Бюджетный
механизм исторически и логически
связан с бюджетом; вместе с
тем существенное влияние на
него оказывают задачи, решаемые
обществом на том или ином
этапе развития. Меняются задачи
- должен изменяться и бюджетный
механизм. Отсюда по мере развития
экономики, перевода ее на рыночные
основы, хозяйствования будет радикально
изменяться и бюджетный механизм,
приобретая качественно новые
черты: на смену директивному
администрированию субъектов власти
появятся методы косвенного влияния
бюджета на экономику; изменятся
приоритеты бюджетной политики,
которая от решения текущих,
хотя и очень важных задач,
перейдет к разработке и последовательной
реализации долгосрочных целевых
программ; коренным образом преобразуются
методология и методика бюджетного
планирования, в которых, к примеру,
на смену объемным показателям
придут качественные ориентиры
типа социальных нормативов и
т.д.
Государственный
бюджет всегда являлся важным
инструментом воздействия на
развитие экономики и социальной
сферы. С его помощью государство,
осуществляя перераспределение
национального дохода, могло изменять
структуру общественного производства,
влиять на результаты хозяйствования,
осуществлять социальные преобразования
и т.д. При переходе к рыночной
экономике государственный бюджет
не может и не должен утратить
своей роли; произойдет лишь изменение
методов бюджетного воздействия
на общественное производство. Этому
изменению призваны служить радикальная
перестройка бюджетных отношений,
построение принципиально иного,
чем прежде, бюджетного механизма.
В новых
условиях хозяйствования необходимо
было изменение направления вложения
бюджетных средств. Большое значение
приобрели государственные инвестиции
в прогрессивные отрасли экономики,
в обеспечение стратегических
направлений ее развития, создание
необходимой производственной инфраструктуры.
Используя бюджетную сферу перераспределения
национального дохода, государство
с помощью прямых и косвенных
форм бюджетного регулирования
может существенно изменять сложившиеся
народнохозяйственные пропорции,
особенно в части отраслевой
и территориальной структур общественного
производства. С переходом к рынку
одним из важных факторов достижения
рациональной структуры экономики
стала конверсия оборонных отраслей.
Бюджетный
механизм целесообразно перестроить
в направлении его воздействия
на хозяйственную конъюнктуру
и уровень деловой активности
предпринимателей. Через налоги, налоговые
льготы, объем и направления бюджетного
финансирования можно влиять
на различные стороны хозяйствования,
способствуя ускоренному обновлению
производственных фондов, быстрейшему
внедрению в производство научно-технических
достижений, повышению рентабельности.
Этому же должны служить отмена
бюджетного дотирования нерентабельных
предприятий, их закрытие или
перепрофилирование.
Большое
влияние на экономику страны
способен оказывать бюджет благодаря
тому, что он может использоваться
в интересах ускорения научно-технического
прогресса. Создание принципиально
нового механизма бюджетного финансирования
науки, совершенствование государственной
системы подготовки и переподготовки
кадров для народного хозяйства, использование
льготного налогового режима в части обложения
прибыли от реализации новых видов продукции
и тому подобные бюджетные меры призваны
стимулировать научные открытия и новые
технические достижения, сокращать сроки
их внедрения в производство, а в итоге
- служить катализатором ускорения научно-технического
прогресса. Повышению роли государственного
бюджета в социальных процессах способствует
кардинальное изменение бюджетного механизма
финансирования учреждений социальной
сферы. За счет бюджетных средств финансируются
многие отрасли социального обслуживания
населения - просвещение, здравоохранение,
социальное обеспечение. Возрастающие
социально-культурные потребности граждан
признано необходимым обеспечивать даже
за счет дефицитного финансирования. В
перспективе роль государственного бюджета
в социальных процессах будет усиливаться.
Обусловлено это тем, что бюджетные средства
в совокупности с внебюджетными фондами
являются финансовой базой осуществления
социальных преобразований, перехода
на новый, более высокий уровень социального
обслуживания населения страны. Кроме
того, государственный бюджет призван
нивелировать социальные последствия
расслоения граждан по их материальному
достатку, что вызвано переходом к рыночным
условиям хозяйствования. С переходом
к рынку бюджет становится одним из главных
инструментов государства в проведении
экономической и социальной политики.
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного продукта,
концентрируемой в руках государства.
Доходы и расходы бюджета -
это объективно обусловленные
категории, каждая из которых
имеет специфичное общественное
значение; доходы служат финансовой
базой деятельности государства,
расходы - удовлетворению общегосударственных
потребностей.
Анализ показателей
динамики и структуры государственного
бюджета Кыргызской Республики
Состав бюджетных
доходов, формы мобилизации денежных
средств в бюджет зависят от
системы и методов хозяйствования,
а также от решаемых обществом
экономических задач. В нашей
стране, где собственником преобладающей
массы средств производства до
недавнего времени выступало
государство, доходы бюджета базировались
в основном на денежных накоплениях
государственных предприятий. Система
взимания платежей в период 1930-1990
гг. отличалась тем, что носила
ярко выраженный фискальный характер,
была жестко централизованной, строилась
на использовании индивидуальных
ставок. Эти черты отражали административно-командный
подход к мобилизации финансовых
ресурсов в распоряжение государства
свидетельствовали о стремлении
центра сосредоточить в своих
руках максимально возможную
величину денежных средств.
Особенно
ярко названные черты проявились
в платежах из прибыли, вносимых
государственными предприятиями
на основе индивидуальных ставок,
приспосабливаемых отраслевыми
органами управления к конкретным
результатам хозяйствования. Даже
введение нормативных платежей
из, прибыли (платы за производственные
фонды, трудовые ресурсы и др.)
