Финансовая политика Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

С переходом к рыночным отношениям особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживавшие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы финансовой политики
1. Содержание и значение финансовой политики
2. Финансовый механизм, его роль в реализации
финансовой политики
Глава II. Финансовая политика Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике.
2.2. Инвестиционная политика как одна из важных частей финансовой политики государства
2.3. Роль финансов в решении социальных проблем.
Финансовые методы повышения жизненного уровня населения
Глава III. Совершенствование финансовой политики Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Кыргызской Республики.docx

— 116.90 Кб (Скачать документ)

   На рис. 6 видно,  что основная часть долга приходится  на государственный внешний долг, который сохраняет устойчивую  тенденцию к росту и доля  на конец отчетного периода  составила 68,1% или 1122,2 млн. долларов  США.

      Объем задолженности  частного сектора экономики за 2000 год, напротив, снизился и составил 333 млн. долларов США, что соответствует  20,% от общего объема внешнего  долга. Остальную часть составили  обязательства Национального банка  Кыргызской Республики по кредитам  МВФ, которые на 1 января 2002 года  составили 192 млн. долларов США  против 175 млн. долларов США на  начало 2001 год

 

График 8 . Динамика внешнего долга Кыргызской Республики

      (млн. долл. США)

   [pic]

   Источник: платежный  баланс КР, 2000 г.

 

       Как было  отмечено, значительную часть общего  внешнего долга Кыргызской Республики  составляет государственный внешний  долг, который продолжает расти  быстрыми темпами. Рост государственного  внешнего долга прежде всего  связан с внешними заимствованиями  Правительства Кыргызской Республики, которое преимущественно привлекает  кредиты, предоставляемые на долгосрочной  основе. Вследствие этого приток  заемных средств в государственный  сектор экономики превышает платежи  по основному долгу, поскольку  сроки платежей по основному  долгу в большинстве случаев  еще не наступили, что в результате  ведет к увеличению обязательств  Правительства Кыргызской Республики, а в конечном итоге и к  росту общего внешнего долга.

      Основная  часть государственного внешнего  долга приходится на прямой  внешний долг, т. е. чистые обязательства  Правительства Кыргызской Республики  по кредитам, привлеченным непосредственно  самим Правительством, доля которого  в составе государственного внешнего  долга на конец отчетного периода  превысила 95%. Согласно структуре  используемой в Национальном  банке Кыргызской Республики, прямой  государственный внешний долг  подразделяется на несколько  составляющих: 1) обязательства по  программным кредитам (кредиты, поступающие  во Встречный фонд Правительства  Кыргызской Республики); 2) по проектным  кредитам в рамках Программных   государственных инвестиций (ПГИ); 3) по кредитам вне рамок ПГИ.  Остальную часть государственного  внешнего долга составляет так  называемый косвенный государственный  внешний долг, представленный правительственными  гарантийными обязательствами по  кредитам частного сектора. Рассмотрим  эти составляющие более подробно.

      Наибольшая  доля государственного внешнего  долга приходится на обязательства  по программным кредитам, направленным  на структурные преобразования, за счет которых обеспечивается основной приток капитала. Такие средства поступают во Встречный фонд Правительства республики. Задолженность Правительства по данным программным кредитам по состоянию на 1 января 2002 года составляет 524,0 млн. долларов США, что соответствует 46,7 % государственного внешнего долга.

      Существенная  часть правительственных займов  направляется на финансирование  проектов, реализуемых в рамках  Программы государственной инвестиций (ПГИ), разработанной Правительством  Кыргызской Республики, поскольку  структурная перестройка и модернизация  экономики, реконструкция и содержание  инфраструктуры предполагают высокие  потребности в увеличении объема  государственных инвестиций. Данная  программа охватывает практически  все проекты с участием государства  в различных отраслях народного  хозяйства, касающихся развития  объектов инфраструктуры, услуг  и учреждений государственного  сектора, и для реализации которых  предусмотрены как внутренние, так  и внешние источники финансирования. Хотя данная программа предусматривает  привлечение внешних ресурсов  на основе гранта, особенно в  финансировании инвестиций в   институциональные реформы и  социальный сектор. Тем не менее  подавляющая часть проектов, реализуемых  в рамках ПГИ, финансируется   в результате внешнего заимствования,  что влияет на объем государственного  внешнего долга.

