Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:10, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
 провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
 определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.1. Экономическое содержание и значение доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.2. Классификация доходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.3. Нормативно-правовая база формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации
2. Анализ практики формирования доходов бюджета Республики Татарстан
2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан
2.2. Анализ неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан
2.3. Оценка роли межбюджетных трансфертов в формировании доходной части регионального бюджета
3. Пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса
3.1. Обобщение зарубежного опыта в формировании доходов субфедеральных бюджетов
3.2. Направления повышения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
3.3. Пути укрепления доходной части региональных бюджетов за счет неналоговых поступлений
Выводы и предложения
Список использованных нормативных материалов, специальной литературы

Работа состоит из  1 файл

Доходы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.doc

— 863.50 Кб (Скачать документ)

Конституционно-договорной характер федерализма в Российской Федерации сказывается и на взаимоотношениях между органами власти разных уровней по разграничению и перераспределению отдельных государственных полномочий. Это находит отражение также в п. 2 статьи 78 Конституции РФ: «Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Пунктом 3 этой статьи определено, что «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий». (30, C. 59)

Федеральное законодательство определяет ограничения на свободу региональных и местных органов власти по принятию решений относительно направлений и объемов расходования федеральных бюджетных средств, издавая законодательные нормы, разграничивающие предметы ведения и расходные полномочия между уровнями бюджетной системы, кроме того, утверждая нормативы по отдельным категориям расходов и принимая решения на федеральном уровне, по которым обязаны финансировать нижестоящие власти.

Статья 58 Бюджетного кодекса РФ определила порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

– единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;

– единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Статья 59 Бюджетного кодекса определила полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом.

Проблемы развития регионального законодательства в области формирования бюджетов субъектов Российской Федерации обусловлены состоянием федерального законодательства. Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие процесс формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, ограничивают самостоятельность региональных органов государственной власти в формировании доходов и расходов их бюджетов. (22, C. 4)

Нормативно – правовая база по вопросам формирования региональных бюджетов субъектов Российской Федерации сильно различается по регионам. Существуют регионы с хорошо развитой и детально разработанной законодательной базой по бюджетному устройству и формированию бюджета, организации межбюджетных отношений и социальным нормативам, однако таких субъектов Федерации не так много. В значительном количестве регионов до сих пор не приняты региональные законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, а для некоторых регионов единственным источником регионального бюджетного законодательства по-прежнему является лишь закон о региональном бюджете на очередной финансовый год.

Законодательная база большей части субъектов Российской Федерации по вопросам формирования бюджетов территорий характеризуется дублированием соответствующих положений федерального законодательства, отсутствием формализованных методик планирования доходов и расходов, не отражает специфику конкретного субъекта Российской Федерации. Все это приводит к низкому качеству бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации.

Знаковым нововведением в законодательную регулирования региональных доходов стал Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ, которым в Бюджетный кодекс РФ внесены существенные изменения в части установления основ бюджетной системы и организации бюджетного процесса. В числе основных изменений, касающихся регионального уровня, - пересмотр подходов к составлению проектов бюджетов (включая введение применительно к региональному уровню возможности формирования трехлетних бюджетов субъектов РФ и требования о раздельном планировании бюджетов действующих и принимаемых обязательств), введение в Бюджетный кодекс норм о государственном (муниципальном) задании, ведомственных целевых программах, корректировка подходов к долгосрочным целевым программам, изменение регулирования вопросов принятия долговых обязательств (включая выдачу гарантий), закрепление возможности заключения долгосрочных контрактов. Непосредственно в Бюджетном кодексе (а не в Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации", как было ранее) устанавливается теперь структура разделов и подразделов функциональной классификации расходов, а регионам делегированы полномочия по утверждению кодов целевых статей и видов расходов.

В новой редакции Кодекса все межбюджетные трансферты, предоставляемые из региональных бюджетов, объединены в четыре фонда: региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), региональный фонд софинансирования расходов и региональный фонд компенсаций. Детализированы нормы относительно государственных внебюджетных фондов. Скорректированы процедуры исполнения бюджета, подходы к формированию бюджетной отчетности и осуществлению финансового контроля, пересмотрены возможности изменения сводной росписи. (12, C. 33)

Что касается содержания изменений и степени их глобальности, многое зависит от того, насколько действующий региональный закон, регулирующий бюджетные отношения, повторяет нормы Бюджетного кодекса РФ. В регионах подход к данному вопросу отличается разнообразием. В некоторых субъектах РФ (например, в Республике Адыгея, Хабаровском крае, Нижегородской, Орловской, Ярославской областях и др.) законодательство о бюджетном процессе весьма детально. В ряде случаев оно было сформировано путем переноса некоторых положений из Бюджетного кодекса РФ, включая общие для всех уровней бюджетной системы нормы о принципах бюджетной системы, об общих подходах к бюджетным расходам и т.п.

В то же время в других субъектах РФ (и таких регионов с каждым годом становится все больше) законы о бюджетном процессе ограничиваются вопросами полномочий органов государственной власти, составления, рассмотрения и утверждения, исполнения бюджета, осуществления финансового контроля – то есть вопросами, которые действительно имеют региональную специфику и должны регулироваться законами субъектов РФ. Иногда данные нормы дополняются регулированием вопросов формирования доходов бюджета и предоставления межбюджетных трансфертов, хотя сферу межбюджетных отношений все чаще выносят в отдельный закон (например, таким образом решены вопросы предоставления межбюджетных трансфертов практически по всех республиках и краях, в Астраханской, Вологодской, Калининградской, Калужской, Тверской областях и др.).

В связи с пересмотром Бюджетного кодекса РФ региональные законы о бюджетном процессе должны быть подвергнуты изменению практически в полном объеме, за исключением норм о рассмотрении проекта закона о бюджете законодательным органом (здесь поправки могут касаться лишь состава документов, представляемых законодательному органу с проектом бюджета).

По материалам первой главы можно сделать вывод, что доходы региональных бюджетов – это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации  представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России. В современной науке фи­нансового права для целей более глубокого изучения рассматри­ваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям, однако, важным условием должна быть нормативно-правовая база.

Относительно нормативно-правовая базы необходимо заметить, что она по вопросам формирования региональных бюджетов субъектов Российской Федерации сильно различается по регионам. В связи с эти необходимо создание детализированного регионального законодательства о бюджетном процессе.

 


2. Анализ доходов  бюджета Республики Татарстан

2.1. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Татарстан

 

Доходная база консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации формируется с учетом основных направлений в области бюджетной и налоговой политики, обозначенных в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Программе развития бюджетного федерализма и Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Основными налоговыми поступлениями в бюджеты субъектов РФ являются следующие доходы:

- налоговые доходы, зачисленные от федеральных налогов и сборов

- региональные налоги;

- местные налоги – земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

   налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

   налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

   транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

   налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)