Бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование бюджетного контроля и его развития в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятий, видов, содержания и значения бюджетного контроля;
- полномочия органов бюджетного контроля;
- этапы становления и развития бюджетного контроля в Российской Федерации;

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

    По  сути контрольной деятельности мониторинг может использоваться налоговыми органами по отношению к налогоплательщикам. Сегодня Федеральная налоговая служба предлагает определенные элементы мониторинга финансовой деятельности налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей. Для отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок разработаны критерии. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

    Вопрос  форм и методов бюджетного контроля является достаточно дискуссионным, что подтверждается наличием различных трактовок и интерпретаций обозначенных категорий. Многие авторы пытаются объединить в единую группу формы и методы контроля. Существует несколько определений.

    Федеральными  органами исполнительной власти разрабатываются  административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.

    Следующая проблема, которую нужно решить, это сложные взаимоотношения  между Счетной палатой и Государственной  Думой. По итогам проверок должных решений, как правило, не принимается, материалы используются выборочно, политически мотивированно и с акцентом на определенной политической конъюнктуре. Поэтому действительно крупные финансовые нарушения редко становятся предметом обсуждения Государственной думы [24, с.11].

    Для эффективного парламентского контроля за управлением государственными финансами необходимо, чтобы обе палаты Федерального Собрания по материалам проверок Счетной палаты принимали адекватные решения, давали соответствующие общественно-политические оценки действительно серьезных дел. Общество имеет право знать, насколько эффективно расходуются средства государства, кто именно нарушает финансовую дисциплину.

    В контексте взаимодействия Счетной  палаты и Минфина России есть еще  одна проблема – ее сотрудничество с Комитетом России по финансовому мониторингу (КФМ), который создан в 2002 г. и подотчетен Минфину. Через него проходит значительный массив информации по финансовым правонарушениям и преступлениям. Согласно Положению о Комитете России по финансовому мониторингу, он осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе международными. Комитет России по финансовому мониторингу сотрудничает с Центральным банком России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [24, с.12].

    Важен вопрос и о том, какие меры надо предпринимать по результатам финансового контроля. В случаях, когда имеют место значительные отклонения от пороговых показателей экономической безопасности, должны приниматься соответствующие экономические меры. Когда налицо преступления – необходимы правоохранительные меры. Если речь идет о серьезных нарушениях, должен быть задействован контрольный механизм обеспечения экономической безопасности. Проблемы экономической безопасности необходимо решать в совокупности на основе общеэкономических, контрольных и правоохранительных механизмов ее обеспечения. Данное положение основывается на разработанном в Академии экономической безопасности Министерство внутренних дел России подходе, направленном на выделение: общеэкономических механизмов и мер экономической политики; контрольных механизмов и мер государственного контроля (финансового, налогового, банковского, экспортного, валютного и др.); правовых и правоохранительных механизмов и соответствующих мер прокурорского надзора, уголовно-правовых санкций; механизмов экономической дипломатии и соответствующих мер дипломатической политики [19, с.15].

    Таким образом, правовое регулирование стандартизации бюджетного контроля находится на стадии становления. Сделаны первые шаги к формированию единых требований контрольной деятельности. В дальнейшем необходимо решить вопрос статуса каждого документа и его значение в целях защиты интересов субъектов и объектов контроля. Нам представляется, что необходимо наличие единого правоустанавливающего документа в области государственного финансового контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В Бюджетном Кодексе понятие «бюджетный контроль» заменен более широким  термином «государственный финансовый контроль».   Единственным документом, содержащим понятие «бюджетный контроль», является Указ Президента России от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Мнения таких авторов, как И.И. Кучеров, О.Ю. Бубнова, Грачева Е.Ю. также различаются. Исходя из всех данных определений, наиболее полно и точно раскрывает суть бюджетного контроля определение Е.Ю.Грачевой: «Бюджетный контроль – составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса».

    Многими авторами предпринимались попытки  дать классификацию видов бюджетного контроля. Тем не менее, эта область  недостаточно разработана. Нет единства в выборе признаков классификаций, отсутствует комплексность в  подходах. Необходимы уточнения в существующих классификациях видов и направлений бюджетного контроля с учетом изменившихся условий хозяйствования. Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на три самостоятельные ветви, различаются следующие виды бюджетного контроля: контроль по линии законодательной власти, контроль по линии исполнительной власти, контроль по линии судебной власти. Также различают виды контроля по времени проведения, по субъектам бюджетного контроля, по степени завершенности представления об объекте.

    В настоящее время в литературе можно встретить самые различные  классификации форм, методов финансового  контроля. При этом необходимо учитывать, что соотношение понятий «форма»  и «метод» в науке финансового  права остается дискуссионным. В то же время в большинстве работ указанные понятия представлены в различных смысловых сочетаниях, но фактически используются как равнозначные. Мнения различных авторов о формах и методах бюджетного контроля также различаются. Эта область недостаточно разработана и требует стандартизации. На данный момент существуют следующие формы бюджетного контроля: предварительный контроль, текущий (оперативный) контроль, последующий контроль. Различают такие методы, как, ревизия, проверка, анализ, обследование.

