Доходность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:03, дипломная работа

Описание

Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма доходов или прибыли. В специальной зарубежной литературе понятие «доходы» определяется следующим образом:
«Доходы - это увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока средств или увеличения стоимости активов либо сокращения пассивов, что приводит к росту капитала, за исключением тех случаев, когда такой рост обеспечивается за счет взносов акционеров»

Работа состоит из  1 файл

Диплом Доходность предприятия.doc

— 602.50 Кб (Скачать документ)

Итого - 5,19 - 5,31 = - 10,5 %;

  - 540,85 - 553,35 = - 1094,2 тыс.  тенге.

 

Таблица 17.. Проверка обоснованности плана дохода от

реализации продукции

Показатели

По учетным ценам, тыс.тенге

2

3

Фактические остатки  нереализованной готовой продукции  на начало года

Выпуск товарной продукции

Остатки нереализованной  продукции на конец года

Возможный доход (выручка) от реализации продукции (стр..1 + стр.2 - стр.3)   

Доход (выручка) от реализации продукции по плану 

Отклонение (стр.4 – стр.5)

1039

8884

1091

8832

7793

1039


 

     Плановый доход от  реализации продукции (объем реализации) должен был составить не 7793 тыс.тенге, а на 1039 тыс.тенге больше, т.е. 8832 тыс.тенге. Иными словами, не было бы перевыполнения плана.

Остатки нереализованной  продукции образуются по следующим причинам.

Часть готовой продукции  закономерно оседает на складе для  ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение здесь остатков готовой продукции сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине. Такое явление может иметь место на предприятиях, где выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе

Нередко товары находятся  на ответственном хранении у покупателя, т.е. продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Переход на метод начисления привел к тому, что доход от реализации продукции определяется по отгруженной ее величине, а не по мере поступления за нее оплаты.. Как известно, часть товаров отгруженных не оплачивается в срок покупателями. Не поступление денег в этом случае практически не зависит от поставщика К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения денег - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей банку, оформить коммерческий кредит.

В условиях рынка применяется  и такая новая форма расчетов за отгруженную продукцию как предоплата. Предоплата отгружаемой продукции исключает образование остатков отгруженных товаров, срок оплаты которых истек. Эта форма расчета за отгруженную продукцию практикуется многими предприятиями. Но она имеет ряд неудобств:

во-первых, эта форма  выгодна для поставщиков;

во-вторых, в определенной степени снижается контроль за качеством  произведенной продукции, особенно если предприятие-поставщик занимает монопольное положение на рынке товаров и услуг;

в-третьих, возможна ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньшее его количество, чем необходимо (например, когда осуществляется покупка сырья и материалов, измеряемых в тоннах и др.).

Вторым абсолютным показателем  доходности является валовый доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности.

Важнейшим фактором, влияющим на валовый доход, является производственная себестоимость, поэтому снижение еe заметно сказывается на его величине.

Для расчета предлагаются разные оценки объема реализованной  продукции: в действующих реализационных ценах, по производственной себестоимости. При расчете процента выполнения плана по объему реализованной продукции различная оценка приводит к значительным отклонениям при определении влияния на прибыль. Первый метод отрицается экономистами, изменение дохода (выручки) от реализации продукции влияет не только на физический объем реализации, но и на рентабельность реализуемой продукции в связи со сдвигами в структуре. Цены в настоящее время ежедневно претерпевают серьезные изменения, поэтому, на наш взгляд, оценка объема реализации по производственной себестоимости является более оправданной.

Влияние на валовый доход  изменения объема реализации товарной продукции определяется следующими расчетами:

Nспл = (Sф / Sпл) * 100 = (24108 /19200) * 100 =125,56

 

где: Nспл - степень выполнения плана объема реализации по производственной себестоимости,

Sф и Sпл - соответственно  фактическая и плановая производственная

себестоимость реализованной  продукции. 

Пп = (Ппл * Nспл) / 100 = (28104 *125,56) / 100 = 35288

где: Пп - влияние на доход  объема реализации товарной продукции,

Ппл - плановый валовой  доход.

Предприятие перевыполнило  план по реализации продукции на 25,56 % , в результате было получено сверх плана валового дохода 6336 тыс. тенге.

В теории и практике аналитической  работы известны два способа расчета  влияния на валовой доход структурных  сдвигов в составе реализованной  продукция: 1) путем сравнения суммы валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» с плановой величиной валового дохода, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему реализации;

2) путем вычитания  из разности между показателями  дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» и «по плану» суммы влияния фактора «изменения объема реализации» (сальдовый способ).

На практике наиболее часто употребляется второй способ, поскольку до исчисления размера  влияния этого фактора определяют влияние изменения объема реализации. Так как сумма валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» отражает совокупное влияние этих двух факторов, то, вычитая из нее влияние применения объема реализации, находят влияние на прибыль структурных сдвигов в составе реализованной продукции.

На наш взгляд, влияние  этого фактора целесообразно  определить путем сопоставления  дохода по плану на фактически реализованную  продукцию с доходом, полученным в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана по объему реализации продукции.

В условиях рыночной экономики, когда цены на товары являются свободными и когда их уровень определяется состоянием рынка, возникает необходимость иметь информацию об изменениях цен. Предприятия не ведут учета продукции в двойных ценах - действующих на рынке и действовавших в прошлом году. Все это вызывает необходимость в целях управления и контроля за экономикой иметь данные о движении цен, об их индексе не только за годовой, но и за более короткие промежутки времени - месяц, квартал, полугодие, Наличие таких сведений в первую очередь необходимо предпринимателям, налоговым инспекциям и органам управления экономикой на различных уровнях.

