Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:03, дипломная работа
Экономическая целесообразность функционирования предприятия в условиях рыночной экономики определяется получением дохода. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма доходов или прибыли. В специальной зарубежной литературе понятие «доходы» определяется следующим образом:
«Доходы - это увеличение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме притока средств или увеличения стоимости активов либо сокращения пассивов, что приводит к росту капитала, за исключением тех случаев, когда такой рост обеспечивается за счет взносов акционеров»
Приплюсовав к величине условно-чистой прибыли издержки на заработную плату рабочих к служащих, получаем показатель условно-чистой продукции. (Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов—покупных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, амортизационных отчислений). Рост условно-чистой продукции— показатель успешной работы вне зависимости от темпов и масштабов инфляции. Наиболее подходящая сфера его применения—внедренческий бизнес. Этот показатель служит также эффективным инструментом управленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной структурой издержек производства. Но он мало подходит для компаний с сильно диверсифицированным производством. Широко используется в качестве основы для определения фонда оплаты труда, особенно там, где численность рабочей силы, трудозатраты и издержки на заработную плату трудно нормировать и контролировать. Применяется и в различных системах участия рабочих и служащих в распределении прибыли компания, полученной от повышения эффективности производства.
Если из условно-чистой прибыли вычесть проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения.
Наряду с показателями, необходимыми, для нужд текущего планирования и управления производством, существуют также показатели для стратегического управления: доля рынка сбыта, контролируемого фирмой; показатели качества продукции; показатели уровня обслуживания потребителей; показатели подготовки и переподготовки рабочей силы. Все они так или иначе связаны с повышением размера прибыли, получаемой фирмой.
Показатели издержек производства: затраты на оплату труда, амортизация, материально-энергетическое снабжение и пр.
Относительные показатели. Эти показатели представляют собой различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов. Основное их назначение — служить базой для сопоставлений: межотраслевых (при выборе стратегии инвестиционной политики фирмы) и межфирменных (при оценке уровня конкурентоспособности предприятия или компании). Основной показатель такого рода—индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. В зависимости от отраслевой специфики различные предприятия могут иметь разный уровень данного показателя. Поэтому сопоставление качества управления и эффективности управленческого труда на базе данного показателя обосновано только для отраслей и предприятий с примерно однородной структурой издержек производства и строением капитала.
Среди других относительных показателей можно выделить две группы: показатели эффективности производства и структуры издержек.
К первой относятся доля валовой или условно-чистой прибыли в обороте предприятия; условно-чистая продукций в обороте фирмы; отношение величины условно-чистой продукции к издержкам на заработную плату,
В первой группе кроме перечисленных существует также множество показателей производительности труда, капитала, энергии, которые сегодня широко применяются в бизнесе.
Ко второй группе показателей относятся доля авансированного капитала или условно-чистой продукции в обороте фирмы; доля основного капитала в объеме продаж; доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.
В современных условиях в промышленных фирмах при определении уровня и динамики эффективности производства весьма важное значение приобретает расчет индекса совокупной факторной производительности. Этот обобщающий показатель эффективности производства — наиболее точный критерий конкурентоспособности фирмы в долгосрочном плане. Методика расчета показателя такова: объем условно-чистой продукции фирмы за год соотносится с совокупными затратами живого и прошлого труда» которые были использованы для его производства.
СФП = УЧП / (ЗП+А4-М), где
СФП—индекс совокупной факторной производительности;
УЧП — объем условно -чистой продукции;
ЗП—фонд зарплаты рабочих и служащих;
А—сумма амортизационных отчислений текущего года в неизменных ценах того года, когда было приобретено оборудование;
М—стоимость сырья, материалов и услуг, купленных на стороне.
