Финансовая политика Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

С переходом к рыночным отношениям особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживавшие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы финансовой политики
1. Содержание и значение финансовой политики
2. Финансовый механизм, его роль в реализации
финансовой политики
Глава II. Финансовая политика Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике.
2.2. Инвестиционная политика как одна из важных частей финансовой политики государства
2.3. Роль финансов в решении социальных проблем.
Финансовые методы повышения жизненного уровня населения
Глава III. Совершенствование финансовой политики Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Кыргызской Республики.docx

— 116.90 Кб (Скачать документ)

      И опять  же для характеристики качества  изменений, произошедших в структуре  расходов бюджета рассмотрим  отношение расходов бюджета к  ВВП (табл. 3). В последние годы  государственные расходы значительно  сократились по отношению к  ВВП. Так, общий объем расходов  снизился с 40,0 % в 1992 г. до 23,1 % в 1998 г и до 18,7 % ВВП в 2001 г.

 

2.2. Инвестиционная политика  как одна из важных частей  финансовой политики государства

 

  Учитывая социальные  проблемы, государственная инвестиционная  политика направлена, в первую  очередь, на сокращение бедности  и улучшение качества предоставляемых  социальных услуг. Значительные  средства направляются на борьбу  с такими социальными проблемами, как бедность и безработица.  На наш взгляд, сложившиеся в  республике экономические  условия  не дают пока реальных возможностей  для быстрого накопления сбережений  и мобилизации  внутренних  инвестиционных ресурсов. В этой  связи большое значение для  подъема экономики и расширения  на этой основе финансовых  возможностей страны имеет привлечение  в ее экономику иностранных  инвестиций. Они могут осуществляться  в различных формах. Мировой опыт  доказывает огромную действенность  прямых иностранных инвестиций.

      Понимая  исключительную выгодность политики-вовлечения  в страну иностранного капитала, все страны, включая и экономически  развитые, стремятся поощрять импорт  капитала, доводя его до значительных  размеров. Так, в конце 80-х годов  на долю развитых капиталистических  стран приходилось почти 80% ввоза  иностранных прямых инвестиций, в том числе на США - 43,8%; доля  импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую  экономику. Для стимулирования  прямых (а не только портфельных  инвестиций освободили  инвесторов  от уплаты налогов. В результате  проведения политики благоприятствования  прямые инвестиции в экономику  США увеличились за 7 лет в 3 с лишним раза: с 83 млрд. дол.  в 1980 г. до 261,2 млрд. дол. в 1987 г.

   Наша страна до  недавних пор почти не имела  импорта иностранного капитала; лишь с переходом к рынку  в ней открылись возможности  для прямых иностранных инвестиций. Некоторая сдержанность и пассивность  инвесторов, обусловленная несовершенством  нормативно-правовой базы, транспортными  проблемами и финансовой нестабильностью  в регионе, малыми размерами  рынка республики привели к  сокращению объема прямых иностранных  инвестиций в Кыргызстан. В этих  условиях, внешняя помощь, как источник  инвестирования, продолжает играть  важную роль.

      За последние  четыре года произошло заметное  изменение структуры  освоения  внешней помощи (график 1,2). До 2000 года  объем программной помощи неуклонно  снижалось, в 1998-2000 годах объем  программной помощи составил  лишь 75-77% от уровня 1997 года. В то  же время объем освоенной инвестиционной  помощи в 1999-2000 годах практически  был одинаковым, а в 2001 году  вырос на 38%. Увеличение программного  заимствования  в 2000 году произошло  вследствие необходимости преодоления  последствий российского кризиса  на экономику республики.

 

                                                                                                График 1

[pic]

 

Источник: Госкоминвест КР

 

                                                        График 2

[pic]

         Источник: Госкоминвест КР

 

      Также отмечалось  в 2000-2001 годах объем освоения  инвестиционной помощи возрос  до 272,5 млн. долларов США и составил 61% от общего объема освоенной   внешней помощи, тогда как в  1998-1999 годах объем освоенной инвестиционной  помощи составлял  54% от общего  объема  освоенной внешней помощи, а в 1994-1997 годах – лишь 25,9%.

      В целом,  освоение внешней помощи в  2001 году возросло на 34% по сравнению  с 1999 годом и составило 252,3 млн.  долларов США, а в 2000 году  было освоено лишь 188 млн. долларов  США внешней помощи. При этом  высокие темпы прироста освоения  инвестиционных средств (157%) сохранялись  в секторах транспорта и коммуникаций, в частности, по проектам реабилитации  дороги Бишкек-Ош и реконструкции  аэропорта “Манас”, а также  в энергетике (154%).[1]

      Несколько  снизились темпы освоения инвестиционных  средств в сельском хозяйстве  и малом и среднем бизнесе.  Снижение темпов освоения внешних  инвестиций объясняется, прежде  всего, задержкой в финансировании  некоторых проектов Всемирного  Банка, вследствие замораживания  специальных счетов проектов  в банке “Меркюри”. Снижение  освоения средств  по кредитным  линиям в секторе малого и  среднего бизнеса обусловлено  падением заинтересованности со  стороны конечных заемщиков из-за  роста инфляции, ухудшений условий  торговли и высоких процентных  ставок предоставляемых кредитов.

