Финансовая политика Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

С переходом к рыночным отношениям особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживавшие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок; проведение частичных малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в народном хозяйстве; нарушение важнейшего требования правильного ведения финансового хозяйства - жить по средствам; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы финансовой политики
1. Содержание и значение финансовой политики
2. Финансовый механизм, его роль в реализации
финансовой политики
Глава II. Финансовая политика Кыргызской Республики на современном этапе
2.1. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике.
2.2. Инвестиционная политика как одна из важных частей финансовой политики государства
2.3. Роль финансов в решении социальных проблем.
Финансовые методы повышения жизненного уровня населения
Глава III. Совершенствование финансовой политики Кыргызской Республики в условиях перехода к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика Кыргызской Республики.docx

— 116.90 Кб (Скачать документ)

  Научно обоснованная  финансовая политика при правильной  и успешной ее реализации приносит  положительные результаты. Ее значение  заключается в том, что она  может сопровождаться повышением  уровня благосостояния народа. В  процессе выработки и проведения  финансовой политики предусматриваются финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для повышения материального и культурного уровня жизни народа, расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

 

1.2. Финансовый механизм, его  роль в реализации

финансовой политики

 

  Для реализации финансовой  политики, успешного ее проведения  в жизнь используется финансовый  механизм. Он представляет собой  совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического  и социального развития. Финансовый  механизм включает виды, формы  и методы организации финансовых  отношений, способы их количественного  определения.

   Установление финансового  механизма, при помощи которого  происходит осуществление всей  деятельности государства в области  финансов, является ажной составной  частью финансовой политики. Финансовый  механизм представляет собой  систему установленных государством  форм, видов и методов организации  финансовых отношений.

  Финансовая политика  играет важную роль в развитии  производительных сил и рациональном  их размещении по территории  страны. Она способствует обеспечению  финансовыми ресурсами целевых  программ, сосредоточению средств  на ключевых направлениях развития  экономики, стимулированию роста  эффективности производства; повышению  заинтересованности всех регионов  в развитии хозяйства, использовании  местных сырьевых ресурсов.

  Финансовая политика  способствует укреплению и развитию  экономических связей со всеми  странами мира, обеспечивая условия  для осуществления совместных  мероприятий. Развитие производительных  сил, научно-технического прогресса  в настоящее время достигло  такого уровня, что выполнение  отдельных программ непосильно  одному государству.

Поэтому страны сообща выполняют  некоторые функции, что помогает экономить сродства. Только международное  сотрудничество способно обеспечить эффективную  мировой экономики.

   Финансовый механизм  — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма  относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система  законодательных норм и нормативов, которые используются при определении  доходов и расходов государства,  организации бюджетной системы,  финансов предприятий и рынка  ценных бумаг.

   Финансовый механизм  — наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением  различных тактических задач,  и поэтому финансовый механизм  чутко реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны. Одно  и то же финансовое отношение  может быть организовано государством  по-разному. Так, отношения, возникающие  между государством и юридическими  лицами по формированию бюджета,  могут строиться на основе  взимания налогов или неналоговых  платежей. При этом система налогов  может включать различный перечень  прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

   Финансовый механизм  подразделяется на директивный  и регулирующий.

   Директивный финансовый  механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в  которых непосредственно участвует  государство. В его сферу включаются  налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства  и бюджетного процесса, финансовое  планирование.

   В этом случае  государством детально разрабатывается  вся система организации финансовых  отношений, обязательная для всех  его участников. В ряде случаев  директивный финансовый механизм  может распространяться и на  другие виды финансовых отношений,  в которых государство непосредственно  не участвует. Такие отношения  либо имеют большое значение  для реализации всей финансовой  политики (рынок корпоративных ценных  бумаг), либо одна из сторон  этих отношений — агент государства  (финансы государственных предприятий).

   Регулирующий финансовый  механизм определяет основные "правила  игры" в конкретном сегменте  финансов, не затрагивающем прямо  интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна  для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных  платежей, а предприятие самостоятельно  разрабатывает формы, виды денежных  фондов, направления их использования.

   Управление финансами  предполагает целенаправленную  деятельность государства, связанную  с практическим использованием  финансового механизма. Эта деятельность  осуществляется специальными организационными  структурами. Управление включает  в себя ряд функциональных  элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование  и контроль. Все эти элементы  обеспечивают проведение мероприятий  финансовой политики в текущей  деятельности государственных органов,  юридических лиц и граждан.

  Структура финансового  механизма довольно сложна. В  нес входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых  отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет  применение большого количества  видов, форм и методов их  организации (элементов финансового  механизма). Государство в лице  его исполнительных и законодательных  органов власти на основе тщательного  изучения действия  экономических   законов, закономерностей развития  финансов, задач экономической и  финансовой политики устанавливает  методы распределения общественного  продукта, национального дохода, формы  денежных накоплений, предусматривает  виды платежей, определяет принципы  и направления использования  государственных финансовых ресурсов  и т.д. Для эффективного использования  финансов большое .значение имеет  осуществление планирования и  прогнозирования, нормативное оформление  применяемых способов организации  финансовых отношений (налогов,  расходов и пр.), контроль за  правильностью применения различных  видов, форм и методов финансовых  отношений.

