Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.
Введение…………...……………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5
1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7
1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12
1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16
2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25
2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25
2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33
2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38
3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42
Заключение……………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………...58
Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.
Наиболее
многочисленными элементами классификации
являются методы регулирования, которые
могут быть также как специфичными
для отдельных форм (например, метод
ставки в налогах, конверсия в
займах) или применяться для
Методы
разграничиваются на самостоятельные
способы, приемы и являются наиболее
подвижными, изменяющимися элементами
системы регулирования. Например, в
налогообложении применяются
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:
1) валютный курс;
2) процентные ставки на денежный капитал;
3) курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
4)
разнообразные методы
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
Элементы
системы финансового
Применяемые
элементы-регуляторы действуют в
сложной взаимосвязи в едином
экономическом механизме; поэтому
государство, устанавливая курс финансовой,
денежно-кредитной политики, должно
тщательно учитывать
Воздействие
на социально-экономические
В
процессах регулирования
Состояние
макроэкономического равновесия предполагает
сбалансирование важнейших
1) спроса и предложения;
2) товарной и денежной масс;
3) сбережений и инвестиций;
4) инфляции и безработицы;
5)
производительности труда и
6)
финансовых ресурсов и
7)
доходов и расходов
8) размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;
9) актива и пассива платежного баланса.16
Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений вызовет одновременно дисбаланс в одном или нескольких других.
Кроме
того, на макроэкономический уровень
выходит дисбаланс интересов, потребностей
и стоящих за ними возможных ресурсов
крупных экономических
В
западной финансовой теории используется
понятие «мультипликатор» для объяснения
влияния государственных
Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:
1)
по расходам, то есть совокупности
всех расходов экономических
субъектов, необходимую, чтобы
выкупить всю произведенную
2)
по доходам (или распределению)
Измерение
ВНП по сумме всех доходов производится
суммированием следующих
1) объема потребленного капитала (амортизация);
2) косвенных налогов на бизнес;
3)
заработной платы наемных
4) рентных платежей;
5) процента (выплата денежного дохода частного бизнеса поставщикам денежного капитала);
6) доходов от собственности (от индивидуальных вложений);
7)
прибыли корпораций (налог на
эту прибыль, дивиденды,
Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП) как разница между ВНП и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями. Показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения цен), представляет собой реальный ВНП.
В кейнсианской модели объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями в расходах. Равновесный уровень производства - это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров.
Соответственно, нарушением равновесия является любое превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП. Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями «предельная склонность к сбережению» - MPS и «предельная склонность к потреблению» - МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором - отношение изменения в потреблении к изменению в доходе.
Явление
мультипликатора используется при
проведении фискальной политики государства,
под которой понимается сознательное
манипулирование
Налоги вызывают сокращение доходов, которое приводит к снижению объемов потребления и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с налогами) оказывают сбережения и импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.
Снижение налогов вызывает кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов.
Таким
образом, количественно налоговый
мультипликатор меньше мультипликатора
государственных расходов (при данных
величинах МРС и MPS). Следовательно,
изменения в государственных
расходах имеют более сильные
воздействия на совокупные расходы,
чем изменения налогов такой
же величины. Данные свойства мультипликаторов
расходов и налогов вызывают феномен
мультипликатора
Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: внешнее, т.е. государственное регулирование; внутреннее, «корпоративное» регулирование.
Объекты государственного регулирования: отраслевая структура, территориальные пропорции, социальная структура общества
Виды
финансового регулирования
Формами
финансового регулирования
Методами финансового регулирования являются:
2.1.
Бюджетная политика
Государственное регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы.20
В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.21
Однако
действие косвенных элементов