В нашем примере по сравнению с прошлым годом  индекс цен составил 1,05. Рост цен должен повлиять на валовой доход.

Основными факторами, влияющими  на изменение валового дохода, являются изменения:

1) цен на реализованную  продукцию;

2) дохода от реализации  продукции;

3) затрат на 1 тенге  реализованной продукции.

Доходом от реализации продукции в свободных отпускных ценах отчетного года (без НДС и акцизов). Разница покажет, на какую сумму изменились (повысились или снизились) цены, а соответственно и доход.

Доход от реализации продукции  отчетного года в ценах прошлого года:

41684: 1,05=39699.

Изменение цен и его  влияние на валовый доход составило:

41684 - 39699 = 1985 тыс.тенге.

За счет роста свободных  отпускных цен предприятия дополнительный доход в отчетном году составил 1985 тыс.тенге.

2. Влияние дохода от  реализации находим следующим путем.

Если исходить из уровня дохода на один тенге реализованной  продукции прошлого года, то его  прирост или снижение в абсолютной сумме должен происходить пропорционально приросту или снижению дохода от реализации продукции. В нашем примере произошло снижение дохода от реализации продукции по сравнению с прошлым годом на 9,5% (22075 : 24392 х 100 = 90,5;100 - 90,5). В результате снижение валового дохода за счет уменьшения дохода от реализации продукции составило 352 тыс.тенге [3703 х (-9,5) : 100]. Можно расчет вести умножением валового дохода на 1 тенге дохода от реализации продукции в прошлом году на прирост или уменьшение дохода от реализации продукции (объема реализации): [3703 .24392 х (22075 - 24392)] = 0,1518 х (- 2317) = -352 тыс.тенге,

3. Влияние уровня затрат  на 1 тенге дохода от реализации  продукции (реализованной продукции)  определяют как разницу между  фактическим уровнем затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции в отчетном году и уровнем затрат за прошлый год, и эту разницу умножают на фактический доход от реализации продукции в сопоставимых ценах отчетного года. Полученный результат покажет на какую величину изменился валовой доход за счет снижения или повышения уровня затрат. Расчет: [(16996 : 22075)-20689 : 24392)j х

22075 = (0,7699 - 0,8482) х 22075=- 0,0783 х 22075 =-1728 тыс.тенге. В результате снижения затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции валовой доход увеличился на 1728 тыс.тенге.

На эту сумму произошло  снижение себестоимости продукции, что соответственно привело к увеличению валового дохода.

В итоге влияния трех факторов прирост валового дохода составил 2480 тыс.тенге (+1104 - 352 + 128 = +2480).

Следующим абсолютным показателем  доходности является доход от основной деятельности. Он представляет собой сальдированный финансовый результат и определяется как разность между валовым доходом и расходами периода по формуле: Д° =Д1' - Р",

где: Д° - доход от основной деятельности;

Д" - валовой доход;

Р" - расходы периода.

Чем больше величина валового дохода и меньше расходов периода, представляющих собой постоянные затраты, не включаемые в производственную себестоимость реализованной продукции, тем выше доход от основной деятельности. Поэтому анализ дохода от основной деятельности необходимо проводить в неразрывной связи с вышеназванными показателями, а также с маржинальным доходом, являющимся одним из важных абсолютных показателей доходности, широко используемы?»» в управленческом анализе стран с развитой рыночной экономикой,

В связи с тем, что  данные по статьям калькуляции производственной себестоимости являются коммерческой тайной и внешние пользователи не в состоянии более точно подразделить затраты на переменные и постоянные, то величину валового дохода можно отождествить с величиной маржинального дохода и использовать прогрессивную методику его анализа.

Рассмотрим сущность этого показателя, его роль в рыночной экономике и на основе использования  прогрессивной методики анализа  маржинального (валового) дохода определим влияния различных факторов на изменение дохода от основной деятельности.

Для определения уровня безубыточности (точки критического объема производства или, как ее еще  называют, «мертвой точки») можно использовать следующее исходное уравнение, показывающее взаимосвязь между себестоимостью, объемом реализации и доходом.

Д" = Vo + С + Д°,

где: Д" - доход от реализации продукция;

Vo •• общая сумма  переменных расходов;

С - постоянные расходы;

Д° - доход от основной деятельности.

Для критической точки  объема производства уравнение выглядит следующим образом: Д"= V'o+ С.

Если доход от реализации, представить как произведение цены продаж единицы продукции (р) и количества проданных единиц (q), а общую сумму  переменных издержек как произведение переменных расходов (v) единицы продукции  на количество единиц реализованной продукции (q), то получим развернутое уравнение;

р х q = С т- v + q,

где: р - цена продаж единицы  продукции;

v - переменные расходы  на единицу продукции;

q - количество единиц  проданных изделий;

С - постоянные расходы. Это  уравнение является основным для получения необходимых показателей.

 

ГЛАВА III. ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ  ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ  УВЕЛИЧЕНИЯ  ДОХОДНОСТИ.

    1. Мероприятия по снижению себестоимости продукции

 

На многих предприятиях существуют подразделения экономических  служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста дохода в результате снижения себестоимости исключена.

При стабильных экономических  условиях хозяйствования основной путь увеличения валового дохода состоит  в снижении себестоимости в части  материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих и перерабатывающих отраслей пищевой промышленности, на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости продукции очень высок.

Информация о работе Доходность предприятия