      Анализ  влияния внешней помощи на  экономику республики показывает, получаемая внешняя помощь напрямую  способствует росту ВВП (см. график 3). С 1995 по 1998 годы объемы внешней  финансовой помощи увеличивались  и соответственно наблюдались  устойчивые темпы роста ВВП.  Даже в условиях влияния российского  кризиса и некоторого сокращения  поступления внешней помощи после  1997 года рост ВВП продолжался.  Темпы прироста реального ВВП  увеличились в 2001 году до 3,6%, что  в большей степени обусловлено  постоянной поддержкой бюджета  и отраслей экономики за счет  внешней помощи.

      График 3

      [pic]

|                                                             |              |               |              |              |              |              |              |              |

 

      Лидирующую  позицию в освоении внешней  инвестиционной помощи занимает  Чуйская область, на которую  приходиться 258,61 млн. долларов  США (42,8%) совокупного объема освоения  инвестиционных средств. Меньшие  объемы помощи освоены в Джалал-Абадской  – 79,81 млн. долларов США (13,2%),Иссык-Кульской  – 49,56 млн. долларов США (8,2%), Таласской – 35,27 млн. долларов  США (5,8%), Ошской – 34,37 млн. долларов  США (5,7%) и Нарынской – 22,97 млн.  долларов США (3,8%).

      На 1 сентября 2001 года республикой освоено внешних  кредитов на общую сумму 1 млрд. 580 млн. долларов США (включая  кредиты стран СНГ). Из них большая  часть (78,0%) предоставлена на льготных  условиях (срок погашения - более  15 лет, льготный период – более  5 лет, процентная ставка –  менее 6,0%.). Около 50,0 % льготных  кредитов составляют кредиты,  грант-элемент которых свыше 70,0% (срок погашения – 32-40 лет, льготный  период – 8-10 лет, процентная  ставка – 0,75 - 2,0%). Это означает, что Кыргызская Республика в  будущем будет выплачивать менее  30% текущей стоимости этих кредитов.

      Из общей  суммы полученных внешних кредитов, кредиты с нельготными условиями  (срок возврата менее 10 лет,  льготный период 2-5 лет, процентная  ставка Libor+1% и выше) составляют 22,0% общей  суммы кредитов (347,0 млн. долларов  США, включая кредиты СНГ). Кредиты,  предоставленные на нельготных  условиях, — это в основном  кредиты, взятые для реализации  проектов в промышленности и кредиты, гарантированные Правительством Кыргызской Республики. К ним относятся также и кредиты стран СНГ (Россия, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан) на сумму 242,9 млн. долларов США. Из них уже погашено 48,3 млн. долларов.

      Первый кредит  России, кредиты Казахстана, Узбекистана,  Туркменистана на сумму 197,3 млн.  долларов США появились за  счет разницы по корреспондентским  счетам и переоформления задолженности  по техническим кредитам и  долговым обязательствам государственных  предприятий по итогам 1994 года  и января 1995 года в государственный  кредит Кыргызской Республики. Второй  кредит России на сумму 6,3 млн.  долларов США был направлен  на развитие промышленного сектора  экономики. Третий кредит России  на сумму 18,0 млн. долларов США  является неурегулированной задолженностью  по процентам.

      Вопрос об  эффективности  использования  кредитных средств остается открытым  и в настоящее время стоит  наиболее остро. Нет однозначного  мнения  на этот счёт. Одна группа  экономистов придерживается мнения, что полученные средства, пущенные  на покрытие дефицита бюджета  (около 30 центов из каждого  полученного доллара США), т. е.  на выплату социальных расходов  и сглаживания колебаний, имели  положительный итог в плане  исполнения бюджета и снижения  социальной напряженности (94) Другие  экономисты склоняются к мысли,  что был смысл направить большую  часть полученных средств на  развитие реального сектора, эффект  от которого не замедлил бы  проявиться. Так или иначе, средства  затрачены, эффект будет определён  в будущем, а сейчас долги  надо погашать.

      Из общей  суммы предоставленной Кыргызстану  экономической помощи 40,7% является  инвестиционной помощью; 44,7% - программной  помощью; 14,6% - технической помощью.  Следует отметить, что общий объем  внешней помощи, предоставляемой  республике возрос с 54,8 млн.  долларов США в 1994 году до 403,1 млн. долларов США в 1996 году  и в последующие годы в среднем  составлял по 250 млн. долларов  США.

