Диплом ипотека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:00, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ состояния, рассмотрение проблем и перспектив ипотечного кредитования в России на современном этапе. Поставленная цель обусловила необходимость освещения ряда вопросов:
понятие и механизмы жилищного ипотечного кредитования в рыночн

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и механизмы жилищного ипотечного кредитования в рыночной экономике…………………………………………………………3
1.1 Понятие и принципы ипотечного кредитования………………………3
1.2 История развития ипотечного жилищного кредитования в России…10
1.3 Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в России………………………………………………………..22
Глава 2. Ипотечное кредитование сегодня…………………………………32
2.1 Что такое "Ипотека" в наше время………………………………………32
2.2 Ипотечное кредитование в период кризиса 2009-2011г………………33
2.3 Причины препятствующие развитию ипотечного кредитования……42
2.4 Проблемы ипотечного кредитования и перспективы его дальнейшего развития………………………………………………………………………47
2.5 Основные рекомендации по совершенствованию ипотечного жилищного кредитования в России…………………………………………55
Глава 3. Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года………………………………………61
Заключение…………………………………………………………………106
Список использованной литературы………………………………………108

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА готовая.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

     способствовать  распространению единых стандартов ипотечного жилищного кредитования и функционирования инфраструктуры ипотечного рынка и сервисного обслуживания ипотечных жилищных кредитов;

     в рамках проводимой судебной реформы  разработать систему сбора информации об обращениях в суды общей юрисдикции по обращению взыскания на жилые  помещения для целей анализа  и реализации антикризисных мер. 

2. Повышение эффективности первичного рынка

ипотечного  жилищного кредитования, обеспечивающего

баланс  интересов кредиторов и заемщиков 

     Интенсивное и инновационное развитие рынка  ипотечного жилищного кредитования невозможно без повышения качества взаимодействия участников первичного рынка. Важнейшими проблемами текущего состояния первичного рынка являются ограниченность конкуренции, завышенные тарифы, незащищенность прав кредитора, низкая финансовая грамотность заемщиков, отсутствие единой информационной базы по заемщикам, недостаток общей и специализированной информации как у заемщиков, так и кредиторов, отсутствие гибкого подхода к разным социально-экономическим группам населения, низкий уровень качества оценки недвижимости, а также недостаточность инструментов проверки информации, предоставляемой заемщиком.

     Решение задачи по созданию эффективного первичного рынка ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающего баланс интересов  кредиторов и заемщиков, необходимо начать на первом этапе и полностью  завершить на втором этапе реализации настоящей Стратегии. Для решения этой задачи необходимо отрегулировать нормативную и исполнительную систему защиты прав кредиторов и заемщиков, в том числе внести в законодательную базу изменения, направленные на повышение информационной открытости рынка ипотечного жилищного кредитования и повышение качества оценки рисков, а также унифицировать процедуры андеррайтинга, выдачи и сопровождения кредита, создать единые информационные базы по заемщикам и недвижимости и разработать и внедрить новые механизмы распределения и хеджирования рисков.

     Предполагается, что для решения задачи по повышению  эффективности первичного рынка  ипотечного жилищного кредитования необходимо реализовать следующие  мероприятия:

     внесение  изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленное на совершенствование норм, регулирующих взаимоотношения заемщиков и кредиторов, для достижения баланса их интересов;

     совершенствование законодательства Российской Федерации  в части реабилитационных процедур, применяемых в отношении граждан-должников и позволяющих осуществить реструктуризацию задолженности граждан под судебным контролем;

     разработка  и внедрение различных схем повышения  доступности ипотечных жилищных кредитов за счет дифференциации условий ипотечного жилищного кредитования в зависимости от территориальных особенностей и потребностей заемщиков, а также кредитной истории и платежеспособности заемщика, включая развитие различных форм оказания помощи отдельным категориям заемщиков, в том числе при переселении в другие города или жилое помещение меньшей площади под залог имеющегося жилья;

     повышение доступности ипотечного жилищного  кредита для заемщиков путем  снижения величины первоначального  взноса за счет ипотечного страхования, а также доработка нормативной правовой базы для развития ипотечного страхования;

