Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:20, курсовая работа
Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.
Ведение 3
Сущность и цели финансовой политики 4
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 7
Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 15
Социально-экономические проблемы и ограничения развития 15
Задачи финансовой политики 20
Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития 24
Развитие конкуренции в Российской Федерации 25
Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества 26
Развитие институциональных инвесторов 27
Реформирование банковской системы 28
Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов 30
Развитие рынка страховых услуг 30
Развитие малого бизнеса 32
Оптимизация форм государственного регулирования экономики 32
Повышение открытости экономики 34
Присоединение к международным торгово-экономическим организациям 34
Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы 35
Поддержка экспорта 35
Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики 36
Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование 37
Макроэкономические условия проведения реформ 38
Денежно-кредитная политика 39
Налоговая политика 39
Бюджетная политика 40
Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий 42
Предполагаемые результаты 43
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число задач, поставленных в предыдущих планах действий Правительства Российской Федерации. Приняты пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации, новая редакция Таможенного кодекса, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Осуществляется пенсионная реформа с введением накопительных механизмов.
Определенный
прогресс достигнут в сфере устранения
избыточного административного
давления на бизнес – снижено количество
лицензируемых видов
В
области реформирования системы
налогообложения было сделано несколько
важнейших шагов: введены «плоская
шкала» подоходного налога и регрессивная
шкала единого социального
Удалось добиться продвижения на переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации – началось обсуждение итогового доклада рабочей группы.
Признанием успешности российских реформ, обеспечивших макроэкономическую стабильность, можно считать последовательное повышение за последние годы Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.
Государственной Думой принят в первом чтении Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (новая редакция), рассматривается проект федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», направленный на защиту прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе.
Подготовлен ряд законопроектов, касающихся изменения действующего режима применения налога на имущество организаций и налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Принят федеральный закон, предусматривающий отмену налогового контроля за расходами граждан.
Разработана концепция создания и развития финансовой (гарантийной) системы поддержки экспорта промышленной продукции.
Вместе
с тем отдельные задачи не были
решены. Не принята концепция развития
газовой отрасли, что создает
некоторые неопределенности в проведении
реформ в области электроэнергетики
и жилищно-коммунального
Не
завершен перевод в форму оплаты
труда и денежного довольствия
натуральных льгот и выплат, установленных
для отдельных категорий
Не
удалось обеспечить законодательное
оформление предложений по развитию
системы обязательного
По
мере решения первоочередных задач
выявились ограничения для
Наиболее успешным периодом экономического развития Российской Федерации по большинству макроэкономических показателей можно считать 1999-2002 годы.
Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26 процентов, промышленное производство – более чем на 37 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения практически соответствуют уровню 1998 года, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Снизилась безработица. Увеличилась производительность труда, хотя темп ее роста заметно уступал темпу роста реальной заработной платы, что объяснялось, в том числе, восстановлением среднего уровня заработной платы после его падения в 1998-1999 годах.
Сохранялась
финансовая стабильность, которая обеспечивалась
поддержанием совокупного профицита
консолидированного бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
и состоянием платежного баланса. Снизились
темпы инфляции, хотя рост потребительских
цен несколько превышал прогнозные
показатели. Увеличилась степень
монетизации экономики, что способствовало
повышению платежной
Вместе
с тем еще нельзя говорить о
создании прочной основы долгосрочного
устойчивого роста и о
При
этом сам уровень экономического
развития России остается низким. Валовый
внутренний продукт на душу населения
составляет около 7800 долларов США по
паритету покупательной способности
и менее 2500 долларов по текущему обменному
курсу, что в несколько раз
ниже показателей не только ведущих,
но и многих развивающихся стран.
Это обусловливает низкое качество
жизни и высокий уровень
Уровень
экономического развития определяет место
России в мире и влияет на способность
государства проводить
Основными
факторами посткризисного роста
экономической активности являлись
прежде всего благоприятная
На начальном этапе посткризисного развития (1999-2001 годы) благодаря жесткой бюджетной политике, предсказуемой кредитно-денежной политике и сдерживанию роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали и временно повысила ценовую конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это дало импульс к оживлению деловой активности во всех сферах экономики.
Кроме того, значительный приток доходов от экспорта оказывал стимулирующее воздействие на внутренний спрос, как инвестиционный, так и потребительский.
Влияние
первого фактора роста –
В условиях, когда производство таких товаров в России было гораздо менее конкурентоспособно (в первую очередь это касается товаров длительного пользования), насыщение спроса происходило за счет роста импорта. В результате в 2002 году импорт увеличился на 13 процентов.
Таким образом, в последующие годы необходимо обеспечить активизацию внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства.
Главным
фактором, сдерживающим такие инвестиции,
остается недостаточная
Эти
факторы препятствуют не только эффективной
инвестиционной деятельности, но и
другим, менее капиталоемким
Отсутствие
радикальных сдвигов в
Другая диспропорция – относительно невысокая по сравнению с другими странами доля малых и средних предприятий в объеме валового внутреннего продукта и численность работающих. Это снижает возможности экономики к адаптации в условиях меняющихся внешних факторов, колебания потребительского спроса, ускоренного развития технологий.
Существует
ряд ограничений для
Во-первых,
нынешнее состояние рыночных институтов
и инфраструктуры задает высокий
уровень трансакционных и производственных
издержек в экономике. Это следствие
прежде всего низкой конкуренции
на рынках (товарных и ресурсных), а
также незавершенности
Финансовая
инфраструктура не обеспечивает эффективного
выполнения функций финансового
посредничества. Объем имеющегося в
экономике капитала, несмотря на значительный
отток его за рубеж в предыдущие
годы, достаточно велик для финансирования
модернизации производства. Свободные
средства есть у крупных сырьевых
компаний, почти не задействован потенциал
частных сбережений населения, на рынок
уже с 2002 года начали выходить долгосрочные
пенсионные накопления. В то же время
инструменты финансового
Недостаточное
развитие финансовой системы наряду
с высокими рисками инвестирования
в несырьевой сектор не позволяет
использовать преимущества благоприятной
конъюнктуры на мировых рынках для
прогрессивных структурных
Во-вторых,
остается недопустимо высоким и
обременительным вмешательство
государства в экономическую
деятельность. Это касается широких
полномочий государственных органов
в перераспределении
В-третьих, экономика России остается относительно закрытой и изолированной в силу неэффективного таможенного и избыточного валютного регулирования, а также несоответствия российских стандартов международным.
Не в полной мере задействованы такие инструменты торговой политики, как тарифные и нетарифные меры, специальные защитные меры.
В-четвертых,
неэффективность системы
Информация о работе Финансовая политика государства (на примере Российской Федерации)