Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.
Введение…………...……………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5
1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7
1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12
1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16
2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25
2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25
2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33
2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38
3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42
Заключение……………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………...58
Финансовое
регулирование в
системе управления
финансами
Содержание
Введение…………...………………………………………
1.
Содержание и задачи
финансового регулирования……….…
1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7
1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12
1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16
2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25
2.1.
Бюджетная политика…………………………………………………...
2.2.
Налоговое регулирование……………………………………………
2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38
3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...5
Введение
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства. Оно означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Оно осуществляется различными методами: через эффективное вложение финансовых ресурсов; создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.); использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
Современная система финансового регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты. Таким образом, выбранная нами тема курсовой работы является актуальной.
Цель
данной работы – оценить место
и роль финансового регулирования
экономики и социальной сферы
в общей системе
Объектом исследования является – механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направленные на устранение диспропорций, на обеспечение развития передовых технологий и социальную стабильность, представляющий собой финансовое регулирование.
Субъектом исследования являются участники экономического процесса – государство и частный бизнес.
Предметом исследования является – система управления финансами в экономике.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
При
выполнении данной курсовой работы были
использованы научные труды таких авторов,
как: Л.Г. Баранов, А.М. Волков, О.В. Врублевская,
А.З. Дадашева, Л.А. Дробозина, В.В. Ковалев,
М.В. Романовский и др.
1.
Содержание и задачи
финансового регулирования
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.1
Финансовое
регулирование – это
Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.
Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.3
Основными
объектами государственного финансового
регулирования выступают
Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.
Необходимость
финансового воздействия на
Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.
Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил:
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование
Государственное регулирование комплексных мер, действий, применяемых государством или коррекцией и установления основ экономических процессов. Государство отвечает за:
1.Фискальную политику (бюджет, налоги)
2.Монетарную политику (денежные средства, кредиты)
3.Внешнюю торговлю
4.Распределение доходов
Методы регулирования:
1.Прямые
2.Косвенные
Формы регулирования:
1.Гос. целевые программы (социальные).
2. Прогнозирование.
3.
Моделирование экономических
Регулирование
государства распространяется и
на технические аспекты
Субъекты: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов: социальные группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имуществу, по доходам, по видам деятельности, по профессии, по отраслевым и региональным интересам. Это: наемные рабочие, ИП, учителя, адвокаты, пенсионеры. У каждого из этих групп есть свои интересы, которые выражаются как правило представителями этих групп путем выступления на митингах, СМИ и т.п. Выразители: это объединения, союзы, ассоциации, профсоюзы, которые объединяют этих носителей, а также общественные политические партии. Исполнители хозяйственных интересов: органы трех ветвей власти.
Объекты: это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты:
1.1.2.
Внутреннее финансовое
регулирование
В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом. Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом, контроль непосредственно переходит в управление.6