Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

    Под методами контроля понимают приемы и  способы его осуществления. Среди  основных методов бюджетного контроля различают:

    Особый  метод бюджетного контроля, как указывают специалисты, - аудит бюджета, который стал широко внедряться в практику контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности органов государственного финансового контроля многих развитых стран, особенно после принятия в 1977 г. Лимской декларации руководящих принципов контроля.

       

       

       

       Ревиз 

 
 
 

    Рис. 1.2.2. Методы бюджетного контроля 
 

    Аудит бюджета как метод бюджетного контроля широко используется контрольными органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

    В соответствии с российским законодательством  под аудитором понимается предпринимательская  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по проведению независимых вневедомственных проверок бухгалтерско-финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов (предприятий, организаций, предпринимателей  и т.д.), а также оказанию иных аудиторских услуг. Различают внутренний и внешний аудит.

    Внутренний  аудит бюджета проводится органами исполнительной власти в процессе формирования проекта бюджета, исполнения утвержденного бюджета и составления отчета об исполненном бюджете.

    Внешний аудит бюджета проводится извне  и позволяет законодательной (представительной) власти определить степень достоверности информации исполнительной власти об исполнении бюджета за отчетный финансовый год или о прогнозируемых параметрах социально – экономического развития страны и показателях бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год (или годы).

    Внешний аудит бюджета представляет собой  ежегодную обязательную проверку органом  внешнего государственного финансового  контроля отчета исполнительной власти об исполнении бюджета (бюджета внебюджетного  фонда) за прошедший финансовый год. Данная проверка осуществляется в виде контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органом внешнего государственного финансового контроля во всех субъектах ведомственной структуры расходов бюджета с целью установления степени достоверности финансовой отчетности, представляемой исполнительной властью представительной власти в форме проекта закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и подготовки заключения органа внешнего государственного финансового контроля по этому законопроекту (проекту решения).

    На  основании ст.157,265 Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью проведения внешнего аудита бюджета, в ходе которого осуществляется контроль над исполнением местных бюджетов, проводится экспертиза проектов местных бюджетов, актов органов местного самоуправления, представительной орган местного самоуправления создает контрольный орган местного самоуправления.

    Внешний аудит бюджета должен проводится профессионально, объективно и независимо ни от исполнительной, ни от законодательной власти.

    Главная задача этого метода – определение  достоверности и правдивости  финансовой отчетности исполнительной власти, реальности показателей бюджета[22, с.134].

    Ревизия – основной метод бюджетного контроля, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок законности и обоснованности финансово-хозяйственной деятельности ревизуемых организаций. И.Т. Тарасов в 1883 г. в своей работе «Очерк науки финансового права» указывал, что «ревизией, в отличие от контроля, называется непосредственная, единовременная или периодическая проверка положения делопроизводства, сумм и имущества. Поэтому ревизия является необходимым дополнением контроля, ограничивающего постоянным наблюдением за положением и ходом дел по отчетам контролируемых учреждений».

    Цель  ревизии – соблюдение процедур, норм или правил деятельности, отчетности проверяемого хозяйствующего (экономического) субъекта.

    Важное  теоретическое и практическое значение имеет правильная классификация  ревизии по определенным однородным признакам. Она позволяет качественно и эффективно организовать и провести ревизию, унифицировать терминологию, провести сравнительный анализ результатов ревизионной работа и оценить наиболее приемлемые ее виды с точки зрения максимальной отдачи.

    В специальной литературе проводится несколько признаков, по которым классифицируются ревизии. Рассмотрим некоторые из них.

      По полноте охвата деятельности  ревизуемого объекта различают  полные, частичные, комплексные и  тематические ревизии.

    Полная  документальная ревизия предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а частичная – отдельных сторон или участков этой деятельности, либо определенных статей затрат.

    Самые распространенные прогрессивные комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемых предприятий.

    Тематические  ревизии проводятся для проверки определенного участка (темы) деятельности ревизуемого предприятия, организации. Проверяя однородные темы, ревизии  дают представление о состоянии  определенного участка деятельности не только одного ревизуемого объекта, но и других типичных объектов, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по всем однотипным участкам хозяйствующих субъектов.

    По  степени охвата данных финансово-хозяйственных операций различают сплошные и выборочные ревизии. В ходе проведения сплошных ревизий контролю подвергаются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого предприятия и за весь ревизуемый период. При выборочных ревизиях проверяется часть документов на выбор за тот или иной промежуток времени. По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре) [22, с. 146].

    Проверка  в свою очередь делится на следующие  виды:

    а) документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно – техническая отчетность, схемы расходов и расчеты к ним и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещена законом. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены и т. д.

    б) камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов. Основными задачами такой проверки являются:

    1) получение, проверка и обеспечение  сохранности отчетов, смет расходов  бюджетных учреждений, а также  расчетов по налогам налогоплательщиков;

    2) прием налогоплательщиков и распределителей  бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, оставление индивидуальных и общих смет расходов бюджетных учреждений;

    3) осуществление контроля над правильностью  начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

    в) нормативная проверка, суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Это прием используют при проверке правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета, правильности списания расходов по статьям затрат.

    Норма – в зависимости от метода разработки могут быть расчетными и средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, применяют прием технико-экономических расчетов, при котором проверяются плановые или фактические расходы за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг.

    Суть  такого метода, как обследование заключается  в личном ознакомлении контролирующего  лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения. Данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа.

    Анализ  – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Важнейшим приемом анализа специалисты считают экономический анализ, который предполагает детальную проработку бюджетной документации с целью общей оценки результативности и эффективности расходования государственных (муниципальных) средств и использования государственной (муниципальной) собственности [14, с.174].

    Как указывают специалисты, среди всех проблем, связанных с государственным бюджетно-финансовым контролем, центральное место занимает проблема эффективности. Дело в том, что категория эффективности в данном случае включает в себя эффективный выбор метода (форм) бюджетного контроля, эффективность использования бюджетных средств и эффективность самого государственного финансового (бюджетного) контроля. Совершенствование и эффективность законодательства, должны служить интересам государства и общества в целом и обеспечивать такое состояние финансовой дисциплины, которое сводило бы к минимуму правонарушения в бюджетной сфере.  

    1.3 Органы, осуществляющие бюджетный  контроль и их полномочия 

    Состав  и структура органов бюджетного контроля определяются государственным  устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе.

    Бюджетный контроль проводят органы государственной  власти, наделенные контрольными полномочиями. Следует отметить, что ст.157 БК РФ посвящена бюджетным полномочиям  органов государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации выделяются следующие органы, осуществляющие бюджетный контроль.

    Бюджетный контроль проводят органы государственной  власти, наделенные контрольными полномочиями. Следует отметить, что ст.157 БК РФ посвящена бюджетным полномочиям органов государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации выделяются следующие органы, осуществляющие бюджетный контроль.

    Президентский контроль над соблюдением бюджетно-налоговой  дисциплины служит важным элементом  государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т. д.

    

     

         
 

 

      

    Рис. 1.3.1 Органы, осуществляющие бюджетный  контроль 

    Определенные  функции финансового контроля выполняет Главное Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении Президента РФ”.  Как структурное подразделение Администрации Президента оно взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов надзора и контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Информация о работе Бюджетный контроль