Динамика индекса совокупной факторной производительности и межфирменные сопоставления предприятий по уровню этого показателя позволяют руководству компании судить о конкурентоспособности фирмы, оценивать эффективность использования всех производственных и непроизводственных затрат, прямых и косвенных издержек с учетом взаимозаменяемости разных видов ресурсов. Индекс увеличивается, если рост издержек на заработную плату оборачивается экономией материальных и энергетических ресурсов в больших масштабах. Таким образом, руководство получает возможность контролировать общий рост эффективности производства, а не отдачу отдельных видов ресурсов вне связи с конечными результатами работы фирмы.
Показатели хозяйственной деятельности могут различаться на разных уровнях управления. Для определения целей, периода, типа организации используются разные показатели.
Мелкий бизнес уже
давно стали считать
Среди факторов, определяющих преимущества небольших фирм, можно назвать более гибкую реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры. Часто они ориентируются на те секторы рынка, которые из-за малой емкости не вызывают интереса у крупных компаний (например, производство потребительских товаров, бытовых услуг). Другое экономическое преимущество мелких фирм заключается в относительной дешевизне их продукции.
СХЕМА № 1
Формирование дохода предприятия
История развития предприятия ГМЗ № 1 объединения молочной промышленности начинается с 1938 года, когда на базе существующего цеха мороженного были построены два цеха гормолзавода. Гормолзавод в начале вырабатывал 8 наименований молочной продукции с переработкой 5-6 тонн молока в сутки.
В дальнейшем, благодаря расширению производства, внедрению более производительного оборудования гормолзавода стал перерабатывать до 50 тонн молока в сутки.
В 1957 году на базе гормолзавода в г. Алма-Ате и низовых заводов Алма-атинского областного треста "Маслопром" был организован Алма-атинский областной молочный комбинат.
На территорий существующего гормолзавода в 1960 году был построен и пущен в эксплуатацию новый гормолзавода производственной мощностью 50 тонн цельномолочной продукции в смену. Здание бывшего гормолзавода было реконструировано с оборудованием цеха плавленых сыров, цеха фасовки кумыса и сметаны.
В 1970 году построены и пущены в эксплуатацию иссыкской гормолзавода мощностью 50 тонн в смену цельномолочной продукции и холодильник. В г. Алма-Ате на 600 тонн продукции.
В апреле 1979 года принята в эксплуатацию фабрика мороженого мощностью 15 тонн мороженого в смену, которая входит как цех и состав гормолзавода №2.
Гормолзавода и мол заводы специализированы на выработке молочной продукции. Так, в ГМЗ№ 1. Вырабатываются: творог, творожные изделия, кумыс, кумыс из кобыльего молока и коровьего, шубат и сыр плавленый на ГМЗ№2. Сконцентрировано производства цельномолочной продукции в расфасовке:
Производиться расфасовка сметаны в полистироловые коробочки по 200 гр. Диетические творога и пасты столичной по 250 гр. В полистироловые коробочки творог и творожные изделия 7 наименований. Национальные виды продукции: каймак, сузбе нежирное, иримшик.
За последние годы успешно и целеноправлено проводились реконструкция и техническое перевооружение заводов, цехов и участков, так как в 1986году цех - разлива ГМЗ №2, 1984 году сметано - творожный цех ГМЗ №2 , было задействено в производстве за 1986 год автоматических линий - 1, автоматов -4 , агрегатов и установок - 3 .
В 80-х годах было начато техническое перевооружение гормолзавода №2 . На замену смонтировано 6 - пастеризационно - охладительных установок производительностью 15 000, 20 000 и 25 000 л час, в том числе 3 импортных установки. В цехе разлива на замену смонтировано 2 автомата по разливу молока в бумажные пакеты емкостью 0,25. Автомат м 60РЗЕ по разливу молока в полиэтиленовую пленку 1л., автоматическая линия разлива молока в бутылки производительностью 6 000 бут. Час.
В 1981 году проведена реконструкция цеха сгущения и сушки молочной сыворотки мощностью 1,9 тонны в смену с монтажом распылительной сушилки AIOPY. В результате был решен вопрос организации безотходной технологии на гормолзаводе.