      По состоянию  на 1 января 2002 года  обязательства  Правительства по кредитам ПГИ  составили 321,1 млн. долларов США,  или 28,6% государственного внешнего  долга. В общей сложности за 1993-1999 годы в рамках ПГИ на  основе внешнего заимствования  было профинансировано проектов  на сумму 382,5 млн. долларов США.  Причем заемные средства в  основном направлялись на финансирование  импорта товаров и услуг. По  итогам 2001 года импорт товаров  и услуг по проектам ПГИ  составил оценочно 99,6 млн. долларов  США. Это соответствует 14,1%, а  от общего годового импорта  товаров и услуг. На финансирование  импорта товаров было направлено  около 40,0% от кредитных средств,  привлеченных в рамках проектов  ПГИ. Для сравнения: импорт  товаров по кредитам в предыдущие  годы в среднем составлял порядка  75,0%. В основном это связано  с направленностью значительной  части инвестиций в рамках  ПГИ на обеспечение закупок  оборудования, необходимого для  реализации проектов, в связи  с чем большая часть импорта  товаров была сконцентрирована  в первые годы осуществления  программы. По кредитам ПГИ  в 2001 году было импортировано  товаров на сумму 39,8 млн. долларов  США. Это соответствует 7,3% от  совокупного импорта товаров,  составившего за отчетный период 546,9 млн. долларов США. Причем  доля инвестиционных товаров  в виде оборудования в  импорте  товаров в рамках проектов  ПГИ составила 89,4 % (или 35,6 млн.  долларов США).

      В ходе  реализации проектов ПГИ импорт  услуг за 2001 год по сравнению  с предыдущим годом увеличился  на 25,5 млн. долларов США и составил 59,8 млн. долларов США. Здесь  существенна часть строительных  и консультационных услуг. Доля  данных видов услуг составила  79,9% (или 47,8 млн. долларов США)  и 16,0% (или 9,5 млн. долларов США), соответственно. Прежде всего, рост  импорта услуг по кредитам, направленных  на финансирование проекта ПГИ,  связан с такими крупными проектами  как реконструкция автодороги  «Бишкек-Ош» и аэропорта «Манас»,  реализация которых вошла в  свою основную фазу.

      Задолженность  по кредитам, привлеченным под  гарантию Правительства Кыргызской  Республики, на конец 2001 года составила  46,8 млн. долларов США, что соответствует  4,2% государственного внешнего долга.  В основном правительственные  гарантии предоставлялись по  товарным кредитам, которые в  числе прочего способствовали  внедрению на предприятиях республики  более современных технологий.

  При заключении кредитных  соглашений также как и при  реализации намечаемых инвестиционных  проектов, возможно возникновение  дефолта, то есть проблема погашения  внешней задолженности. Причиной  дефолтов является отсутствие  или несовершенство механизма  движения  инвестиционных проектов, обслуживаемых за счет иностранных  кредитных линий на всех этапах: заключение контракта, принятия  решения по проекту на уровне  региона, вышестоящей организации,  и правительства, освоение кредита  и погашение задолженности по  нему. Отсутствие опыта в международном  бизнесе у предприятий и организаций  зачастую приводит к заключению  невыгодных, а порой дискриминационных  для заемщика контрактов, реализация  которых может  ущемлять интересы  предприятия, региона и республики  в целом.

  Главным недостатком  механизма отбора приоритетных  инвестиционных проектов является  отсутствие четких критериев  отбора и даже обычных ориентиров. Большинство проектов недостаточно  обоснованы с точки зрения  экономической эффективности, валютной  окупаемости и платежеспособности  внутреннего заемщика. Многие проекты   социального характера приняты  в ущерб экономической выгодности. Сейчас когда уже начинаются  выплаты  под привлеченные  ранее кредиты, выяснилось, что  почти большая часть  от  сложившейся суммы непогашенных  платежей  по иностранным кредитам  приходится на неплатежеспособных  хозяйствующих субъектов-заемщиков.

      По состоянию  на 1 января 2002 года общий внешний  долг Кыргызской Республики составил 1647,4 млн. долларов США, что на 167,1 млн. долларов США превысило  его состояние на начало предыдущего  года.

      В связи  с таким критическим положением  в экономике вышел Указ Президента  Кыргызской Республики “О неотложных  мерах по обеспечению своевременного  возврата бюджетных ссуд и  иностранных кредитов, полученных  под гарантию  Правительства Кыргызской  Республики” от 6 апреля 1999 года, №191. В нем подчеркивается, что в  условиях перехода экономики   на рыночные отношения возврат  бюджетных ссуд и иностранных  кредитов, полученных под гарантию  Правительства Кыргызской Республики, становится одной из важных  государственных задач. Решение  данной проблемы является конкретной  мерой обеспечения пополнения  доходной части республиканского  бюджета, покрытия его дефицита  и погашения задолженностей по  выплате заработанной платы, другим  секторам социальной сферы.