     формирование  системы целевых жилищных накоплений с целью повышения доступности  ипотечного жилищного кредитования, развитие унификации и стандартизации процедур андеррайтинга, выдачи и обслуживания ипотечных жилищных кредитов, а также унифицирование документации и методологии по операциям с закладной для упрощения действий органов государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;

     выработка процедур и механизмов внесудебного разрешения споров, возникающих в процессе ипотечного жилищного кредитования, на основе банковских союзов, ассоциаций и других профессиональных объединений участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

     повышение доступности информации Министерства внутренних дел Российской Федерации о недействительных паспортах, информации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и данных бюро кредитных историй по заемщикам с целью повышения качества проводимого первичными кредиторами андеррайтинга;

     повышение доступности информации и ее раскрытие  в соответствии с международными стандартами, а также создание единого  стандарта предоставления данных по рынку жилья и ипотеки по формам, согласованным с участниками  рынка, с целью разработки поведенческих моделей для более точного ценообразования по ипотечным жилищным кредитам;

     повышение финансовой грамотности населения  на ипотечном жилищном рынке, включая  проведение государственной информационной кампании, в частности создание консультативных  центров, издание популярных брошюр, организация циклов передач и публикаций в средствах массовой информации;

     выработка единой формы раскрываемой заемщику информации о кредитных, валютных и  об иных рисках по предоставляемому ипотечному жилищному кредиту в соответствии с международной практикой защиты прав заемщиков. 

3. Формирование устойчивой системы привлечения

долгосрочных  ресурсов с рынка капитала на рынок  ипотеки 

     Состояние внутреннего рынка капитала и  его способность снабжать экономику  долгосрочными финансовыми ресурсами остаются основными ограничителями рынка ипотечного жилищного кредитования. Срочность, стоимость и объем ресурсов, доступных на отечественном рынке капитала (рынке ценных бумаг), не позволяют обеспечить устойчивое рефинансирование ипотечных портфелей.

     Развитие  ипотеки в посткризисный период должно осуществляться преимущественно  за счет привлечения финансовых ресурсов на рыночных условиях с внутреннего  и внешнего рынков капитала.

     По  мере развития и укрепления рынка  капитала всем классам инвесторов должны быть предложены приемлемые по срочности, надежности и доходности ипотечные инструменты. Перечень ипотечных инструментов необходимо расширить с целью обеспечения максимального удовлетворения потребностей различных групп инвесторов. При этом особое внимание следует уделить решению проблемы несоответствия срочности имеющихся на внутреннем рынке ресурсов и ипотечных жилищных кредитов.

     Постепенно  под влиянием экономических условий  предусматривается сформировать модель финансирования ипотеки, включающую следующие схемы:

     продажа пулов;

     списание  кредитов с балансов первичных кредиторов и секьюритизация;

     выпуск  обеспеченных облигаций без списания кредитов с банковских балансов;

     целевые накопления граждан в банках с  увеличенным лимитом страхового покрытия в случае банкротства банка;

     кредитные инвестиционные фонды.

     Формирование  устойчивой системы фондирования предполагает постепенное сокращение государственной  поддержки и внедрение конкурентных (рыночных) механизмов привлечения  капитала всеми участниками.

     Кроме того, в периоды кризисных обострений предусматривается широкое использование  механизмов повышения ликвидности  банковской системы, доступных Центральному банку Российской Федерации, включая  кредитование под залог ипотечных  ценных бумаг, операции репо с ипотечными ценными бумагами и другие механизмы.

     Для создания устойчивой системы привлечения  долгосрочных ресурсов с рынка капитала необходимо развивать внутреннюю базу институциональных консервативных инвесторов, создавать условия кредиторам для секьюритизации, развивать альтернативные формы привлечения долгосрочных ресурсов и повышать привлекательность отечественного рынка для иностранных инвесторов.

