Доходность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:03, дипломная работа

Описание

Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма доходов или прибыли. В специальной зарубежной литературе понятие «доходы» определяется следующим образом:
«Доходы - это увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока средств или увеличения стоимости активов либо сокращения пассивов, что приводит к росту капитала, за исключением тех случаев, когда такой рост обеспечивается за счет взносов акционеров»

Работа состоит из  1 файл

Диплом Доходность предприятия.doc

— 602.50 Кб (Скачать документ)

В пищевой промышленности  ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые  спросом, уровнем себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении  при прочих равных условиях ведет к росту дохода. Возрастающие объемы производства продукции, пользующиеся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления дохода на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свой доход, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных  затрат ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства. Предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть. Неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств предприятия из оборота. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостаток в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

Доход предприятий растет высокими темпами, главным образом, за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств  выпускаемой продукции.

Для определения влияния  на валовый доход товарной продукции  указанных выше факторов по данным отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности АО ГМЗ №1 "ЖИГЕР", можно составить следующую аналитическую таблицу 3. 1.

Фактическая величина валового дохода больше плановой на 13 580 тыс. тенге. На это отклонение оказали влияние следующие факторы: 1) производственная себестоимость реализованной продукции; 2) цена единицы продукции;

 

Таблица 18. Валовый доход  АО "ЖИГЕР"  за 2010 г. (тыс.тенге)

 

п/п

 

Показатели

 

По плану

По плану на фактич. Реализ. продукцию

Фактич.

А

Б

1

2

3

1

Доход от реализации продукции (работ, услуг)

28104

 

41684

2

Производственная себестоимость  реализованной продукции

19200

 

24108

3

Валовый доход (стр.1-стр.2)

8904

 

17576


 

3) объем (количество) реализованной  продукции и 4) структурные сдвиги  в составе реализованной продукции. Необходимо определить влияние указанных выше факторов на это отклонение.

1. Влияние изменения  производственной себестоимости  продукции находится путем вычитания из фактической себестоимости реализованной продукции плановой себестоимости фактического объема реализованной продукции

В полученной таким образом  сумме нашли отражение и имевшие  место изменения цен по сравнению  с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифы на энергию. Так как этот фактор не зависит от предприятия, то при внутреннем анализе целесообразно выделить его как самостоятельный.

При снижении или повышении  по сравнению с планом производственной себестоимости реализованной продукции валовый доход соответственно увеличивается или уменьшается, В нашем примере допущен перерасход, что снизил величину валового дохода .

Иными словами, размер влияния  фактора определяется путем вычитания из фактической выручки от реализации продукции плановой в пересчете на фактический объем реализованной продукции.

В нашем примере валовый  доход увеличился за счет ценового фактора.

  1. Чтобы определить влияние изменения объема реализации на отклонение валового дохода необходимо сначала определить степень выполнения плана по объему реализации. Поскольку величина дохода находится в прямо пропорциональной зависимости от этого фактора, плановый доход затем необходимо умножить на процент выполнения по объему реализации. Изучение специальной литературы позволило сделать вывод о том, что в ней ведутся дискуссии относительно анализа влияния на доход таких факторов, как объем реализации товарной продукции и структурных сдвигов в ее составе.

Финансовое положение  предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

 Сферу деятельности  предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.). Масштабы  предприятия (в большинстве случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях оказывается значительно выше, чем на крупных - в этом состоит одно из преимуществ малого бизнеса) и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов предприятия оказывает экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятий

Проблема банкротств многих существующих предприятий различных  отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства менеджеров, как среднего, так и высшего звена.

Производство  - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе команд, он должен  окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым исследованиям, планированию финансов и т. д. Себе же оставить лишь то, что входит непосредственно в компетенцию организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания.

    1. ВЛИЯНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА НА УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДНОСТИ

 

Знания, необходимые в  области управления трудовыми ресурсами, финансами и в целом производством, даёт наука, называемая менеджментом. Данную глобальную систему можно разбить на три основные функционирующие подсистемы :

 

                                           Менеджмент


 


Управление                                                              Управление


производством                    Маркетинг                   финансами  

 

 

Менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

Для современного менеджмента характерны :

- стабильное стремление  к повышению эффективности производства;

- широкая хозяйственная  самостоятельность, обеспечивающая  свободу принятия решений;

- постоянная корректировка  целей и программ в зависимости  от состояния рынка, изменений внешней среды;

- ориентация на достижение  запланированного конечного результата  деятельности предприятия ;

- использование современной  информационной базы для многовариантных  расчетов при принятии управленческих  решений ;

- изменение функции  планирования - от текущего к перспективному ;

- упор на все основные  факторы улучшения деятельности  фирмы ;

- оценка управления  работой в целом только на  фундаменте реально достигнутых конечных результатов ;

- максимальное применение  математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ ;

- привлечение всех  сотрудников фирмы к управлению  ею ;

- осуществление управления  на основе предвидения изменений,  гибких решений;

- опора на инновации,  нововведения в каждом сегменте  работы предприятия, нестандартные  решения ;

- проведение глубокого  экономического (решения) анализа  каждого управленческого решения ;

- способность разумно  рисковать;

- возрастание роли  маркетинга в бизнесе до ключевой.

Термин «Менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Управляющий менеджер обычно независим от собственности на капитал фирмы, в которой работает. Работа менеджера - производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Таким образом, менеджмент можно определить как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организацию и управляют ею путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджер создает условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и добивается результатов, соответствующих поставленным целям. Отсюда менеджмент - это ещё и умение реализовать поставленные цели, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Менеджер объединяет работников различных специальностей - инженеров, проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров, финансистов и других специалистов, действующих под его руководством, выступая, таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения максимальных конечных результатов. Основная задача менеджера - обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.

Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением  размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения  по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне  профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.

Если АО  намерено не только лишь выжить, но и проявлять  активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия. Рассматриваемому хозяйственному субъекту рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.  

С помощью схемы см. прил.№  можно рассмотреть в  сравнении ныне существующую систему управления с вновь предполагаемой.

Представленная иерархия в системе управления определяет возможность делегирования полномочий в этой области на более низкие уровни управления.

В обстановке роста самостоятельности  и ответственности руководителей  всех уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом, заметим, сокращается необходимость и в вертикальной координации.

Как уже упоминалось  раньше, руководителю АО  необходимо уделить особое значение подбору  кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для успешного развития фирмы. Каждый менеджер должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.

Поэтому для обеспечения  высокой производительности труда  работников, руководству АО необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.

Определив потребности предприятия в кадрах, руководителю АО"ЖИГЕР" рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации. Также в качестве рекомендации можно предложить руководству АО формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к фирме. Руководству АО  необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие фирмы. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.

Информация о работе Доходность предприятия