Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:10, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.
Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.1. Экономическое содержание и значение доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.2. Классификация доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.3. Нормативно-правовая база формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации
2. Анализ практики формирования доходов бюджета Республики Татарстан
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан
2.2. Анализ неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан
2.3. Оценка роли межбюджетных трансфертов в формировании доходной части регионального бюджета
3. Пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса
3.1. Обобщение зарубежного опыта в формировании доходов субфедеральных бюджетов
3.2. Направления повышения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
3.3. Пути укрепления доходной части региональных бюджетов за счет неналоговых поступлений
Выводы и предложения
Список использованных нормативных материалов, специальной литературы
на преобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализации функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;
на совершенствование института наследования выморочного имущества.
Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества предлагаются следующие меры:
совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств федерального бюджета;
обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.
В настоящее время необходима принципиально новая модель управления государственным (муниципальным) имуществом, реализация которой позволит добиться эффективного выполнения государственных функций, оптимизации состава имущества, рациональной структуры доходов бюджета и в целом государства. В целом вся система неналоговых доходов бюджетов нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ими.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) как финансовая категория – это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта Федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для удовлетворения потребностей социально-экономического развития данного субъекта и являющегося его основным финансовым планом, а также средством финансовой поддержки административно-
Доходы региональных бюджетов – это определенные нормами права финансовые отношения, возникающие между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.
Система построения бюджетных доходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.
Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.
Проведенный анализ моделей формирования доходов региональных бюджетов позволяет сделать вывод, что принцип самостоятельности в бюджетной системе РФ с ориентацией на федеративную форму государственного устройства достигается при использовании классификации доходов как «собственных» и «привлеченных».
В условиях построения бюджетной системы России, в которой каждый бюджет должен быть самостоятельным и автономным, основой должна стать классификация методов формирования доходов региональных бюджетов:
по источникам образования - общими и специальными методами;
по условиям привлечения поступления - обязательными и добровольными платежами;
по способу закрепления доходов - закрепление за бюджетами субъектов РФ доходов в полном объеме, методом квотирования ставок и методом присоединения ставок;
по способу передачи из вышестоящего бюджета - методом отчисления от федеральных регулирующих налогов и методом оказания прямой финансовой поддержки;
по формам мобилизации – методами наличных и безналичных расчетов.
В оптимальной модели формирования доходов региональных бюджетов группировка доходов должна производиться на основе критерия самостоятельности региональных представительных и исполнительных органов власти, сокращения применения административных методов в бюджетной деятельности и их использования в единстве с финансовыми методами.
Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечивать предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, способствовать росту заинтересованности органов власти субъектов в экономическом развитии своей территории, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также давать возможность для проведения долгосрочной финансовой и бюджетной политики. При этом за региональными бюджетами целесообразно, на наш взгляд, закреплять налоговые источники, характеристики которых наиболее в наибольшей степени отвечают следующим критериям:
- налоговая база равномерно размещена по территории региона;
- мобильность налоговой базы;
- региональные органы имеют возможность влиять на базу налогообложения и собираемость налогов;
- налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния( доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления должно быть направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию, и направить ее на помощь наиболее депрессивным регионам.
Сегодня практически все исследователи сходятся во мнении, что повышается роль института собственных доходов регионального уровня в устойчивом и полновесном обеспечении обязательств по развитию своей территории. В связи этим можно выделить следующие пути совершенствования системы собственных доходных поступлений региональных бюджетов.
Первое направление: соблюдение меры нарастания фискальной нагрузки налога или платежа при определении последовательности привлечения данных источников регионального бюджетного фонда. При этом диверсификация источников доходов должна позволить сузить риск неисполнения основных бюджетных обязательств посредством взаимозаменяемости активности доходных поступлений.
Второе направление: обеспечение в системе региональных налогов приоритета за налогом на имущество организаций и включение в его состав земельного налога. Подобная ориентация способствует закреплению прямой зависимости между приростом бюджетного потенциала региона и действительным увеличением его материального благосостояния.
Третье направление: налог на прибыль организаций должен быть переведен в разряд региональных.
Четвертое направление: переход к прежнему регулирующему характеру налога на добавленную стоимость.
Пятое направление: последовательное и постепенное расширение права налоготворчества. Полная налоговая автономность наиболее возможна в процессе самостоятельного введения «непересекающихся» налогов и сборов и установления собственных надбавок к федеральным налогам.
Таким образом, можно предположить, что налоги подобного способа «закрепления» должны составить основу собственных доходных поступлений региональных сообществ.
Нормативные материалы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //Российская газета. – 1993. – №52.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – 31. – Ст. 3823.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья). Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146. // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4552.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3824.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №32. – Ст. 3340.
6. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ //Российская газета. – 2004 (от 1 июля). – №138.
Специальная литература
7. Аксёненко А.В. Бюджетирование, ориентированное на результат: региональный опыт внедрения //Финансы. – 2009. – №1. – С.19.
8. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С.А. Анисимов, В.А. Максимов //Финансы. – 2007. – №1. – С.19-21.
9. Артемьева С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе / С.С. Артемьева //Финансы. – 2007. – №3. – С.19-21.
10. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / А.М. Бабич. Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2007.
11. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /П.И. Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
12. Бабенко Е.Н., Михайлов В.Г. О согласовании параметров бюджетной и долговой политики региона //Финансы. – 2008. – №11. – С.33.
13. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов //Законодательство и экономика. – 2008. – №7. – С. 59.
14. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 2008.
15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2008.
16. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и Со, 2008.
17. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учеб. пособие /Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. — М.: ЮНИТИ, 2008.
18. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.
19. Гуреев В. И. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2008.
20. Игудин А.Г. О бюджетировании, ориентированном на результат, во взаимоотношениях с региональными и местными бюджетами //Финансы. – 2008. – №11. – С.29.
21. Карчевская С.А. Повышение эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне //Финансы. – 2008. – №10. – С.25.
22. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы, пути / А.С. Колесов //Финансы. – 2007. – №7. – С.3.
23. Кудрин А.Л. Бюджет — основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны //Финансы. – 2008. – №12. – С. 3.
24. Лексин О. Региональная экономика и доходная база местных бюджетов /О. Лексин //Дайджест-Фиансны. – 2007. – №4. – С. 26.
25. Лушин С. Основные направления бюджетной реформы //Экономист. – 2009. – №2. – С.16-22.
26. Меркушкин Н.И. Межбюджетные отношения: перспективы развития //Финансы. – 2008. – №11. – С.23.
27. Межбюджетные отношения: перспективы развития (Обзор выступлений круглого стола) //Финансы. – 2008. – №10. – С.31.
28. Общая теория финансов. /Под ред. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2009.
29. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. – М.: ТЕИС, 2008.
30. Петрова Г.В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений / Г.В. Петрова //Журнал российского права. – 2009. – №1. – С. 59.
31. Половинка В.В. Целевые трансферты: мировой опыт и российская практика //Финансы. – 2008. – №10. – С.19.
32. Пронина Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений — гарантия укрепления местного самоуправления / Л.И. Пронина //Финансы. — 2007. — № 5. — С.16-21.
33. Финансы: Учебник /Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2007.
34. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
35. Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2007.
36. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2007.
37. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. /Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2008.
38. Экономика: Учебник /Под ред. Доц. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008.