    Бюджетный контроль осуществляется как органами общей компетенции (Президентом  Российской Федерации, Федеральным  Собранием Российской Федерации  и Правительством Российской Федерации), так и специальными контрольными органами: Счетной палатой РФ и региональными контрольно-счетными палатами; Федеральным казначейством, которое осуществляет в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов, что увеличивает степень сохранности бюджетных средств.  В связи с проведением административной реформы были созданы  новые контрольные органы, такие как: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные управления, Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы  и др.  Создание новых контрольных органов привело к необоснованному дублированию ими функций контроля с ранее действующими органами контроля.

      Финансовый контроль в бюджетной  сфере формировался постепенно, на протяжении всей истории  России. Зарождение государственного  финансового контроля происходило в России в XVII веке. Сосредоточение в руках государства больших денежных средств, расширение центрального аппарата управления требовали осуществления финансового контроля. Постепенно финансовый контроль превращается в отрасль государственного управления, в связи, с чем и формируются специализированные органы бюджетного контроля. В процессе изучения истории развития бюджетного контроля в России выявляются основные тенденции его становления.

    Ведущим органом бюджетного контроля является Счетная палата РФ. Она взаимодействует с различными ветвями власти Президентом РФ, с различными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Каждый год Счетная палата проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. По итогам проведенных мероприятий Правительству РФ, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направляет информационные письма. Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору в соответствии с Планом деятельности на 2011 год проводит в органах исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных органах власти, у иных получателей субсидий и субвенций проверку использования средств направленных на реализацию национального проекта «Достойное и комфортное жилье – гражданам России». Также Министерством финансов и финансово-казначейскими управлениями Минфина РФ проведены: комплексные ревизии, документальные  ревизии, тематические проверки, проверки последующего контроля.

    Совершенствование играет важную роль во всех сферах деятельности. В нашем случае, совершенствование – это стандартизация бюджетного контроля. Бюджетный кодекс РФ имеет недостатки, касающиеся стандартизации бюджетного контроля и это является главной проблемой. Следующая проблема, которую нужно решить, это сложные взаимоотношения между Счетной палатой и Государственной Думой. Нужно разграничить и устранить дублирование полномочий. Также важен вопрос и о том, какие меры надо предпринимать по результатам финансового (бюджетного) контроля, который напрямую оказывает влияние на экономическую безопасность государства. 

    Исходя, из проведенного исследования считаем возможным предложить следующие мероприятия, направленные на совершенствование бюджетного контроля:

    1. В 26 главе БК РФ необходимо закрепить понятие «бюджетный контроль», определить органы, осуществляющие данный вид контроля, а также формы и методы его проведения, включив положения о бюджетных проверках, ревизиях как формах бюджетного контроля, о порядке их назначения, проведения и оформления результатов;

    2. Необходимо закрепить право Федерального  Собрания РФ, законодательных органов  субъектов РФ, Счетной палаты  и контрольно-счетных органов  субъектов РФ, муниципальных образований  на осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за формированием и исполнением соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

    3. Необходимо разработать стандарты бюджетного контроля для формирования его видов и методов проведения. Стандартизация контроля должна проводиться по всем элементам контроля: по субъекту, объекту, предмету контроля, принципам осуществления контроля, методам и технологии контроля, источникам контроля, оформлению результатов контроля, квалификации нарушений законодательно-нормативной базы и реализации результатов контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников 

    1. Конституция Российской Федерации:  Федеральный закон от 12 декабря 1993г.// Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.05.2011г.

    2. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 11.01.1995г, N 4-ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.05.2011г.

    3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 1998г, №145-ФЗ (ред. от 31.01.2011 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.05.2011г.

    4. О мерах по обеспечению государственного  финансового контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г, №1095// Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.05.2011г.

    5. Положение о Федеральной службе  финансово-бюджетного надзора [Электронный  ресурс]: Постановление Правительства  РФ от 15 июня 2004 г, №278// Справочно-правовая  система «Гарант». – Последнее обновление 20.05.2011г.

    6. Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора[Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 11 июня 2005 г, №89н// Справочно-правовая система «Гарант». – Последнее обновление 20.05.2011г.

    7.  Краткий экономический словарь.  Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. Доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2008.

  1. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства – М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2007.
  2. Бубнова О.Ю. Объекты бюджетного контроля // Ежегодник Международной ассоциации финансового права: сборник научных работ/ Под общей ред. д-ра юрид. наук. проф. С.В. Запольского. - М., 2007.
  3. Бубнова О.Ю. История развития бюджетного контроля в России / Черные дыры в Российском законодательстве. - 2007. - № 3. 

Информация о работе Бюджетный контроль