2. Составление
бюджета в разрезе административных
ведомств на основе административной
классификации.
В целях повышения
"прозрачности" бюджета и усиления
ответственности за его исполнение
республиканский бюджет на 2001 год
составлялся в разрезе административных
ведомств на основе административной
классификации. Административная
классификация является обеспечением
адресного выделения финансовых
ресурсов, с помощью которой решаются
проблемы, кому, сколько и на какие
цели выделяются финансовые ресурсы
из бюджета.
3. Полное включение
программы государственных инвестиций
в республиканский бюджет.
Начиная с
1998 года в государственный бюджет
включаются основные показатели
Программы государственных инвестиций
(ПГИ), содержащие стоимостную оценку
реализуемых и планируемых инвестиций
проектов в различных секторах
экономики республики, финансируемых
за счет средств иностранных
инвесторов.
Основные показатели
ПГИ представлены в разрезе
потребностей инвестиционных проектов
в финансировании, увязанных с
ожидаемыми или согласованными
обязательствами доноров (стран
или международных организаций)
по представлению инвестиционных
ресурсов. ПГИ на 1999-2001 годы получил
положительную оценку от Всемирного
Банка был представлен как
основной документ Правительства
в области направлений государственных
инвестиций на Консультативной
Встрече по Кыргызстану в мае
1998 года в Париже. Общая сумма
проектов, включаемых в ПГИ в
бюджете на 1998 год, составляет 171,7
млн. долларов США (9 % от ВВП),
при этом 92 % от указанной суммы
будет покрыто за счет внешних
источников финансирования. Доля
софинансирования из республиканского
бюджета составит всего 14,2 млн.
долларов США (0,74 % от ВВП).
4. Переход отдельных
министерств на составление бюджета
на программной основе (БПО).
Данный метод
предлагает четкое определение
среднесрочных целей сектора,
возглавляемого соответствующим
министерством, с определением
путей достижения данных целей
в виде программ с установлением
степени приоритетности каждой
программы и калькуляции расходов
по ним.
БПО включает
в себя методологию для составления
бюджета мероприятий, являющихся
приоритетными на государственном
уровне. Целью составления бюджета
на программной основе является
сдерживание снижения реальных
расходов определенных секторов
путем сосредоточения ресурсов
на ограниченном количестве высокоприоритетных
мероприятий для выполнения специфических
государственных задач и поиска
наиболее низкозатратных способов
для достижения этих целей.
5. Установление
бюджетных ограничений (контрольных
цифр) для административных ведомств
в целях сохранения бюджетных
расходов в допустимых пределах.
Для усиления
степени контроля за расходами
бюджета Министерством финансов
в 1997 году разработана система
расходных ордеров, которая основана
на выделении министерствам, административным
ведомствам, государственным комиссиям
и комитетам, другим организациям
и учреждениям, финансируемым
из бюджета, ассигнований из
республиканского бюджета с учетом
утвержденных расходов (лимитов), определенных
для министерств и ведомств
росписью бюджета. Система расходных
ордеров позволит предприятиям,
организациям и учреждениям, финансируемым
из бюджета, управлять своими
расходами на более продолжительный
период времени, предотвратить
принятия ими финансовых обязательств,
исполнение которых нереально
из-за отсутствия средств, что в свою очередь
создает условия для- предупреждения задержек
по выплатам и снижения размера неоплаченных
расходов.
Исполнение
бюджета двух последних лет
показало правильность выбора
реформирования государственной
финансовой системы. Удалось резко
сократить задолженности по социальным
выплатам, которые ранее достигали
4-5 месяцев. Государственные расходы
были сокращены с 28,6 % ВВП в
1996 г. до % 17,3 % ВВП в 2001 г., что
было достигнуто благодаря упорядочению
общегосударственных расходов, созданию
системы социальной защиты населения.
