Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Содержание

Ведение 3
Сущность и цели финансовой политики 4
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 15
Социально-экономические проблемы и ограничения развития 15
Задачи финансовой политики 20
Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития 24
Развитие конкуренции в Российской Федерации 25
Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества 26
Развитие институциональных инвесторов 27
Реформирование банковской системы 28
Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов 30
Развитие рынка страховых услуг 30
Развитие малого бизнеса 32
Оптимизация форм государственного регулирования экономики 32
Повышение открытости экономики 34
Присоединение к международным торгово-экономическим организациям 34
Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы 35
Поддержка экспорта 35
Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики 36
Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование 37
Макроэкономические условия проведения реформ 38
Денежно-кредитная политика 39
Налоговая политика 39
Бюджетная политика 40
Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий 42
Предполагаемые результаты 43
Заключение 49
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

финаны.docx

— 101.55 Кб (Скачать документ)

    прекращение заимствования по неэффективно используемым займам;

    концентрация  привлекаемых средств на реализацию проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;

    размер  государственного долга и его  структура должны обеспечивать выполнение Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а также гарантированную возможность  рефинансирования долга независимо от состояния бюджета и прогнозируемого  изменения внешнеэкономической  конъюнктуры в конкретный период;

    активное  управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных  с его структурой, и стоимости  его обслуживания;

    увеличение  сроков рыночных внутренних заимствований  без существенного роста доходности инструментов, в том числе с  целью формирования уровня процентных ставок по субфедеральным и корпоративным  займам, повышение ликвидности рынка  государственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков;

    разработка  и внедрение новых видов государственных  облигаций с учетом интересов  различных групп инвесторов, в  том числе в связи с проведением  пенсионной реформы.

    Для снижения зависимости экономики  и федерального бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры предусматривается  создание в федеральном бюджете  стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходов  бюджета, связанных с благоприятной  мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизационного фонда  позволит обеспечить выполнение государственных  обязательств независимо от мировой  конъюнктуры на товары сырьевого  экспорта. Механизм формирования и  расходования стабилизационного фонда  будет определен в законодательном  порядке.

Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий

    Главной целью политики государственного регулирования  цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов  естественных монополий является поддержание  баланса между необходимостью стимулирования снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержанием конкурентоспособности  российской продукции на внутреннем и внешнем рынках и уровнем  жизни населения при обеспечении  эффективного функционирования субъектов  естественных монополий.

    Необходимо  сформировать механизм контроля за экономической  обоснованностью затрат естественных монополий на основе анализа бюджетов субъектов естественных монополий (в том числе программ снижения издержек и инвестиционных программ).

    Предельные  уровни изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий  должны утверждаться ежегодно, данный процесс необходимо синхронизировать с подготовкой федерального и  региональных бюджетов.

    Индексация  цен (тарифов) не должна превышать темпов инфляции. Принимаемые с учетом этого  принципа решения должны в течение  года вступать в силу поэтапно на основе индексов потребительских цен за предшествующий период.

    Пересмотр цен (тарифов) должен осуществляться одновременно с принятием мер по адресной социальной защите малоимущих слоев населения.

    Особое  значение имеет тарифная политика по ценам на газ.

    Исходя  из прогнозируемых объемов спроса на газ на внутреннем и внешнем рынках, необходимые объемы его добычи могут  быть достигнуты при условии поэтапного роста цен на газ на внутрироссийском рынке. Заниженный уровень цен на газ сдерживает рост производства и  предложения газа, ведет к искажению  структуры топливного баланса, расточительному  использованию газа, прежде всего  в качестве топливного ресурса.

    Учитывая, что основными потребителями  газа являются электроэнергетика и  жилищно-коммунальное хозяйство, повышение  цен на газ должно обеспечивать возможность  снижения инфляции.

Предполагаемые  результаты

    Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:

    повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

    повышение конкурентоспособности российской экономики;

    снижение  макроэкономических рисков;

    формирование  модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

    Оценка  темпов экономического роста в результате осуществления финансовой политики основана на:

    ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и привлеченных средств с учетом снижения связанных  с инвестициями административных и  налоговых издержек;

    предполагаемом  повышении эффективности использования  факторов производства, в частности  росте производительности труда;

    преодолении кризисных тенденций в мировой  экономике.

    Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока российского капитала благодаря  мерам по улучшению инвестиционного  климата – оптимизации налоговой  нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение  прогнозного периода в российской экономике сохранится высокая норма  валовых сбережений – 28-30 процентов  валового внутреннего продукта. Следует  ожидать, что выполнение программы  повысит норму валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего  продукта в 2002 году до 23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий  рост инвестиций в основной капитал  в размере не менее 8 процентов  в год.

    Инвестиционные  ресурсы предприятий будут увеличиваться  как за счет собственных средств  в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря  расширению возможностей привлечения  средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой  прибыли по прогнозу увеличится в  номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в 1,61-1,73 раза.

    Примерно  такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том  числе иностранных инвесторов, компенсируя  тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств. Опережающее  снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет  способствовать повышению конкурентоспособности  отраслей с высокой долей добавленной  стоимости, а развитие финансового  сектора – эффективному использованию  для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

    В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет  за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует  с учетом индекса роста цен  реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.

    Стимулирование  инновационной активности, повышение  качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг  в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение  трех лет.

    В результате темпы экономического роста  составят 5-6 процентов в 2006 году и 15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в зависимости  от внешнеэкономических условий). Это  позволит рассчитывать на ускорение  экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.

    Обеспечение высоких темпов экономического роста  создаст необходимые условия  для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в  социальной сфере. Реальные располагаемые  доходы населения в 2005 году увеличатся по сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных  гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата  возрастет на 30-34 процента.

    Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и  миграционных компонентов, преодоления  деформаций в структуре распределения  доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты  жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет  создана основа для устойчивого  расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.

    Новые механизмы финансирования пенсий и  формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению  финансовой устойчивости пенсионной системы  и повышению уровня жизни пенсионеров.

    Удельный  вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25 процентов  в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.

    Прогнозируемое  повышение конкурентоспособности  российских товаров и услуг будет  проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских  товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего  спроса и в росте доли несырьевого  экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта товаров инвестиционного  назначения будет расти более  высокими темпами.

    Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против 9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).

    Обеспечение макроэкономической стабильности будет  основой устойчивости экономического развития в целом.

    Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное сохранением бюджетного профицита при относительно высоких  ценах на нефть, позволит добиться дальнейшего  снижения долговой нагрузки, что облегчит решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В  частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего  продукта уменьшится до 24-25 процентов  к началу 2006 года, а платежи по обслуживанию снижения долга не будут  превышать с 2006 года 31 процента доходов  федерального бюджета.

    Сохранение  благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого  оттока капитала, роста несырьевого  экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы  Центрального банка Российской Федерации  на уровне, существенно превышающем  сумму шестимесячного импорта и  годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии  стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между  необходимостью снижения инфляции и  недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный  обменный курс возрастет за три года примерно на 20-23 процента, оставаясь  ниже показателей 1998 года. При этом паритет покупательной способности  в 2005 году будет составлять около 40 процентов от значений номинального обменного курса.

    Переход к рыночным принципам ценообразования  в отраслях естественных монополий  вместе с повышением ликвидности  финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.

Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)