     Решение задачи по формированию устойчивой системы  привлечения долгосрочных ресурсов с рынка капитала на рынок ипотеки предусматривается начать на первом этапе и в основном завершить на втором этапе реализации настоящей Стратегии. На третьем этапе реализации настоящей Стратегии предусматривается совершенствование инструментов привлечения в ипотеку долгосрочных ресурсов и продолжение работы по формированию внутренней базы инвесторов. 
На решение этой задачи направлен ряд мероприятий. 

     В целях формирования условий для выпуска ипотечных ценных бумаг необходимо:

     совершенствовать  механизмы структурирования ипотечных ценных бумаг с учетом текущих запросов инвесторов и срочности рынка капитала;

     разработать методологию и стандартную документацию по выпуску ипотечных ценных бумаг, в том числе облигаций с  ипотечным покрытием, выпускаемых  ипотечными агентами и кредитными организациями, а также ипотечных сертификатов участия и паев ипотечных инвестиционных фондов;

     совершенствовать  законодательство Российской Федерации  об ипотечных ценных бумагах в  части упрощения выпуска ценных бумаг ипотечными агентами, существенного изменения порядка выпуска облигаций с ипотечным покрытием кредитными организациями, а также расширения возможностей для обращения в Российской Федерации ипотечных еврооблигаций, выпущенных в рамках сделок трансграничной секьюритизации портфелей ипотечных жилищных кредитов, выданных российскими кредиторами;

     в целях совершенствования выпуска  ипотечными агентами облигаций с  ипотечным покрытием следует  уточнить правоспособность ипотечного агента, расширить его возможности  по заключению сделок, направленных на снижение финансовых рисков (хеджирование) и участие в сделках, связанных с накоплением ипотечных портфелей, а также уточнить положения, касающиеся очередности удовлетворения требований держателей облигаций различных выпусков (траншей) и старшинство их прав в отношении обеспечения; 

     совершенствовать  регулирование выпуска облигаций  с ипотечным покрытием кредитными организациями (без списания ипотечного покрытия с баланса);

     совершенствовать  законодательство Российской Федерации  об ипотечных ценных бумагах с  целью увеличения допустимого соотношения кредита к залогу в случае наличия ипотечного страхования;

     расширять возможности по обращению на российских биржах выпущенных за рубежом еврооблигаций, обеспеченных портфелями российских ипотечных  кредитов;

     развивать инструменты хеджирования процентных рисков;

     создать условия для расширения практики использования кредитных рейтингов  участниками рынка ипотечных  ценных бумаг.

     В целях создания условий для выпуска  ипотечных ценных бумаг в иностранных  юрисдикциях для привлечения максимально широкого круга иностранных инвесторов на российский рынок ипотечного жилищного кредитования необходимо:

     развивать инструменты хеджирования валютных рисков;

     формировать позитивный имидж российского рынка  ипотеки и ипотечных ценных бумаг;

     расширить возможности по биржевому обращению  ипотечных ценных бумаг, обеспеченных российскими ипотечными активами, выпущенными  в иностранных юрисдикциях.

     В целях развития инфраструктуры вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования необходимо:

     совершенствовать систему обращения ипотечных ценных бумаг;

     расширять и совершенствовать практику предоставления поручительства по ипотечным ценным бумагам;

     совершенствовать  нормативные документы инфраструктурных организаций (бирж) в части оценки дюрации ипотечных ценных бумаг при осуществлении их обслуживания и сделок с ними;

     создавать единый информационно-аналитический  центр, обеспечивающий сбор и обработку  статистических данных рынка ипотечных  ценных бумаг. 

4. Создание надежной и эффективной инфраструктуры рынка ипотеки

и других форм жилищного финансирования 

     Для снижения конечной стоимости кредита  и повышения качества портфелей  кредитных организаций необходимо произвести модификацию сложившейся  инфраструктуры рынка и ввести новые  инфраструктурные элементы. Сбалансированный набор инфраструктурных элементов, построенный на принципе минимизации издержек взаимодействия, должен обеспечить снижение затрат и рисков для участников рынка. В ходе эволюционного преобразования рынка предусматривается внедрение новых технологий и дальнейшая специализация участников рынка, 
что позволит более эффективно перераспределять риски.

Информация о работе Диплом ипотека