Доля программных кредитов, которые
направлялись на финансирование
дефицита бюджета, по сравнению
с предыдущими годами существенно
сокращается. В 1996 г. на финансирование
дефицита бюджета было направлено
120 млн. долл., в 1997 г, - 81,2 млн. долл.,
в 1998 г. - 92,6 млн. долл., в 1999 г.
эта сумма составила около
50 млн. долл.
В целях максимальной
стабилизации государственного
бюджета Правительством Кыргызской
Республики в 1999-2001 г. предприняты
меры по снижению дефицита
госбюджета, ужесточение финансовой
дисциплины, усиление учета и
контроля за формированием доходов
и осуществление бюджетных расходов.
Как и в
отношении доходов и расходов
бюджета при рассмотрении его
дефицита необходимо изучить относительные
показатели.(табл. 8)
Таблица 8
Динамика дефицита
государственного бюджета
|Наименование показателей
|1997 г.
|1998 г.
|1999 г. |2000 г.
|2001 г.
|
|Валовый внутренний продукт,
млн. с.
|16145,1
|23399,3
|30685,7 |34181,4
|48321,1
|
|Дефицит (-), профицит (+) госбюджета,
млн. с. |- 1864,6
|- 1250,6 |- 1605,4
|- 1035,6 |- 1213,4
|
|Дефицит в % к ВВП
|11,5
|5,4
|4,7
|3,1
|2,5
|
Дефицит государственного
бюджета значительно сократился
за счет реформ в сфере налогово-бюджетной
политики. В 1997 году этот показатель
составил 5,4 % ВВП, в 1998 г - 4,7 % ВВП,
в 1999 г. - 3,1 % к ВВП, в 2000 г.
предполагалось 2 % к ВВП, а оказалось
по итогам года 2,5 %. Однако несмотря
на наметившуюся положительную
тенденцию сокращения дефицита
бюджета, следует признать, что
по прежнему существуют определенные
трудности в проведении бюджетной
политики государства. В качестве
фактора развития инфляции и
роста обменного курса, действовавшего
до недавнего времени, выдвигается
резкое увеличение денежной массы
при финансировании дефицита
бюджета кредитами Национального
банка. В 1999 г. Правительство
отказалось от использования
кредитов Национального банка
для финансирования дефицита
бюджета, тем самым продолжив
политику минимизации инфляционного
давления на экономику.
Вместе с
тем кредиты Национального банка
обеспечивали большую долю средств,
направляемых на финансирование
дефицита бюджета. В 1998 г. 60 % общей
суммы финансирования и 13 % внутреннего
финансирования приходилось на
кредиты НБКР.
Большое значение
в плане активизации финансовой
политики имеет изменение практики
перераспределения финансовых ресурсов.
Кроме вертикального метода, осуществляемого
посредством бюджета, все более
широкое развитие получает горизонтальное
перераспределение средств. Для
этой цели используется формируемый
в настоящее время финансовый
рынок, посредством которого финансовые
ресурсы перераспределяются между
экономическими субъектами исходя
из спроса и предложения.
Широкое распространение
получила система внебюджетных
фондов государства. Она позволяет
сконцентрировать необходимые средства
для целевого финансирования
социальных расходов. Важную роль
в решении этих проблем могут
играть создаваемые в настоящее
время негосударственные пенсионные
фонды, обеспечивающие переход
к накопительной системе финансирования
пенсионных расходов.
Развитие рыночных
методов управления привело к
демонополизации страхового дела
и появлению страхового рынка
— созданию независимых частных
страховых компаний, введению новых
отраслей и видов страхования,
изменению в соотношении между
обязательной и добровольной
формами страхования в пользу
последней.
Кардинально изменилась
система управления финансами.
На смену единому органу управления
— Министерству финансов пришла
целая система специализированных
финансовых и контрольных органов:
Государственная налоговая служба.
Федеральная служба налоговой
полиции, Счетная палата, Государственный
таможенный комитет и т. д.
Наряду с развитием государственных
органов контроля широкое развитие
получил независимы» аудиторский
финансовый контроль.
