Денежно – кредитная политика Центрального Банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита в России.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность, цели, функции, инструменты денежно- кредитной политики.
Изучить политику дорогих и дешёвых денег.
Рассмотреть динамику изменения инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка в 2005 – 2011 годах.
Проанализировать денежно – кредитную политику в 2011 году.
Рассмотреть перспективы развития целей и инструментов денежно – кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
Рассмотреть мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платёжной системы в 2013 и 2014 годах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретические основы денежно – кредитной политики……………5
§ 1.1 Сущность, цели, функции и инструменты денежно- кредитной политики…………………………………………………………………………...5
§1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………………. 26
ГЛАВА 2 Развитие денежно – кредитной политики в современной российской экономике в 2005 – 2011 годах………………………………….29
§2.1 Динамика изменения инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка в 2005 – 2011 годах………………………………….......29
§2.2 Денежно – кредитная политика в 2011 году…………………………34
ГЛАВА 3 Перспективы развития денежно – кредитной политики………….35
§3.1 Цели и инструменты денежно – кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов……………………………………………………….35
§3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платёжной системы в 2013 и 2014 годах…………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……45
ПРИЛОЖЕНИя

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 Банк России осуществляет  выпуск собственных облигаций  (облигаций Банка России – ОБР) на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора. Размещение и обращение ОБР осуществляются только среди российских кредитных организаций. «При этом для получения прямого доступа к рынку ОБР кредитной организации необходимо заключить с Банком России договор на выполнение функций дилера на рынке федеральных государственных ценных бумаг в соответствии с нормативными актами Банка России. Заключение указанного договора с кредитной организацией осуществляется через территориальные учреждения Банка России. Заключение указанного договора с кредитной организацией осуществляется через территориальные учреждения Банка России.

     В настоящее время Банк России осуществляет выпуск облигаций со сроком до погашения 3 месяца с периодичностью размещения новых выпусков один раз в два месяца. Последнее решение об изменении условий проведения операций с облигациями Банка России было принято в ноябре 2010 года, в соответствие с которым был осуществлён переход от выпуска шестимесячных ОБР к выпуску трехмесячных ОБР. Сокращение сроков выпускаемых ОБР направлено на повышение эффективности денежно-кредитной политики за счёт усиления воздействия операций Банка России на

                                                     14

 краткосрочные ставки денежного  рынка.   

 Решение Банка России об  эмиссии очередного выпуска ОБР публикуется на сайте Банка России в сети Интернет в форме пресс-релиза.    Размещение новых выпусков ОБР осуществляется на аукционной основе. Аукционы по размещению соответствующего выпуска ОБР на первичном рынке проводятся на еженедельной основе в течение всего срока размещения выпуска, составляющего, как правило, один месяц. В соответствии со сложившейся практикой, указанные аукционы проводятся по четвергам с осуществлением расчётов по заключенным на аукционе сделкам в пятницу.

                                                                                                           Таблица 2

Стандартный регламент проведения аукционов по размещению ОБР

Время сбора заявок

Ввод цены отсечения

Код расчётов

12:00 – 12:40

13:10

S1


Аукционы по размещению ОБР проводятся на секции государственных ценных бумаг ЗАО ММВБ (в соответствии с "Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчётами по сделкам в валюте Российской Федерации в Секторе для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг"). ММВБ – это  одна из крупнейших универсальных бирж в России, странах СНГ и Восточной Европы.   

 Информация о параметрах проведения аукционов, в том числе предельном объёме размещения ОБР на аукционе, определяется Банком России заранее и доводится до сведения участников рынка посредством публикации соответствующего извещения на сайте ММВБ в сети Интернет. На аукционе участники могут подавать конкурентные (с указанием цены) и неконкурентные (без указания цены) заявки на приобретение облигаций. Цены в конкурентных заявках указываются в процентах от номинала,

                                                       15

соответственно, заявке с меньшей ценой будет соответствовать большая доходность к погашению. Максимально допустимый объём неконкурентных заявок составляет не более 50% от общего объёма заявок, поданных дилером.   

 После окончания  периода сбора заявок на аукционе  Банк России в пределах установленного объёма размещения определяет минимальную цену продажи облигаций – цену отсечения – или принимает решение о признании аукциона несостоявшимся. Цена отсечения и соответствующая доходность по цене отсечения определяются Банком России исходя из оценки текущей ситуации на денежном рынке и тенденций в формировании ликвидности банковского сектора. Аукцион признаётся несостоявшимся в трёх случаях:

1) По причине отсутствия  заявок

2) При наличии на аукционе только одного участника в соответствии с пунктом 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации 

3) В случае, если значение определяемой Банком России цены отсечения больше цен всех поданных на аукционе заявок.   

