Финансовая политика Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

С переходом к рыночным отношениям особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживавшие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы финансовой политики
1. Содержание и значение финансовой политики
2. Финансовый механизм, его роль в реализации
финансовой политики
Глава II. Финансовая политика Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике.
2.2. Инвестиционная политика как одна из важных частей финансовой политики государства
2.3. Роль финансов в решении социальных проблем.
Финансовые методы повышения жизненного уровня населения
Глава III. Совершенствование финансовой политики Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Кыргызской Республики.docx

— 116.90 Кб (Скачать документ)

           г) местные налоги и сборы  в соответствии с разделом VIII "Местные налоги и сборы"  Налогового кодекса Кыргызской  Республики;

           д) неналоговые платежи, поступающие  в местные бюджеты в виде  сборов, платежей, доходов и санкций  согласно Закону Кыргызской Республики "О неналоговых платежах";

           е) доходы  бюджетных организаций  местного подчинения от специальных  средств,  включаемые в доходную  часть местных бюджетов в   порядке.

     Таблица 1

   Динамика доходов  государственного бюджета

Кыргызской Республики

млн. с

|Наименование статей             |1997          |1998          |1999          |2000          |2001          |2002          |2002 г к 1997 г раз   |

|Доходы, всего                   |2745,9        |3933.1        |5038,6        |6011,6        |7828,7        |10039,6       |3,7                   |

|В т. ч. налоговые  поступления   |2432,2        |2947,0        |3847,3        |4823,7        |5972,5        |7675,8        |3,2                   |

|-подоходный налог               |287,0         |288,2         |318,8         |404,6         |546,2         |753,8         |2,6                   |

|-налог на прибыль               |433,2         |372,1         |349,6         |452,3         |567.6         |572,8         |1,3                   |

|-НДС                            |739,8         |1247,5        |1733,1        |1935,2        |2258,7        |2976,2        |4,0                   |

|-акцизные сборы                 |308,3         |254,7         |451.5         |718,8         |1265,5        |1518,4        |4,9                   |

|-таможенные пошлины             |134,3         |196,6         |244,9         |380,4         |306,6         |275,0         |2,0                   |

|Прочие налоги                   |57,9          |587,9         |749,4         |932,4         |1017,9        |1579,6        |27,3                  |

|Неналоговые поступления         |258,5         |524,8         |804,6         |990,7         |1050,3        |1584,0        |6.1                   |

|Прочие поступления              |55,3          |477,5         |321,4         |214,3         |805,9         |779,8         |14,1                  |

 

Увеличение доходной части  в 2001-м бюджетном году достигнуто за счет улучшения администрирования  налогов, в том числе дополнительных мер по усилению борьбы с контрабандой, взимания налога НДС по принципу назначения со странами СНГ, более полного введения и расширения местных налогов  и платежей по всей территории республики. За анализируемый период доходы бюджета  возросли в 3,7 раза, в том числе  налоговые поступления, составляющие основную долю доходов государственного бюджета в 3.2 раза. Сумма подоходного  налога возросла в 2,6 раза, НДС - 4,0 раза, акцизный налог - 4,9 раза, таможенные пошлины  в 2 раза, поступления по налогу на прибыль  возросли в 1,3 раза.

     Таблица 2

   Структура доходов  государственного бюджета

   Кыргызской Республики

|Наименование статей                  |1997 г.         |1998 г.         |1999 г.           |2000 г.         |2001 г.         |2002 г.         |

|Доходы, всего                        |100             |100             |100               |100             |100             |100             |

|В т. ч. налоговые  поступления        |88,6            |74,9            |76,4              |80,2            |76,3            |76,5            |

|-подоходный налог                    |11,8            |9.8             |8,3               |8,4             |9,2             |9,8             |

|-налог на прибыль                    |17,8            |12,6            |9,1               |9,4             |9,5             |7,5             |

|-НДС                                 |30,4            |42.3            |45,0              |40,1            |37,8            |38,8            |

|-акцизные сборы                      |12,7            |8.6             |11,7              |14,9            |21,2            |19,8            |

|-таможенные пошлины                  |5,5             |6,7             |6,4               |7,9             |5,1             |3,6             |

|Прочие налоги                        |21.8            |19,9            |19,5              |19,3            |17.2            |20,6            |

|Неналоговые поступления              |9,4             |13,3            |16,0              |16,4            |16.5            |15,8            |

|Прочие поступления                   |2,0             |12,1            |6,4               |3.6             |7,9             |7,8             |

 

