Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:10, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
 провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
 определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.1. Экономическое содержание и значение доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.2. Классификация доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.3. Нормативно-правовая база формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации
2. Анализ практики формирования доходов бюджета Республики Татарстан
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан
2.2. Анализ неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан
2.3. Оценка роли межбюджетных трансфертов в формировании доходной части регионального бюджета
3. Пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса
3.1. Обобщение зарубежного опыта в формировании доходов субфедеральных бюджетов
3.2. Направления повышения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
3.3. Пути укрепления доходной части региональных бюджетов за счет неналоговых поступлений
Выводы и предложения
Список использованных нормативных материалов, специальной литературы

Работа состоит из  1 файл

Доходы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

   налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;

   налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;

   акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

   акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

   акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов с 1 января 2009 года;

   акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;

   акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;

   налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

   налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

   налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;

   налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;

   регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов (с 1 января 2009 года).     сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов (с 1 января 2009 года);сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

   налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;     

   налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;   

   единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;

   государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) по нормативу 100 процентов – это по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий; за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов; за государственную регистрацию региональных отделений политических партий; за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации; за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов; за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

   20 процентов указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;

   80 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

 Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в соответствии с нормативом, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

За последние три года в связи с реформой бюджетного и налогового законодательства претерпели изменения пропорции распределения общей суммы налоговых доходов, собираемых в бюджеты всех уровней.

В 2008 году на территории республики было мобилизовано с учетом ЕСН более 275 млрд руб. налоговых платежей, что на четверть больше, чем в 2007 году. В консолидированный бюджет республики мобилизовано около 101 млрд руб., в том числе: в бюджет Республики Татарстан - более 80 млрд руб., что на 32% больше прошлогоднего показателя, в местные бюджеты - более 20 млрд руб., что на 27% больше, чем в 2007 году. (см. табл. 2.1).

Основной объем налоговых поступлений получен от нефтедобывающих компаний (51% от общего объема поступлений), обрабатывающих производств (11%), транспорта и связи (6%). В нынешних экономических условиях в 2009 году особое значение приобретает всесторонний контроль за уплатой социальных платежей (единого социального налога - ЕСН). Такие явления, как сокращение персонала, переход на укороченную неделю, отпуска без сохранения содержания, влекут за собой снижение заработной платы и, соответственно, снижению поступлений ЕСН и налога на доход физических лиц (НДФЛ). По мнению специалистов, в 2009 году обеспечение поступлений этих платежей должны быть приоритетными в работе налоговых органов.

Таблица 2.1

Доходы бюджета РТ в 2007-2008гг.

Доходы

2008

2007

Отклонения

Поступление налоговых платежей с учетом ЕСН (млрд.руб)

275,9

206,7

+ 25%

В консолидированный бюджет в том числе (млрд.руб):

101,6

72,17

+ 40%

-в бюджет Республики Татарстан

81,3

55,08

+ 32%

в местные бюджеты

23,4

17,09

+ 27%

 

Также в 2009 году УФНС по РТ совместно с органами местного самоуправления и регистрирующими органами продолжит работу по увеличению налоговой базы по земельному налогу. Большая работа запланирована по введению в процесс налогообложения земельных участков под многоквартирными домами. Несмотря на проявившиеся в конце 2008 года неблагоприятные явления в экономике, общая задолженность в бюджетную систему в целом по республике снижена на 17%. Основными должниками являются предприятия-банкроты, которые на начало 2009 года имели задолженности в сумме  10,8 млрд. руб. (см. табл. 2.2).

Данные таблицы 2.2 показывают, что если в 2007 году в процедуре банкротства в республике находилось 1358 организаций, то в 2008 году - уже 1111 организаций. Сократилась и сумма задолженности организаций, находящихся в процедуре банкротства, - на 1 января 2009 года она составили 10,8 млрд руб. (для сравнения: на 1 января 2008 - 12,6 млрд руб., на 1 января 2007 - 14,4 млрд руб.).(41)


Таблица 2.2

Задолженность в бюджетную систему РТ

 

2007г.

2008г.

Количество предприятий, находящихся в процедуре банкротства по РТ

1358

1111

Сумма задолженности организаций, находящихся в процедуре банкротства (млрд. руб.)

12,6

10,8

 

В условиях кризиса для Управления Федеральной налоговой службы по Татарстану нет более важной задачи, чем обеспечение стабильного поступления налоговых платежей в бюджет. От этого напрямую зависит социальное благополучие республики и ее граждан.

Таким образом, видовая структура доходных источников отображает факторы региональной специализации, объективна ее вариация в субъектах РФ. Лидирующая позиция налога на полезные ископаемые (НДПИ) в структуре доходов, аккумулируемых в бюджетную систему РТ, иллюстрирует ресурсную (нефтедобыча) специализацию региона.

