Финансовая система РФ 

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Содержание

Введение
1 Финансовая система страны
2 Бюджетная система
2.1 Бюджетное устройство РФ
2.2 Бюджетное устройство США
2.3 Краткая сравнительная характеристика
3 Государственный кредит
3.1 Государственный кредит в РФ
3.2 Государственный кредит в США
3.3 Краткая сравнительная характеристика
4 Банковская система и финансы предприятий
4.1 Банковская система РФ
4.2 Банковская система США
4.3 Краткая сравнительная характеристика
4.4 Финансы предприятий
Заключение
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.docx

— 62.50 Кб (Скачать документ)

Расходы бюджетов субъектов  делятся на те, которые финансируются  совместно с федеральным бюджетом, и на финансируемые из собственных  доходов. Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации  финансируются следующие виды расходов:

1. обеспечение функционирования  органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

2. обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  РФ;

3. проведение выборов  и референдумов субъектов РФ;

4. обеспечение реализации  региональных целевых программ;

5. формирование государственной  собственности субъектов РФ;

6. осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ;

7. содержание и развитие  предприятий, учреждений и организаций,  находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ;

8. обеспечение деятельности  средств массовой информации  субъектов РФ;

9. оказание финансовой  помощи местным бюджетам и  другие.

Процедура утверждения  и построение бюджетов субъектов  Российской Федерации аналогичны процедуре  и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма  регионов - каждый субъект Федерации  имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме  этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

С 1 января 2005 г. в Бюджетном  кодексе РФ прописаны закрепленные за местными бюджетами налоговые  доходы. В настоящее время доходы местных бюджетов состоят из следующих  налогов: земельный налог, налог  на имущество физических лиц, налог  на рекламу, местные лицензионные сборы.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд  других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный  бюджеты, а собственные расходы  покрываются иногда лишь на 10%, превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. За последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах  консолидированного бюджета РФ сократилась  с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 52% всех расходов на социальную политику, 47% - на здравоохранение и физкультуру, 48% - на культуру и искусство, 60% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 57% - на образование. Таким  образом, важнейшие направления  государственной политики финансируются  не с федерального, а с местного уровня.

В Российской Федерации  с 1992 г. действует более 20 фондов, в  том числе:

· Социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный Фонд занятости  населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного  медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки  населения и др.

· Экономические: Федеральный  и территориальный дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и т.д.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

1. обязательных платежей, установленных законодательством  РФ;

2. добровольных взносов  физических и юридических лиц;

3. других доходов, предусмотренных  законодательством РФ.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные  внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции  сбора налогов в федеральный  бюджет.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами, законами субъектов  РФ.

2.2 Бюджетное устройство США

Бюджетное устройство американской федерации регламентируется Конституцией США с конца XVIII века. В ХХ в. бюджетное  устройство США и в особенности  федеральный бюджет подверглись  значительным изменениям. Во много  раз увеличились размеры госбюджета, в том числе и его доля в  ВВП страны, не раз изменялась структура  доходов и расходов, менялось соотношение  средств, которыми распоряжаются 6юджет  центра, штатов и местных органов  власти. Более или менее устоявшиеся  формы бюджетное устройство приняло  только в последние два-три десятилетия, однако его совершенствование происходит и сейчас.

Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции:

· содержание государственной  машины (аппарат управления, армия, суды и пр.),

· перераспределение доходов  между социальными слоями населения  и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения возможных очагов напряженности,

· использование бюджета  в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания  условий развития предпринимательства.

Бюджетное устройство США  является федеративным и состоит  из трех уровней:

· федеральный бюджет;

· бюджеты 50 штатов - членов федерации;

· бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительных  и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов, округов и т.п.).

Бюджетный год федерального правительства начинается 1 октября  и заканчивается 30 сентября следующего года. Больше чем половина штатов практикуют составление бюджета на два года. В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает  с календарным.

Федеральный бюджет в США - это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных  министерств и ведомств, полностью  определяющий экономические основы государственного строительства и  оказывающий мощное воздействие  на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно  утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений  и других платежей, собранная с  населения и предприятий федеральным  правительством через федеральные  или местные власти. Основными  налогами с точки зрения формирования доходной части бюджета являются прямые налоги. Бюджетные доходы включают также различного рода вклады. В  доходы не включаются суммы от распродаж  федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.

Структура расходной и  доходной частей федерального бюджета  претерпевает ежегодные изменения. Заметное влияние на нее оказывают  политические события. Поэтому финансовую стратегию государства определяет администрация президента. Контроль за исполнением бюджета возложен на управление по вопросам администрации  и бюджета и на министерство финансов. Широкими правами в области текущего и последующего контроля располагает  Главное контрольное управление, непосредственно подотчетное конгрессу  США.

Региональные бюджеты  в США достаточно самостоятельны определении объема бюджетов, структуры  расходов и доходов - все 50 штатов формально  наделены автономными правами в  области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют  свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный  бюджет страны. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии  финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление  бюджета находится в ведении  главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают  бюджетные и финансовые бюро, а  смету доходов - налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Наиболее крупными в  составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (35% от расходной  части бюджетов), социальное обеспечение (13%), здравоохранение (9%), дорожное строительство  и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и  коммунальное хозяйство.

Основным источником доходов  бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. Сегодня основным источником доходов  бюджетов штатов является налог на продажу - 29% от доходной части. А индивидуальный подоходный налог составляет 17%. Недостаток собственных средств штатов покрывается  за счет финансовой поддержки из федерального бюджета (23% от доходной части) и поступлений  из бюджетов местных органов власти (1,5%).

Местные органы власти также  располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению  и исполнению своих бюджетов, которые  не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции  по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов - на представителей местной законодательной  власти.

К доходам местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства  и другие неналоговые доходы, дотации  из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов). В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

Важное место в системе  государственных финансов занимают специальные фонды, функционирующие  как самостоятельные финансовые учреждения. Они представляют собой  совокупность денежных ресурсов, имеющих  целевое назначение. Доходы фондов формируются за счет налоговых и  неналоговых поступлений, а также  средств федерального бюджета. К  специальным фондам относятся:

· фонды социального  страхования - по старости, по случаю потери кормильца, здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной  нетрудоспособности и, наконец, система  государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся.

· экономические фонды, предназначенные для регулирования  хозяйственной деятельности: инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и  развития и т.д. Средства этих фондов направляются на финансирование частных  компаний и малорентабельных государственных  предприятий;

· научно-исследовательские  фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а  также содержания государственных  научных центров, осуществляющих фундаментальные  исследования;

· военно-политические фонды - резервы, находящиеся главным образом  в распоряжении президента, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность, и другие.

2.3 Краткая сравнительная  характеристика

Бюджетные системы России и США в целом имеют много  общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую  бюджетную систему. Бюджеты 2-ого  и 3-его уровня имеют относительную  самостоятельность (хотя в США она  все же больше). Взаимоотношения  между бюджетами схожи - существует практика межбюджетных трансфертов  сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты  субъектов-доноров могут перечислять  часть своих доходов в бюджеты  субъектов, не имеющих достаточно собственных  доходов. Структура доходной и расходной  части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства  на данный период. За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год  начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ - 1 января. Это  означает и различия в организации  бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства  штатов начинается так же, как и  в РФ - 1 января.) Структура доходов  бюджета США отличается тем, что  в нее не входят доходы от продажи  государственного имущества; местные  и региональные бюджеты имеют  различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент - налог на доходы физических лиц является главной  составляющей доходной статьи местных  бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога).

3 Государственный кредит

Информация о работе Финансовая система РФ