  В зависимости от  особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на  основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый  механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья.

  Каждая сфера и отдельное  звено финансового механизма  являются составной частью единого  целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья  функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает  необходимость постоянного согласования  составляющих финансового механизма.  Внутренняя увязка составных  (структурных и функциональных) звеньев  финансового механизма является  важным условием его действенности.

  Сферы и звенья финансового  механизма отличаются степенью  сложности и разветвленности  отдельных элементов. Например, для  бюджетного механизма характерна  система из многих видов налогов,  наличие разнообразных направлений  использования средств и методов  финансирования. На предприятиях  и в организациях определяется  отношение между отдельными формами  денежных накоплений, распределяется  прибыль, формируются и используются  фонды. В страховых организациях  широко развита система резервных  фондов.

  Сочетание элементов  финансового механизма - форм, видов,  методов организации финансовых  отношений образует "конструкцию  финансового механизма", которая  приводится в движение путем  установления количественных параметров  каждого его элемента, т.е. определения  ставок и норм изъятия, объема  фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные  способы их определения являются  наиболее мобильной частью финансового  механизма. Они чаще подвергаются  корректировке, чутко реагируют  на изменение условий производства  и задач, стоящих перед обществом.  Например, неоднократно изменялись  способы распределения прибыли  и пропорции ее деления между  предприятием и государством, корректировались  ставки налога с оборота и  др.

      Верховный  Совет Кыргызстана издает законы  о налогах, ежегодно принимает  Закон о своем бюджете и  т д. Министерство финансов  Кыргызстана и территориальные  (в составе Кыргызстана) финансовые  и налоговые органы на основе  действующего законодательства  и постановлений правительства  разрабатывают в пределах своей  компетенции инструкции по исчислению  и взиманию платежей, нормативные  акты о правилах предоставления  средств физическим и юридическим  лицам и т.д.

  Введение юридических  норм позволяет установить единые  правила организации финансовых  связей, защитить экономические  интересы общества, коллективов  предприятий и отдельных граждан.  Соблюдение правовых норм обеспечивает  строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику  в области финансов. Таким образом,  право, являясь инструментом оформления  и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и  финансовый механизм) влияние на  экономическое развитие.

  В современных условиях, когда вносятся кардинальные  изменения во все сферы жизни  общества, важно обеспечить своевременное  решение законодательных проблем.  Неудовлетворительное состояние  законодательства сдерживает хозяйственную  инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

   Формируя финансовый  механизм, государство стремиться  обеспечить его наиболее полное  соответствие требованиям финансовой  политики того или иного периода,  что является залогом полноты  реализации ее целей и задач.  При этом сохраняется постоянное  стремление к наиболее полной  увязке финансового механизма  и его отдельных элементов  с отдельными лицами  и коллективными  интересами, что является залогом  эффективности финансового механизма.

 

Глава II. Финансовая политика Кыргызской Республики на современном  этапе

 

2.1. Налогово-бюджетная политика  в Кыргызской Республике

 

      Одним из  мощных инструментов финансовой  политики государства является  налогово-бюджетный механизм. Функции  государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта  категория. Но проявление присущих  бюджету свойств, его использование  в качестве инструмента распределения  и контроля возможно только  в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение  в создаваемом государством бюджетном  механизме. Последний является  реальным воплощением бюджетной  политики, отражает конкретную нацеленность  бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

      С помощью  бюджетного механизма можно практически  использовать бюджет в качестве  инструмента государственного регулирования  экономики, стимулирования производственных  и социальных процессов. Благодаря  бюджетному перераспределению национального  дохода удается совершенствовать  структуру общественного производства. При этом государство применяет  различные формы прямого и  косвенного воздействия на экономику  - субсидирование предприятий, государственные  инвестиции, бюджетное финансирование  конверсии оборонных отраслей  и т.п., добиваясь в конечном  итоге изменения сложившихся  народнохозяйственных пропорций.  При правильном построении бюджетного  механизма он может реально  влиять на рост экономики и  социальной сферы. ускорение темпов  научно-технического прогресса,  обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства.

      Использование  бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования по ступающими  в распоряжение государства денежными  средствами. Маневрирование возможно  питому, что в бюджете отсутствует  принцип закрепления доходов  за конкретными видами и направлениями  расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства,  обезличиваются и могут быть  использованы по любому направлению.  Маневрирование бюджетными средствами  позволяет целенаправленно влиять  на размеры и пропорции развития  общественного производства.

      Бюджетный  механизм является активным инструментом  реализации бюджетной политики  государства. Судить о ней можно  по статьям бюджетных доходов  и расходов, отражающим источники  формирования и направления использования  бюджетного фонда страны; Составляемый  в форме баланса доходов и  расходов государственный бюджет  может выступать действенным орудием общегосударственного финансового контроля. Адресность бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с народным хозяйством, создает основу для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.

Информация о работе Финансовая политика Кыргызской Республики