Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Содержание

Ведение 3
Сущность и цели финансовой политики 4
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 15
Социально-экономические проблемы и ограничения развития 15
Задачи финансовой политики 20
Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития 24
Развитие конкуренции в Российской Федерации 25
Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества 26
Развитие институциональных инвесторов 27
Реформирование банковской системы 28
Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов 30
Развитие рынка страховых услуг 30
Развитие малого бизнеса 32
Оптимизация форм государственного регулирования экономики 32
Повышение открытости экономики 34
Присоединение к международным торгово-экономическим организациям 34
Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы 35
Поддержка экспорта 35
Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики 36
Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование 37
Макроэкономические условия проведения реформ 38
Денежно-кредитная политика 39
Налоговая политика 39
Бюджетная политика 40
Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий 42
Предполагаемые результаты 43
Заключение 49
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

финаны.docx

— 101.55 Кб (Скачать документ)

    Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется  в настоящее время, так как  последняя сейчас представляет собой  одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание  экономических циклов (при этом в  первую очередь, понимается использование  финансовой политики в качестве инструмента  для борьбы со спадами). Однако легко  заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое  благосостояние всего населения

    Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование  финансовых ресурсов с целью повышения  уровня жизни граждан.

Виды  финансовой политики и механизм ее реализации

    Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению  программ финансовой политики дал экономический  кризис 1929 – 1933, поставивший под  сомнение способность рыночной системы  к саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Свое теоретическое  обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 – 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к  ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой  хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей  становится достижение высокой занятости  и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в  совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и  стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса  и другими.

    Итак, исходя из задач, поставленных перед  финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения  деловой активности.

    Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

    – рост государственных расходов;

    – снижение налогового бремени.

    Другими словами, если в настоящее время  имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада  или депрессии.

    Если  же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных  расходов, пытаясь удержать объем  выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать. стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую  и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической  ситуации в государстве, так как  между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться  государством и в период, когда  свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится  к его потенциальному уровню, в  то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет  права.

    В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с  целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с  избыточным спросом.

    Сдерживающая  политика подразумевает:

    – уменьшение правительственных расходов;

    – увеличение налогов.

    Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией.

    Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той  или иной ситуации, сложившейся в  национальной экономике, следует подробнее  остановиться на самом механизме  воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

    Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

    1) Выработка научно обоснованных  концепций развитии финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономическим законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

    2) Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой  политики. Здесь, исходя из поставленных  целей учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.

    3) Собственно осуществление практических  действии направленных на достижение  поставленных целей.

    Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования,

    Известно, что существуют два типа финансовой политики:

    а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

    б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

    Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому  ее типу. Для второго же он будет  абсолютно неверен, что объясняется  особенностями последнего.

    Под недискреционной финансовой политикой  понимают ряд способностей налоговой  системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие  регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного  вмешательства каких-либо управляющих  органов.

    Рассмотрим  следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим  бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен  дефицитный бюджет. Существуют два  пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при  помощи регулирования налоговых  поступлений. Так, в первом случае выход  в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

    Итак, допустим, что в стране наблюдается  незначительный спад производства, а  правительство не успело еще принять  ответные меры. Тогда сокращение доходов  граждан, а также хозяйствующих  субъектов неизменно приведет к  снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно  функционирующая налоговая система  в состоянии автоматически регулировать экономику Действительно, ведь при  подъеме с увеличением доходов  граждан также возрастут и  налоги.

    Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые  в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди  них можно выделить следующие  четыре, а именно:

    1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает  давление на слишком большие  расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости  резервный фонд используется  для выплаты доходов, чем увеличивает  платежеспособный спрос, поддерживая  потребление, что ведет к снижению  темпов падения производства, тем  самым смягчая спад.

    Другие  типы пособий – такие, как благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, – по характеру  своего автоматического антициклического регулирования также относятся  и стабилизирующему типу.

    2. Актуальные для развитых капиталистических  стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос  сокращается и цены на сельскохозяйственные  продукты падают, федеральное правительство  субсидирует фермеров, поглощая  излишки продукции, когда же  надвигается инфляция и цены  растут, государство выбрасывает  на рынок закупленную ранее  продукцию, поглощая излишние  денежные средства, что ослабляет  любую тенденцию в экономике.  К сожалению такой стабилизатор  не характерен для отечественной  экономики, так как российское  сельское хозяйство не страдает  кризисами перепроизводства.

    3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие  подобные юридические лица сохраняют  прежний уровень выплачиваемых  дивидендов, даже если их доходы  меняются в течение короткого  отрезка времени. Это ведет  к ослаблению спроса на товары  и ycлуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

    4. Инертность склонности к потреблению  Так, индивид, стремясь поддержать  привычный жизненный уровень,  медленно приспосабливается к  повышению своего дохода.

    Несмотря  на безусловно полезные способности  налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия  правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому  есть две причины:

    1) Саморегулирования недостаточно  при сильном изменена экономической  ситуации, так как, продолжая изымать  часть каждого дополнительного  дохода, налоги, однако, не смогут  преодолеть влияние оставшихся  денег, при этом не учитывается  эффект мультипликации, которым  существенно ослабляет действие  стабилизатора.

    2) Политические и другие внеэкономические  соображения препятствующие пассивным  действиям правительства.

    Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым.

    Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

    Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

    – общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

    – социальные программы;

    – правительственные закупки;

    – государственные инвестиции;

    – изменение расходов трансфертного  или перераспределительного типа;

    – управление налоговым гнетом.

    Таким образом, можно найти два главных  элемента, составляющих финансовую политику:

    1) Политика в области государственных  расходов.

    2) Фискальная политика.

    Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести  все программы связанные с  государственными расходами.

    Во-первых, это общественные работы, которые  на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия  и как ее следствие – безработица. Такие программы имели своей  целью увеличить занятость и  зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и  положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.

Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)