С1982 г начата выработка из молочной сыворотки для кондитерской и хлебопекарной промышленности: сыворотка сухая, сгущенная и концентрированная с сахаром.
В сметано - творожном цехе заменен автомат М60РВ по расфасовке диетического творога в полистироловые стаканчики и смонтирован 2-ой автомат дополнительно.
В 1984 году реконструирован, сметано - творожный цех с расширением производственной площади и установкой дополнительного технологического оборудования.
На фабрике мороженного в 1983 году смонтирован датский карусельный эскимо - генератор " РОЛЛО - 27" производительностью одного тонна в час по выработке мороженного в шоколадной глазури.
На 1986 - 1990 г.г. была запланирована реконструкция гормолзавода №1, а именно:
В настоящее время ГМЗ №1 и №2 входят состав АО" ЖИГЕР", которое специализируется на выпуске молочной продукции и производстве плавленых сыров.
На предприятии в данный момент работают 37 человек. (см. прил.2). Предприятие акционерного типа. Находится по адресу Жетысуйский район, улица Масанчи № 23. Площадь составляет около 33370 кв.м. Делимость земельного участка - неделим.
Основная цель анализа хозяйственной деятельности предприятия - это изучение экономической характеристики предприятия, с отражением механизма составления и представления финансовой отчётности, рассмотрение внутренних и внешних отношений хозяйственного субъекта, выявление его финансового положения, платежеспособности и доходности.
Основными задачами анализа
финансового состояния
- общая оценка финансового состояния и факторов его изменения;
- изучение соответствия
между средствами и
- определение ликвидности
и финансовой устойчивости
- соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины.
ГМЗ №1 - предприятие численностью более 37 человек, значительную часть деятельности которого, составляет производство молочной продукции и трех видов наименований плавленого сыра (янтарь, туристский, колбасный). Основное направления производство плавленого сыра. Кроме производства, фирма также занимается торгово-посреднической деятельностью, сдает в аренду производственные и складские помещения, а также морозильные камеры. Ежедневно продукция реализуется в торговой сети. Продукция фирмы изготавливается только из натуральных продуктов. Себестоимость продукции по сравнению с предыдущим годом снизилась на 6.4%. Стоимость основных фондов составила 17 000 тыс. тенге и по сравнению с аналогичным показателем уменьшилось на 10%. Производственная мощность оборудования на молочном заводе составляет 10 800 тонн в год. Фактически выпускается 306 тонн в год, коэффициент загрузки оборудования составляет 2,83%.
производственных фондов
Таблица № 3.
Анализ производства и темпов роста объема продукции за 2009-2010
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонения от предыдущего года | |
сумма |
% | |||
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Объём продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах предприятия тыс. тенге |
28 104 |
41 684 |
13 580 |
48,3 |
В действующих оптовых ценах предприятий, |
5855 |
8884 |
3029 |
51,73 |
В том числе номенклатуре |
1 кв. пред. Г., тонн |
1 кв. отч. Г., тонн |
1 кв. отч. Г. , сумма, т.т. |
Отклон. От пред., Тонн |
1. Масло сливочное, тн |
0 |
3 |
627,1 |
3 |
2.Молоко натуральное, тн |
16 |
21,5 |
813,9 |
5,5 |
3. Кефир, тн |
8 |
45,1 |
1442,8 |
37,1 |
4.Йогурт ягодный ,тн |
1,4 |
0,2 |
18,8 |
-1,2 |
5. Сметана, тн |
3 |
9,6 |
1065,5 |
6,6 |
6. Сливки, тн |
0 |
2,6 |
260,0 |
2,6 |
7. Сыр плавленый, твор., тн |
21,8 |
21,0 |
4655,5 |
-0,8 |
8. в т. ч. Сыр плавленый тонн |
21,8 |
20,2 |
4574,1 |
-1,6 |
73 |
124,2 |
8883,6 |
51,2 |