 

Основные проблемы привлечения  и использования  прямых (частных) иностранных инвестиций на экономику  Кыргызской Республики.

 

      Инвестиционная  активность и соответственно  экономический рост во многих  странах поддерживаются и усиливаются  участием иностранного капитала. В странах с открытой экономикой  международный перелив капитала  привел к усилению интеграции  хозяйственной жизни, углублению  международного разделения труда.  Вложения иностранного капитала, а вместе с ним и иностранных  технологий, опыта управления, открытие  доступа к новым рынкам являются  жизненно необходимыми для реорганизации  производства в любой стране  переходного типа. Китай, в котором  наблюдается бурный рост экономики  вышел на первое место по  объему внешних инвестиций среди  стран с переходной экономикой  и уступал только потоку капитала  в США (121,7 млрд. долларов США  за 1991-1996 гг.). Иностранные инвестиции  в Китае по отношению к ВВП составило около 30%, хотя большая часть этих инвестиций является капиталом китайской диаспоры, вернувшимся в страну через Гонконг. Такого же уровня привлечения иностранного капитала достигла и Венгрия (30% к ВВП), однако абсолютные размеры его несравненно меньше и составили в 1996 году 10,6 млрд. долларов США. Значительные объемы иностранных инвестиций по отношению к ВВП привлекают Чехия – 12,5%,Эстония – около 14%, Албания – 12%..[2] Однако в целом объем иностранных инвестиций на новые рынки стран Центральной и Восточной Европы и Новых Независимых Государств оценивается как небольшой  - в 1991-1996 гг. всего 15% от общего мирового притока капитала в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Чистый же приток намного ниже и даже отрицателен для некоторых стран, если учесть расходы по обслуживанию долга и отток инвестиций за рубеж. Прямые иностранные инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы и Новых Независимых Государств составили всего 6,5 млрд. долларов США, что эквивалентно общему объему капитала, полученного Малайзией и Таиландом.

      Экономика  Кыргызстана в условиях административно-командной  системы была полностью отдалена  от международных потоков движения  капитала. В современных условиях  рыночной трансформации, характеризующихся  резким сокращением использования  внутренних инвестиционных ресурсов, иностранный капитал является  крупным источником инвестирования  ключевых для экономики производств.

      С особой  остротой встает проблема инвестиций  на возмещение и обновление  производства, пополнение оборотных  средств. Республика уже несколько  лет живет в условиях инвестиционного  голода. Идёт процесс проедания  национального богатства. (см. график 9).

 

                                                                                                 График 9

      [pic]

      Резервы  стабилизации и роста производства  за счет улучшения использования  имеющихся производственных  мощностей  при расширении спроса, которые  кажутся весьма значительными,  на самом деле не столь велики, поскольку даже при увеличении  масштабов производства на этих  мощностях издержки и качество  продукции не будут отвечать  новым требованиям и не обеспечат  ее конкурентоспособности.

      Поэтому  проблема состоит именно в  инвестициях. Суть ее не просто  в наращивании объёмов. Повышение  доли  потребления в валовом  внутреннем продукте при относительном  сокращении инвестиций является, с одной стороны, естественным  стремлением населения сохранить  в период кризиса прежде всего  уровень жизни. Но, с другой  стороны, сокращение объема инвестиций  в переходный период составляет  неизбежный момент в процессе  смены режимов воспроизводства  основного капитала.

      Другая важная  проблема, которую необходимо решать, это привлечение иностранного  частного капитала в республику  в качестве инвестиций. У нас  накопился определенный опыт  привлечения  частных инвестиций. В годы становления суверенитета  в Кыргызстане, также как и  в странах СНГ, создана законодательно-нормативная  база, обеспечивающая приток иностранных  инвестиций. Причем по привлечению  иностранных инвестиций Кыргызстан  вышел на первое место в  СНГ. Только в горнодобывающий  комплекс поступило более 460 млн.  долларов США. Десятки крупнейших  в мире горнодобывающих компаний  намеривались  работать в Кыргызстане  по разведке и добыче  полезных ископаемых. Но с принятием в 1997 году нового Закона об инвестициях, который никак не создавал благоприятного режима для притока инвестиций, иностранный капитал “сбежал” в соседние страны. Кроме “Кумтора”, не реализован ни один проект по разработке месторождений. Финансирование геологоразведочных работ за счет иностранных инвестиций снизилось в 10 раз. Некоторые  инофирмы покинули республику, наращивая в то же время своё присутствие в Узбекистане и Казахстане, где инвестиционный климат более привлекателен.

Информация о работе Финансовая политика Кыргызской Республики