В 2002 году налоговые поступления  в общий доход государственного бюджета составили  76,5%  (в 2001 г. - 76,3 %; в 2000 г. - 80,2; в 1999 г. - 80,5 %; в 1998 г.- 87,0 %; в 1997 г. - 91,7 %). Снижение налоговых поступлений  в 1997-2002 гг. связано с ростом неналоговых  доходов бюджета. Неналоговые платежи  в 2002 году  составили 1584,0 млн. сомов  или 16,5 % (в 2001 г. - 1050,3 млн. сомов или 16,5 %, в 2000г. 990,7 млн. сомов или 16,4 %; в 1999 г 804,8 млн. сомов или 16,8 %, в 1998 г - 524,8 млн. сомов или 13.3 %; в 1997 г. - 258,5 млн. сомов  или 9,4 %) общей суммы доходов. Основная доля неналоговых поступлений приходится на специальные средства, в 1999 г. составившие 536,3 млн. сом или 66,6 % от общей суммы  неналоговых поступлений. Затем  следуют административные сборы, платежи, доходы от коммерческих продаж и госпошлины - 158,8 млн. сом, что составляет 19,7 % общей  суммы неналоговых поступлений. В 2001 г. данный показатель был выполнен на 64,6 %. Данное невыполнение в основном связано с недопоступлением платы  за оказание услуг и от других специальных  средств (64,8 %). Полученные официальные  трансферты составили 3,9 % общей суммы  доходов в 1999 г., а доход от операций с капиталом составил 2,5 %.

     Как видно  из таблицы 2 налог на добавленную  стоимость остается одним из  основных источников дохода бюджета,  который за анализируемый период  возрос в 4,0 раза. В дальнейшем  такая ужесточенная политика  может привести не к росту,  а к существенному сокращению  налоговых сборов в бюджет. В  этих условиях бюджет развития  лопнет, начнется цепная реакция  остановки производств. Тогда  придется резко менять курс  экономической политики вообще  и налоговой, в частности. В  связи с этим предполагается  проэкспериментировать повышение  (стимулирование) производительности. Например: налоги для предприятий,  не имеющих задолженности, устанавливать  в текущем году на уровне  предыдущего года. Все, что будет  заработано предприятием сверх  величины, не подлежит налогообложению.  В этом случае появятся стимулы  для роста производства как  у коллектива предприятия, так  и у партнеров.

     Говоря о  роли бюджета нельзя ограничиться  лишь абсолютными показателями. Для характеристики показателей  качества государственного бюджета  их соотносят с ВВП.

Таблица 3

Консолидированный бюджет Кыргызской Республики

 

|Наименование статей               |1992          |1993          |1994          |1995          |1996          |1997            |1998           |

|Расходы, всего                    |4610,5        |5202,4        |6495,7        |7298,3        |9042,1        |11284,5         |2,4            |

|Государственные услуги  общего     |339,9         |579,5         |850,4         |1014,8        |1267,1        |1999,6          |5,9            |

|назначения                        |              |              |              |              |              |                |               |

|Образование                       |1064,9        |1222,8        |1514.0        |1681,6        |1892,3        |2289,9          |2,2            |

|Здравоохранение                   |627,4         |732,9         |977,1         |962,1         |1121,7        |1295,7          |2,1            |

|Страхование и соц.  Обеспечение    |915,4         |884,9         |1055,3        |981,0         |1198,0        |1114,0          |1,2            |

|Жилищно-коммунальное хозяйство    |221,1         |297,8         |279,6         |373,7         |468,7         |666,5           |3,0            |

|Организация отдыха и              |162,2         |125,0         |148,0         |187,4         |292,9         |338,5           |2,1            |

|культурно-религиозная деятельность|              |              |              |              |              |                |               |

|Транспорт и связь                 |98,0          |98,8          |169,8         |228,0         |523,6         |465,0           |4,7            |

|Прочие мероприятия                |1181,6        |1260,7        |1701,4        |1869,7        |2277,8        |3115,3          |2,6            |

 

      Как видно  из таблицы 4 расходы государственного  бюджета как и его доходы  значительно возросли и в общей  сумме и в разрезе основных  статей расходов. В целом расходы  государства возросли в 2 с  лишним раза. Наибольший рост  наблюдается по такой статье  расходов как государственные  услуги общего назначения. Значительно  возросли - в 4,7 раза- расходы на  транспорт и связь. Остальные  статьи расходов возросли от 1,2 раза до 3,0 раз.

