Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Содержание

Ведение 3
Сущность и цели финансовой политики 4
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 15
Социально-экономические проблемы и ограничения развития 15
Задачи финансовой политики 20
Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития 24
Развитие конкуренции в Российской Федерации 25
Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества 26
Развитие институциональных инвесторов 27
Реформирование банковской системы 28
Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов 30
Развитие рынка страховых услуг 30
Развитие малого бизнеса 32
Оптимизация форм государственного регулирования экономики 32
Повышение открытости экономики 34
Присоединение к международным торгово-экономическим организациям 34
Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы 35
Поддержка экспорта 35
Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики 36
Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование 37
Макроэкономические условия проведения реформ 38
Денежно-кредитная политика 39
Налоговая политика 39
Бюджетная политика 40
Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий 42
Предполагаемые результаты 43
Заключение 49
Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

финаны.docx

— 101.55 Кб (Скачать документ)

    законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода  выплаты накопительной части  трудовой пенсии, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан предпенсионного  и пенсионного возраста;

    развитие  законодательства, реализующего права  граждан на накопительную часть  трудовой пенсии;

    развитие  актуарных методов оценки долгосрочной сбалансированности ресурсов и обязательств пенсионной системы;

    создание  системы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при назначении и выплате пенсий, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также соответствующей  инфраструктуры для обеспечения  процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

    обеспечение участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного  пенсионного страхования, а также  подготовка соответствующих нормативных  правовых актов, регулирующих их деятельность как страховщиков;

    введение  профессиональных пенсионных систем на основе накопительных принципов  финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем  и обеспечивающих необходимый размер досрочной пенсии на период до достижения ее получателем установленного пенсионного возраста;

    подготовка  нормативных правовых актов, устанавливающих  правила создания, функционирования и регулирования деятельности профессиональных пенсионных систем.

Макроэкономические  условия проведения реформ

    Макроэкономические  условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной  политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий.

    Важнейшим элементом, создающим предпосылки  для продолжения институциональных  реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном  создании благоприятных условий  для осуществления инвестиций в  российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий.

    Налоговая реформа и бюджетная сбалансированность – одни из ключевых элементов экономической  политики, направленной на обеспечение  устойчиво высоких темпов экономического роста.

    Сложившаяся налоговая система в целом  выполняет свою главную функцию  обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной  мере диверсификации экономики.

    Благоприятный налоговый режим не может полностью  нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный  деловой климат). В то же время  указанный режим должен внести вклад  в повышение отдачи на вложенный  капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность  российской экономики.

    Ускорение темпов экономического роста в России требует дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно  государством или при участии  государства. В условиях подъема  экономики и увеличения поступлений  в консолидированный бюджет темпы  увеличения непроцентных бюджетных  расходов не должны превышать темпы  экономического роста.

    Необходимо  проведение бюджетной реформы, обеспечивающей оптимизацию государственных обязательств, повышение результативности и эффективности  бюджетных расходов на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования. Требуется обеспечить устойчивость бюджетной системы в условиях высокой зависимости от внешнеэкономических  факторов, а также прозрачность процедур планирования, осуществления и оценки результатов бюджетных расходов.

    Одним из важнейших условий развития предпринимательства  является предсказуемость политики государства по регулированию цен  и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которая должна быть ориентирована на снижение энергоемкости экономики, привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли на принципах конкуренции, недопущение необоснованного роста издержек.

Денежно-кредитная  политика

    Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции без ущерба для  устойчивости экономического роста.

    Предполагается  последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.

    Снижение  инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой  в сфере естественных монополий).

    Динамика  обменного курса рубля будет  определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные  для платежного баланса периоды  темпы роста реального курса  рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило  значительной девальвации рубля.

    Кроме того, необходимо принятие следующих  мер:

    создание  условий для полной конвертируемости рубля;

    сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы с более активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развития инструментов денежно-кредитного регулирования;

    постепенный переход к более активному  использованию процентной политики для обеспечения макроэкономической стабильности;

    реализация  денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютного курса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальным  экономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны на необходимом уровне;

    сглаживание неоправданно резких колебаний обменного  курса на внутреннем валютном рынке.

Налоговая политика

    Приоритетом налоговой политики в среднесрочной  перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной  активности, опережающее снижение налоговой  нагрузки на обрабатывающие отрасли  и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию  налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость  и средние ставки единого социального  налога, а также сделать эффективным  налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

    Основные  направления реформирования налоговой  системы в среднесрочный период будут включать:

    совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную  стоимость и единого социального  налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе  в части налогового учета);

    снижение  с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18 процентов;

    введение  налоговых платежей, взимаемых в  рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения  для участников соглашений о разделе  продукции;

    упрощение порядка подтверждения нулевой  ставки по экспортным поставкам и  при осуществлении международных  перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;

    реформирование  отдельных видов налогов и  отмену неэффективных налогов и  сборов, в частности:

    совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих  глав Налогового кодекса Российской Федерации) за счет сокращения перечня  налогооблагаемого имущества, пересмотр  принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных  участков исходя из их кадастровой  стоимости, обеспечение возможности  перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог  на имущество и земельный налог;

    отмену  с 1 января 2004 г. налога с продаж;

    пересмотр перечня региональных и местных  налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора  за парковку автотранспорта;

    совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;

    установление  особого режима налогообложения  судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов;

    снижение  с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной  ставки единого социального налога (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы).

Бюджетная политика

    Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный  период являются стимулирование структурной  перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

    Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

    закрепление доходных и разграничение расходных  полномочий за каждым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации на долгосрочной основе;

    формирование  бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

    выработка критериев эффективности бюджетных  расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

    завершение  процесса перевода региональных и муниципальных  бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

    создание  действенного механизма для перевода средств региональных и местных  внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих  уровней;

    отмена  законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

    ограничение роста непроцентных расходов;

    оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных  функций и задач;

    обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в  их ведении организаций и учреждений.

    Преобладание  долга, номинированного в иностранной  валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в  жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся  рисков ограничения доступа на внешние  рынки заимствований по не зависящим  от Российской Федерации причинам.

    В этой связи приоритет при осуществлении  государственных заимствований  должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

    Политика  в области государственного долга  в среднесрочной перспективе  будет базироваться на следующих  принципах:

    снижение  расходов на обслуживание государственного долга;

    завершение  урегулирования долга бывшего СССР;

    увеличение  удельного веса внутреннего долга  в структуре государственного долга;

    ограничение принятия новых обязательств по привлечению  кредитов иностранных государств и  займов международных финансовых организаций;

Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)