Подобное лидерство в видовой структуре налоговых платежей дохода от немобильного фактора (земли) – это НДПИ характерно и для перечислений в Федеральный бюджет, 2 место занимает НДС, 3 – налог на прибыль (рис. 2.1).

Доходная структура регионального бюджета формируется следующими источниками в порядке ранжирования: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и незначительный удельный вес собственных источников от немобильных факторов: налога на имущество организаций и земельного налога (рис. 2.2).

Доходная часть бюджета Республики Татарстан формируется строго на основе российских макроэкономических показателей, поскольку Татарстан находится в едином экономическом, политическом и правовом пространстве с РФ. С учетом разразившегося финансовго кризиса был составлен прогноз доходов бюджета республики на 2009 год и перспективные 2010-2011гг.

 

 

Рис. 2.1. Структура зачисленных доходов в федеральный бюджет по Республике Татарстан

 

Основные направления бюджетно-налоговой политики РТ на 2009-2011гг. состоят в увеличении налоговых доходов.

Рис. 2.2. Структура доходов зачисленных в консолидированный бюджет Республики Татарстан

 

Консолидированный бюджет РТ прогнозируется по доходам в следующих объемах: 2009 год – 122,2 млрд. рублей, 2010 год – 130 млрд.рублей, 2011 год – 138,1 млрд.рублей. По бюджету республики предлагается принять следующие объемы  расходов: 2009 год – 97,4 млрд. рублей, 2010 год – 102,4 млрд.рублей, 2011 год – 106,9 млрд.рублей. (41)

Доходная часть бюджета республики на 2009-11 годы включает три группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Среди наиболее крупных доходов - налог на доходы физических лиц – в консолидированный бюджет в 2009 году прогнозируется в сумме 40 млрд. рублей, в бюджет республики – 24 млрд. рублей.
Рост по налогу обеспечивается повышением фонда оплаты труда на 20,6 процентов в 2009 году, 18,2 процента – в 2010 году и 17,4 процента – в 2011 году. Сумма налога на 2010 и 2011 годы прогнозируется в консолидированном бюджете в 46,5 млрд. рублей и 54,7 млрд. рублей, в бюджете республики – 27,9 млрд. рублей и 32,8 млрд. рублей.

Поступления по налогу на прибыль в 2009 году прогнозируется в размере 32,6 млрд. рублей. Налог полностью поступает в бюджет республики. На 2010-2011 годы сумма налога планируется в размере 33,4 и 33,5 млрд.рублей.

Сумма налога на имущество организаций в 2009 году прогнозируется в размере 9,2 млрд. рублей, на 2010 год - 10,1 млрд.рублей, на 2011 – 11,1 млрд.рублей. Учтены изменения республиканского налогового законодательства в части отмены льготы по данному налогу с 2009 года бюджетным и автономным учреждениям, а также по автомобильным дорогам общего пользования.

Налог на имущество физических лиц на 2009 год, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 300 млн. рублей, 2010 году - 321 млн.рублей, в 2011 году - 344 млн.рублей

Прогноз поступления акцизов на 2009 год в бюджет Республики Татарстан составляет 5,9 млрд. рублей, акцизов на 2010 год - 6,1 млрд. рублей, на 2011 год – 6,2 млрд. рублей.

Поступление платежей за пользование природными ресурсами в 2009 году в бюджет республики прогнозируется в сумме 4,5 млрд. рублей. При расчете по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти) использованы цена на нефть марки «Юралс» в размере 95 долларов за баррель и курс доллара США к рублю - 24,7 рублей. Прогноз на 2010 год составляет 4,5 млрд.рублей при цене на нефть марки «Юралс» 90 долларов за баррель и курсе доллара США к рублю 26 рублей. Прогноз на 2011 год – 4,6 млрд. рублей при цене на нефть - 88 долларов за баррель и курсе доллара США - 27,3 рубля. (40)

В целом в 2009 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный бюджет республики в сумме 122,2 млрд. рублей, в том числе собственных доходов – 111,3 млрд. рублей, федеральных средств – 10,9 млрд. рублей. В 2010 году – 130 млрд.рублей, в 2011 году – 138,1 млрд.рублей. Прогнозные объемы бюджета республики: 2009 год – 97,4 млрд.руб., 2010 год – 102,4 млрд.руб., 2011 год – 106,9 млрд.рублей (см. табл. 2.3).

Таблица 2.3

Прогноз доходов в консолидированный бюджет РТ на 2009-2011гг. млрд.руб.

Доходы в бюджет РТ

2009г.

2010г.

2011г.

Консолидированный бюджет

122,2

130

138,1

Бюджет республики

97,4

102,4

106,9

Информация о работе Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)