Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:03, дипломная работа
Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма доходов или прибыли. В специальной зарубежной литературе понятие «доходы» определяется следующим образом:
«Доходы - это увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока средств или увеличения стоимости активов либо сокращения пассивов, что приводит к росту капитала, за исключением тех случаев, когда такой рост обеспечивается за счет взносов акционеров»
В пищевой промышленности ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровнем себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.
Увеличение объема реализации
продукции в натуральном
Не требует капитальных
затрат ускорение оборачиваемости
оборотных средств, которое также
ведет к росту объемов
Доход предприятий растет высокими темпами, главным образом, за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
Для определения влияния на валовый доход товарной продукции указанных выше факторов по данным отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности АО ГМЗ №1 "ЖИГЕР", можно составить следующую аналитическую таблицу 3. 1.
Фактическая величина валового дохода больше плановой на 13 580 тыс. тенге. На это отклонение оказали влияние следующие факторы: 1) производственная себестоимость реализованной продукции; 2) цена единицы продукции;
Таблица 18. Валовый доход АО "ЖИГЕР" за 2010 г. (тыс.тенге)
№ п/п |
Показатели |
По плану |
По плану на фактич. Реализ. продукцию |
Фактич. |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
1 |
Доход от реализации продукции (работ, услуг) |
28104 |
41684 | |
2 |
Производственная |
19200 |
24108 | |
3 |
Валовый доход (стр.1-стр.2) |
8904 |
17576 |
3) объем (количество) реализованной продукции и 4) структурные сдвиги в составе реализованной продукции. Необходимо определить влияние указанных выше факторов на это отклонение.
1. Влияние изменения
производственной
В полученной таким образом
сумме нашли отражение и
При снижении или повышении по сравнению с планом производственной себестоимости реализованной продукции валовый доход соответственно увеличивается или уменьшается, В нашем примере допущен перерасход, что снизил величину валового дохода .
Иными словами, размер влияния фактора определяется путем вычитания из фактической выручки от реализации продукции плановой в пересчете на фактический объем реализованной продукции.
В нашем примере валовый доход увеличился за счет ценового фактора.
Финансовое положение
предприятия находится в непоср
Сферу деятельности
предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая,
посредническая и др.). Масштабы
предприятия (в большинстве
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.
Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.
Знания, необходимые в области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы :
Управление
производством
Менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.
Для современного менеджмента характерны :
- стабильное стремление
к повышению эффективности
- широкая хозяйственная
самостоятельность,
- постоянная корректировка
целей и программ в
- ориентация на достижение
запланированного конечного
- использование современной
информационной базы для
- изменение функции планирования - от текущего к перспективному ;
- упор на все основные
факторы улучшения
- оценка управления работой в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов ;
- максимальное применение
математических методов и
- привлечение всех
сотрудников фирмы к
- осуществление управления
на основе предвидения
- опора на инновации,
нововведения в каждом
- проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого управленческого решения ;
- способность разумно рисковать;
- возрастание роли
маркетинга в бизнесе до
Термин «Менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Управляющий менеджер обычно независим от собственности на капитал фирмы, в которой работает. Работа менеджера - производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент - это ещё и умение реализовать поставленные цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Менеджер объединяет работников различных специальностей - инженеров, проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров, финансистов и других специалистов, действующих под его руководством, выступая, таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения максимальных конечных результатов. Основная задача менеджера - обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.
Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.
Если АО намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия. Рассматриваемому хозяйственному субъекту рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.
С помощью схемы см. прил.№ можно рассмотреть в сравнении ныне существующую систему управления с вновь предполагаемой.
Представленная иерархия в системе управления определяет возможность делегирования полномочий в этой области на более низкие уровни управления.
В обстановке роста самостоятельности
и ответственности
Как уже упоминалось раньше, руководителю АО необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.
Поэтому для обеспечения высокой производительности труда работников, руководству АО необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.
Определив потребности предприятия в кадрах, руководителю АО"ЖИГЕР" рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить руководству АО формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству АО необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.