Будет продолжаться
государственная поддержка структурной
перестройки экономики посредством
проведения льготной налоговой
и кредитной политики, а также
прямых бюджетных ассигнований.
Бюджетные средства, направленные
на инвестиции, будут предоставляться
в первую очередь для промышленных
высокоэффективных проектов на
конкурсной основе. В промышленности
государственные инвестиционные
ресурсы предусмотрено направлять
на поддержку проектов, финансируемых
с привлечением частного капитала,
с постепенным переходом от
прямого государственного льготного
кредитования к долевому участию
государства в окупаемых проектах,
а также к предоставлению государственных
гарантий предприятиям для привлечения
частных кредитных ресурсов. Предоставление
государственных гарантий должно
производиться в рамках имеющихся
бюджетных средств. Следует расширить
практику применения инвестиционных
налоговых кредитов как части
инвестиционной политики государства.
Дальнейшее развитие
получат расходы бюджета на
социальные нужды. Основное направление
здесь — повышение эффективности
использования средств, обеспечение
потребностей на уровне не
ниже сложившегося в 1996 г.
Большое внимание
должно уделяться развитию и
регулированию рынка ценных бумаг.
Предстоит найти оптимальное
сочетание обращения на этом
рынке государственных и корпоративных
ценных бумаг, что позволит, с
одной стороны, обеспечить потребности
государства в средствах покрытия бюджетного
дефицита, а с другой стороны, создаст
условия для нормаль-нога перелива финансовых
ресурсов между отдельными предприятиями
и отраслями экономики. Важный аспект
этой проблемы — установление государственного
контроля за финансовым рынком, который
обеспечит защищенность юридических и
физических лиц, оперирующих на этом рынке.
Важным представляется
повышение качества работы государственных
финансовых органов. Для этого
предполагается повысить квалификацию
аппарата финансовых, налоговых
и таможенных органов, продолжить
работу по созданию региональных
агентств Федерального казначейства,
расширить функции органов финансового
управления в области аналитической,
методической и консультационной
работы.
Рост финансовых ресурсов,
направляемых на удовлетворение
социальных и других потребностей,
предусматривается прежде всего
за счет сокращения расходов
на оборону, управление, содержание
убыточных предприятий, капитальных
вложений; экономии государственных
средств. Однако, сокращение государственных
расходов может дать только
кратковременный эффект. Под воздействием
разнообразных причин политического,
экономического и социального
характера расходы государства
постоянно возрастают. В связи
с этим современная финансовая
политика предусматривает мероприятия,
направленные на обеспечение
постоянного роста финансовых
ресурсов государства.
Повышению заинтересованности
и ответственности предприятий
за конечные результаты работы
способствует переход к налогообложению
прибыли (валового дохода). Заслон
неэффективному хозяйствованию
ставится путем установления
равных требований со стороны
государства ко всем предприятиям,
устранения субъективизма в определении
размера платежей, перераспределении
финансовых ресурсов. Введение системы
налоговых платежей имеет принципиальное
значение и с точки зрения
установления прямой зависимости
состояния государственных
финансов (государственного
бюджета) от эффективной деятельности
предприятий. Объем поступающих
платежей в бюджет будет свидетельствовать
о протекающих в экономике
процессах, а анализ сложившейся
ситуации позволит своевременно
принимать те или иные меры
в области финансовой политики,
направленные на оживление деловой
активности хозяйственных звеньев.
Большое значение в
плане активизации финансовой
политики имеет коренное изменение
практики перераспределения финансовых
ресурсов. В противовес "вертикальному"
методу, осуществляемому посредством
бюджета, а также через вышестоящие
организации, все более широкое
развитие получает "горизонтальное"
перераспределение финансовых ресурсов
через финансовый рынок. Перелив
средств будет осуществляться
не на основе произвольных
административных решений, а исходя
их спроса и предложения финансовых
ресурсов, что обеспечит большую
эффективность использования перераспределяемых
финансовых ресурсов.