      Рассмотрим  структуру расходов государственного  бюджета (табл. 5).

 

      Таблица  5

 

      Структура  расходов государственного бюджета

%

|Наименование показателей                       |1997 г.       |1998 г.         |1999 г.         |2000 г.         |2001г.       |2002г.       |

|Расходы, всего                                 |100           |100             |100             |100             |100          |100          |

|Государственные услуги  общего назначения       |7.4           |11,1            |12.9            |16.2            |14.0         |17.7         |

|Образование                                    |23.1          |23.5            |22.8            |23.0            |20.9         |20,3         |

|Здравоохранение                                |13.6          |14.1            |13.5            |13.2            |12.4         |11,5         |

|Страхование и соц.  Обеспечение                 |19,9          |17,0            |16,3            |13.4            |13.2         |9,9          |

|Жилищно-коммунальное хозяйство                 |4.8           |5.7             |4.2             |5.1             |5.2          |5,9          |

|Организация отдыха и  культурно-религиозная     |3.5           |2.4             |2.2             |2.6             |3.2          |3,0          |

|деятельность                                   |              |                |                |                |             |             |

|Транспорт и связь                              |2.1           |1,9             |2.6             |3.1             |5.8          |4,1          |

|Прочие мероприятия                             |25.6          |24,2            |25,4            |25,6            |25.2         |27.6         |

 

      Одновременно  с доходной частью реформировалась  и расходная часть бюджета.  Политика реформирования расходования  средств госбюджета включает  такие направления, как:

   1) сокращение численности  служащих бюджетных учреждений;

   2) рационализация  предоставления услуг в секторах  образования и здравоохранения;

   3) совершенствование  и углубление системы адресной  социальной помощи малообеспеченным  слоям населения

   4) реформирование  пенсионной системы с целью  ликвидации задолженности по  выплате пенсий и уменьшения  бюджетных трансфертов в социальный  фонд.

     Поэтому, совершенствование  структуры органов государственной  власти всех уровней и сокращение  расходов на их содержание  является один из путей сокращения  расходов при формировании и  исполнении бюджета, заложенный  Концепцией экономического и  социального развития Кыргызской  Республики за период до 2002 года, утвержденной постановлением Правительства  Кыргызской Республики. Сокращение  бюджетного фонда на основе  укрепления доходной части и  контроля роста расходной части  бюджета - одна из центральных  задач государства. Так в 2002 г. расходы на содержание органов  государственной власти (только  правительственные структуры) были  сокращены на 12 % (75 млн. сомов).

     Сокращение  бюджетных расходов в наибольшей  мере затронуло образование (89,0%), здравоохранение (90,8%), социальное  обеспечение (69,6%). Существенно выросли  расходы государства на оборону и защиту государственной безопасности (13,5% в 1998 году до 14,4% в 1999 году ) управление (9,5% в 1998 г. до 12,9% в 1999 г).

     В структуре  расходов за 1999-2001 гг. наибольший  удельный вес приходится на  образование и здравоохранение  - 31,8%, на социальное обеспечение  9.9%, оборону, безопасность и общественный  порядок 12,2% , содержание органов  управление 14,2%, на экономические  отрасли 15,3% и прочие расходы  - 9,3%

     Также  из  государственного  бюджета  выделяются  средства предприятиям в виде  субсидий и дотаций. Нецелевое  использование предприятиями республиканских  бюджетных средств, предоставленных  на безвозмездной и возвратной  основе, несвоевременный возврат  бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, а также  просрочка уплаты процентов за  их использование служит основанием  для:

     - сокращения  или прекращения предоставления  всех форм государственной поддержки  , в том числе отсрочек налоговых  платежей .

     - взимания штрафа  в размере двойной действующей  учетной ставки Национального  банка Кыргызской Республики .

     Среди расходов  госбюджета особое место занимают  затраты по текущему обслуживанию  государственного внутреннего долга.  Он возникает при использовании  государственного кредита для  покрытия бюджетного дефицита (его  появление связано с превышением  бюджетных расходов его доходами). Это значит, что государство становиться  заемщиком финансовых средств  у населения, у банков и предприятий  (в этом случае возникает внутренний  государственный долг) или у другого  государства, или международных  финансовых организаций (внешний  долг государства). Формами привлечения  заемных средств для финансирования  расходов бюджета могут быть  выпуск и размещение государственных  обязательств и различные займы  (Национального банка Кыргызстана,  коммерческих банков, внебюджетных  фондов и т.д.).

Информация о работе Финансовая политика Кыргызской Республики