 По итогам состоявшегося  аукциона удовлетворяются все  конкурентные заявки с ценой выше или равной цене отсечения. Неконкурентные заявки удовлетворяются в полном объёме по средневзвешенной цене, рассчитанной на основе цен исполненных конкурентных заявок. Результаты аукциона ОБР публикуются на сайте Банка России в сети Интернет

    В периоды формирования устойчивого профицита банковской ликвидности операции с ОБР являются одним из рыночных инструментом стерилизации ликвидности (к данному типу операций также относятся депозитные аукционы). Удобством использования операций с ОБР для кредитных организаций является возможность досрочной реализации ценных бумаг на вторичном рынке, а также возможность их использования в качестве обеспечения как по сделкам межбанковского кредитования, так и по операциям предоставления ликвидности Банка России. ОБР включены

   в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения                                             

                                                        16

по кредитам Банка  России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого  РЕПО Банка России.   

 ОБР выпускаются в форме бескупонных дисконтных облигаций, что предусматривает продажу облигаций держателям по цене, меньшей номинала, с последующим погашением облигаций по номинальной стоимости при отсутствии купонных платежей держателям в период обращения выпуска» [17].

    Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Лимит кредитования — предельная сумма выдачи кредита или остатков задолженности в плановом периоде.

     Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования.

«Ценные бумаги — денежные документы, свидетельствующие о предоставлении займа (облигации) или приобретении владельцем ценной бумаги права на часть имущества (акция). По экономическому содержанию ценные бумаги представляют долгосрочные обязательства эмитента выплачивать владельцу ценной бумаги доход в виде дивиденда или фиксированных процентов. Бывают двух типов: долевые (акции) и долговые (облигации)» [10,696]. Ликвидность — «способность превращения имущества в наличные деньги» [10, 694].

    «При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики. Для практики проведения Центральным банком РФ операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  1. Низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку РФ поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне без использования залога и иных методов его снижения;

                                                   17

2) Высокая ликвидность,  при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка РФ с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев

3)  Обращение на организованном рынке. Последний обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видами рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный (или риск контрагента) и операционный. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы поставки против платежа (ППП), а второго - проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.

     Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и с обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит из двух частей: в первой части одна сторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО является

особым видом договора купли-продажи, в котором стороны  поочередно              

                                                       18

 являются продавцами  и покупателями. Эти операции иллюстрирует Приложение 3.

     Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они:

  • Во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу;
  • Во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики» [4,309 – 310].    

     Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что  операции на открытом рынке являются важнейшим элементом функционирования денежно – кредитной политики. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Преимуществами по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики являются обеспечение финансовой системы ликвидностью без необходимости изымать избыточную денежную массу по истечению срока, невыход ценных бумаг из оборота и дальнейшее их участие. Операции РЕПО - это наиболее действенный инструмент денежно-кредитной политики. Общий механизм операций на открытом рынке отражён в Приложении 3.

    Прямые количественные ограничения. «Применяются Банком России на  рефинансирование банков, проведение отдельных банковских операций, при установлении нормативов обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ, других случаях, предусмотренных законодательством». «Прямые количественные ограничения должны в равной степени касаться всех кредитных организаций и могут вводиться только после консультаций с

                                                      19

 Правительством  РФ» [9, 622].

     «Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

- установление  кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

- введение предельных  размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25 % годовых;

- установление  фиксированного соотношения ставок  процента коммерческих банков  и официальных ставок, прямое  ограничение размера кредитной  маржи (разницы между ценой  приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта. Маржа в банковской сфере — это разница между кредитными процентами, которые выплачивают банку заёмщики за пользование кредитом, и депозитными процентами, которые банк выплачивает собственным вкладчикам. Также различают маржу — разницу между стоимостью различных видов кредитов и маржу между суммой обеспечения кредита и собственно суммой кредита. 

     В  настоящее время Банком России  прямые количественные ограничения не применяются. Принятие текущих решений в области денежно-кредитной

                                                       20

 политики о величине  резервных требований, изменении  ставок процента Банка России, определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и других входит в компетенцию Совета директоров Банка России» [4, 312 – 313].

     Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном Банке РФ (резервные требования). Обязательный резерв – механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации и образует норматив обязательных резервов. Обязательные резервы подлежат депонированию в Центральном Банке РФ.

Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка РФ