не смогло изменить систему
изъятия в целом — она продолжала
ориентироваться на индивидуальные
результаты хозяйствования отдельных
предприятий. Отсутствие объективных
критериев, в соответствии с
которыми обоснованно определялась
бы доля участия каждого субъекта
хозяйствования в формировании бюджетного
фонда страны, приводило к подрыву финансовой
самостоятельности предприятий, пренебрежению
их экономическими интересами.
Переход
на рыночные основы хозяйствования
потребовал использования экономических
методов руководства общественным
производством, а неэффективность
применявшихся ранее форм мобилизации
части чистого дохода предприятий
в бюджет обусловила коренное
изменение системы доходных поступлений
— она стала строиться на
базе налоговых платежей; взаимоотношения
предприятий с бюджетом были
переведены на правовую основу,
регулируемую законом.
Экономическая
сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства сюридическими
и физическими лицами. Эти денежные
отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое общественное
назначение - мобилизацию денежных
средств в распоряжение государства.
Поэтому налог может рассматриваться
в качестве экономической категории
с присущими ей двумя функциями
- фискальной и экономической.
Иногда экономическую функцию
дробят на регулирующую, стимулирующую
и т.д., рассматривая каждую из
них отдельно.
Конкретными
формами проявления категории
налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых законодательными
органами власти.
Сегодня
налоговая система призвана реально
влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать
развитию предпринимательства и
одновременно служить барьером
на пути социального обнищания
низкооплачиваемых слоев населения.
К числу наиболее важных принципов,
которые должны быть реализованы
в налоговой системе, относятся:
- разумное
сочетание прямых и косвенных
налогов, использование разнообразных
их видов, позволяющее учесть
как имущественное положение
налогоплательщиков, так и получаемые
ими доходы. В период обострения
кризисной ситуации в экономике
лучше иметь много источников
пополнения бюджета со сравнительно
низкими ставками и широкой
налогооблагаемой базой, чем один-два
вида поступлений с высокими
ставками изъятия;
- универсализация
налогообложения, обеспечивающая, во-первых,
одинаковые для всех плательщиков
требования к эффективности хозяйствования,
не зависящие от видов собственности,
организационно-правовых форм хозяйствования
и т.д., а во-вторых, одинаковый
подход к исчислению величины
налога вне зависимости от
источника полученного дохода, сферы
хозяйствования, отрасли экономики;
- однократность
обложения, состоящая в том,
что один и тот же объект
может облагаться налогом одного
вида только один раз за
определенный законом период;
- научный
подход к определению конкретной
величины ставки налога, состоящий
в обосновании той доли изъятия,
которая позволит субъекту налога
иметь доход, обеспечивающий ему
нормальное развитие. Научный подход
исключает как механический перенос
на нашу страну ставок налогообложения,
используемых в других странах,
так и сугубо фискальный подход
к их установлению.
Рассмотрим
доходы государственного бюджета
Кыргызской Республики. Доходы государственного
бюджета образуются преимущественно
за счет поступлений прямых
и косвенных налогов и других
доходов, установленных Налоговым
кодексом и другими законами
Кыргызской Республики.
Основными
доходами государственного бюджета
являются общегосударственные налоги.
Общегосударственными являются
налоги, ставки которых, объекты
и субъекты налогообложения,
а также методы сбора определяются
Налоговым кодексом Кыргызской
Республики и которые взимаются
на всей ее территории. К общегосударственным
налогам и другим доходам относятся:
а) налог на прибыль юридических
лиц независимо от форм собственности;
б) акцизный налог на внутреннюю
(местную) продукцию;
в) подоходный налог с физических
лиц;
г) другие общегосударственные
налоги и платежи, устанавливаемые
в законодательном порядке.
Общегосударственные налоги могут
поступать как в республиканский,
так и в местные бюджеты.
Распределение поступления общегосударственных
налогов между республиканским
и местными бюджетами устанавливается
ежегодным законом о республиканском
бюджете.
В отдельных случаях перечень
общегосударственных налогов и
других доходов может быть
пересмотрен при утверждении
ежегодного закона о республиканском
бюджете, но не чаще одного
раза в три года.
Доходы
республиканского бюджета
В республиканский бюджет поступают:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизный налог на импортную
продукцию;
в) налог за пользование автомобильными
дорогами, взимаемый с юридических
лиц;
г) импортные и экспортные таможенные
пошлины;
д) отчисления для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) отчисления на развитие и
воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
ж) проценты по кредитам (ссудам),
выдаваемым из республиканского
бюджета;
з) государственная пошлина, взимаемая
органами арбитражного суда и
органами внутренних дел за
реализацию паспортов;
и) поступления от реализации
общегосударственны денежно-вещевых
лотерей;
к) другие неналоговые платежи,
поступающие в республиканский
бюджет в виде сборов, платежей,
доходов и санкций согласно
Закону Кыргызской Республики "О
неналоговых платежах";
л) доходы бюджетных учреждений
и организаций республиканского
подчинения от специальных средств,
включаемые в доходную часть
республиканского бюджета.
м) официальные трансферты, гранты,
а также другие поступления,
зачисляемые в республиканский
бюджет в размерах, предусмотренных
законодательством Кыргызской Республики.
Доходы местных
бюджетов
В местные бюджеты всех уровней
поступают;
а) земельный налог;
б) арендная плата за землю;
в) государственная пошлина
в размерах, установленных законодательством
Кыргызской Республики (за исключением
взимаемой органами арбитражного
суда и органами внутренних
дел за реализацию паспортов);