Денежно – кредитная политика Центрального Банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита в России.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность, цели, функции, инструменты денежно- кредитной политики.
Изучить политику дорогих и дешёвых денег.
Рассмотреть динамику изменения инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка в 2005 – 2011 годах.
Проанализировать денежно – кредитную политику в 2011 году.
Рассмотреть перспективы развития целей и инструментов денежно – кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов.
Рассмотреть мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платёжной системы в 2013 и 2014 годах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретические основы денежно – кредитной политики……………5
§ 1.1 Сущность, цели, функции и инструменты денежно- кредитной политики…………………………………………………………………………...5
§1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………………. 26
ГЛАВА 2 Развитие денежно – кредитной политики в современной российской экономике в 2005 – 2011 годах………………………………….29
§2.1 Динамика изменения инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка в 2005 – 2011 годах………………………………….......29
§2.2 Денежно – кредитная политика в 2011 году…………………………34
ГЛАВА 3 Перспективы развития денежно – кредитной политики………….35
§3.1 Цели и инструменты денежно – кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов……………………………………………………….35
§3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платёжной системы в 2013 и 2014 годах…………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……45
ПРИЛОЖЕНИя

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

    «Уменьшение Центральным банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций» [4,308].

    Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций".

    «Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов

                                                       21

 возникает со дня  получения лицензии на осуществление  банковских операций. На обязательные  резервы, депонированные кредитными  организациями в Банке России, проценты не начисляются. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов)» [21]. Резервируемые обязательства - обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте. Нормативы обязательных резервов и регулирование размера обязательных резервов отражены в Приложении 4.

    «С января 2000 г. действуют следующие нормативы обязательных резервов:

- по привлеченным  средствам юридических лиц в  валюте РФ и привлеченным средствам  юридических и физических лиц  в иностранной валюте - 10 %;

- по денежным  средствам физических лиц, привлеченным  во вклады (депозиты), в валюте РФ - 7 %» [4,309].

     «Не включаются в состав резервируемых обязательств следующие обязательства:

  • денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;
  • облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
  • обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и

 

                                                     22

природных драгоценных  камнях в их физической форме, в форме  займа

ценных бумаг);

  • обязательства перед другой кредитной организацией, обязательства перед международной финансовой организацией, обязательства перед Внешэкономбанком, Банком России, обязательства перед государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями.

 

    Величина  обязательных резервов по обязательствам  в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации» [21]. Регулирование размера обязательных резервов отражено в Приложении  6.

    «Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования» [4,312].

    Валютная политика. В рамках своей компетенции, определенной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты – курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами.

Функции Банка  России как органа валютного регулирования:

                                                      23

  1. «Организация и осуществление валютного регулирования;
  2. Установление и опубликование официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю
  3. Удтверждение единых форм учёта и отчётности по валютным операциям
  4. Регулирование валютных операций движения капитала
  5. Определение порядка проведения валютных операций между уполномоченными банками
  6. Установление порядка покупки и продажи резидентами и нерезидентами иностранной валюты в России через уполномоченные банки
  7. Регламентация деятельности валютных бирж на территории России
  8. Определение порядка открытия и ведения банковских счетов и банковских счетов и банковских вкладов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и в  валюте РВ
  9. Установление размера обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке и порядка такой продажи
  10. Введение ограничений на операции с ценными бумагами между резидентами и нерезидентами в целях сокращения золотовалютных резервов» [13,374] .

    «Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка РФ и степень их ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса.

      Использование  последнего объективно обусловлено  высокой степенью зависимости  российской экономики от внешних  факторов конъюнктурного

                                                             24

характера и  складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Динамика обменного курса  является одним из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике  адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

    Конкретные  направления валютной политики, как одного из основных инструментов  денежно-кредитного регулирования,  Банк России вырабатывает в  результате анализа множества  экономических параметров как  текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из них являются состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя РФ перед международными организациями (в частности перед Международным валютным фондом)» [4,313]. Валютные интервенции – купля – продажа Центральным Банком РФ иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля, а также на суммарный спрос и предложение денег.

    Таким образом, денежно-кредитная политика – один из важнейших аспектов в банковской системе, элемент, который обеспечивает фунционирование банковской системы, финансовую стабильность, противодействие инфляции, поддержание устойчивости денежной системы и стабильного курса национальной валюты. Основа денежно – кредитной политики  - это инструментарий денежно-кредитной политики, который достаточно широк и включает такие мероприятия, как операции на открытом рынке, ставка рефинансирования, прямые количественные ограничения, нормативы обязательных резервов, валютная политика. Схема действия

механизма денежно  – кредитной политики отражена в  Приложении 1.

 

 

                                                     25

§1.2 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)

    В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

    1) «Рестрикционная денежно - кредитная политика (политика «дорогих денег») – это политика, направленная на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

    2) Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых» денег), которая сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок. Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что

 позволило бы увеличивать  мультипликатор денежного предложения.

                                                    26

    Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

    К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

                                                        27

    Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами».

    «Также существует жёсткая монетарная политика, которая означает поддержание на определённом уровне денежной массы, и гибкая монетарная политика. Жёсткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег. Выбор вариантов зависят от причин изменения спроса на деньги» [31].

    Резюмируя вышесказанное, выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, Центральный банк осуществляет, ориентируясь на экономическую ситуацию в каждом конкретном случае. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяются монетарными фактами. Структура операций в политике «дещёвых» и «дорогих» денег отражена в Приложении 7.

Информация о работе Денежно – кредитная политика Центрального Банка РФ