органах государственной  власти Российской Федерации, так и в бюджетных учреждениях субъектов РФ;

    - комплексные ревизии составления  и исполнения бюджетов субъектов, муниципальных образований, в ходе которых ревизией охвачены как осуществление бюджетного процесса в субъектах, муниципальных образованиях, так и бюджетные учреждения;

Информация о работе Бюджетный контроль