      Как видно  из графика 4, основными донорами  Кыргызской Республики среди  международных финансовых институтов  являются Всемирный банк, Азиатский  банк развития, Международный валютный  фонд, Европейский банк реконструкции  и развития, Исламский банк развития, Кувейтский фонд. Основными странами - донорами (без учета кредитов  СНГ) являются Япония, США, Германия, Швейцария, Дания, Нидерланды, Великобритания, Турция, Финляндия, Франция, Индия,  Пакистан, КНР.

      График 4

[pic]

Источник: Госкоминвест КР.

 

      С учетом  международной практики финансовую  помощь Кыргызстану можно разделить  на следующие формы внешнего  инвестирования:

      - программная  помощь по поддержке структурных  реформ;

      - инвестиционные  кредиты для приоритетных институциональных  и значимых экономических программ;

      - кредитные  линии на поддержку частного  предпринимательства;

      - товарные  кредиты на закупку критического  импорта;

      - прямые  иностранные инвестиции.

      Программная  помощь для поддержки структурных  реформ предназначается для реализации  программ макроэкономического уровня  и непосредственно не связана  с финансированием какого-либо  проекта. Действие этой программы  и ее результаты оказывают  влияние на ведущие секторы  экономики. Данный вид кредитов  направляется в бюджет для  поддержания платежного баланса  и укрепления национальной валюты. В частности, к такой помощи  относятся многие программы, финансируемые  Всемирным банком:

      - программа  “PESAC” по поддержке правительства  в организации перестройки и  приватизации промышленных предприятий;

      - программа  “APEAC”, направленная на создание  благоприятных усло-вий, способствующих  повышению производительности труда  и увеличению объема производства  в сельском хозяйстве;

      - программа  “FINSAC”, предназначенная для реформирования  банковской системы в структуру,  отвечающую международным стандартам  банковского дела и для создания  новых небанковских финансовых  учреждений, обеспечивающих развитие  рынка капитала.

      Ключевым  условием предоставления данных  кредитов является выполнение  правительством обязательств по  созданию гарантий для иностранных  инвесторов путем разработки  соответствующей законодательной  базы и осуществления демократических  реформ.

      Для примера,  по программе “АPEAC” правительство  должно было выполнить следующие  условия:

      - проведение  аграрной реформы;

      - создание  благоприятных условий для большей  конкуренции на сельскохозяйственном  рынке;

      - ускорение  приватизации в сельском хозяйстве;

      - ускорение  реализации программы реорганизации  и ликвидации

      убыточных  предприятий.

      Также, в  частности, Правительство Кыргызской  Республики должно было обеспечить  отмену всех экспортных пошлин  на сельскохозяйственную продукцию,  демонополизацию и приватизацию  объектов «Кыргыз-Дан-Азык” и  “Тамак-Аш”; подготовить законопроекты  по обеспечению прав землепользования  и созданию единой системы  регистрации земли; разработать  систему государственных закупок  на конкурентной основе и соответствующие  правовые акты.

      Программная  помощь, направляемая в основном  на финансирование дефицита бюджета  и поддержку структурных преобразований, способствовала финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции и  сокращению дефицита бюджета.  В результате проведения жесткой   финансовой политики при поддержке  доноров в рамках программной  помощи удалось снизить  дефицит  бюджета с 3% к ВВП в 1999 году  до 2,5% к ВВП в 2000 году. Для сравнения:  в 1996 году дефицит бюджета составил 11,5% к ВВП, и, соответственно, объем привлечения программной помощи в этот год был наибольшим (см. График 5).

 

                                                                                                   График 5

[pic]

 

      В структуре  капитальных вложений внешняя  помощь занимает значительную  долю. На начальном этапе развития  республики доля иностранных  кредитов и грантов в капиталовложениях  была несущественной и составляла  в 1995 году 0,6% капиталовложений. Однако  с 1996 года доля иностранных  кредитов и грантов в капиталовложениях  неуклонно растет и в 1997 году  за счет них профинансировано 5,6% капиталовложений. В последующих  1998, 1999 и 2000 годах профинансировано  за счет кредитов и грантов  соответственно 14,5%, 16,5% и 28,9% капиталовложений, в то время как из республиканского  бюджета профинансировано 3,5%,4,3% и  9,1% капиталовложений соответственно. В 2001 году за счет иностранных  кредитов и грантов осуществлялось 47,2% капиталовложений. Темп роста   общего объема  капитальных вложений  по всем источникам финансирования  в 2001 году составил 138,41% к уровню 1999 года. Таким образом, рост ВВП  в значительной мере обеспечивался  ростом капиталовложений за счет  иностранных займов и грантов.

Информация о работе Финансовая политика Кыргызской Республики