Финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………………...3

1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5

1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5

1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7

1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9

1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12

1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16

2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25

2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25

2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33

2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38

3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42

Заключение……………………………………………………………………...56

Список используемой литературы…………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

КР - Финансовое регулирование.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

     Среди финансовых методов воздействия  на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

     Наиболее  многочисленными элементами классификации  являются методы регулирования, которые  могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод  ставки в налогах, конверсия в  займах) или применяться для использования  в нескольких формах (например, метод  сбалансирования в бюджетах и  в финансовых планах хозяйствующих  субъектов, образования резервов в  этих формах, метод индексации для  разных форм и видов и т.д.).

     Методы  разграничиваются на самостоятельные  способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в  налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.14

     Основными методами в валютно-финансовом регулировании  являются:

     1) валютный курс;

     2) процентные ставки на денежный  капитал;

     3) курсы международных платежных  средств и ценных бумаг;

     4) разнообразные методы страхования  от валютных рисков.15

     Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого  или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в  финансовые фонды и их использования.

     Элементы  системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

     Применяемые элементы-регуляторы действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому  государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое  положение и социальное состояние  общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия  на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

     Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных  форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

     В процессах регулирования экономики  необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом  плане.

     Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических  параметров, таких, как:

     1) спроса и предложения;

     2) товарной и денежной масс;

     3) сбережений и инвестиций;

     4) инфляции и безработицы;

     5) производительности труда и его  оплаты;

     6) финансовых ресурсов и социально-экономических  потребностей общества;

     7) доходов и расходов государственного  бюджета;

     8) размеров бюджетного дефицита  и источников его покрытия;

     9) актива и пассива платежного  баланса.16

     Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений  вызовет одновременно дисбаланс  в одном или нескольких других.

     Кроме того, на макроэкономический уровень  выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость  сбалансирования потребностей и  ресурсов на последующих уровнях  хозяйствования, которые интегрируют  компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры  и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно «нормальное состояние «неравновесия», которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправленных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.

     В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной  национального продукта.

     Концепция мультипликатора исходит из определения  объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

     1) по расходам, то есть совокупности  всех расходов экономических  субъектов, необходимую, чтобы  выкупить всю произведенную массу  продукции;

     2) по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов,  получаемых субъектами от производства  продукции.17

     Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммированием следующих элементов:

     1) объема потребленного капитала (амортизация);

     2) косвенных налогов на бизнес;

     3) заработной платы наемных работников;

     4) рентных платежей;

     5) процента (выплата денежного дохода  частного бизнеса поставщикам  денежного капитала);

     6) доходов от собственности (от  индивидуальных вложений);

     7) прибыли корпораций (налог на  эту прибыль, дивиденды, нераспределенная  прибыль).18

     Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП) как разница между ВНП  и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями. Показатель ВНП, скорректированный  с учетом инфляции или дефляции (понижения  цен), представляет собой реальный ВНП.

     В кейнсианской модели объясняется равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми изменениями  в расходах. Равновесный уровень  производства - это такой объем  производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для  закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП  общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров.

     Соответственно, нарушением равновесия является любое  превышение общих расходов над общим  объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность  общих расходов вызывает снижение ЧНП. Обоснование действия мультипликатора  определяется понятиями «предельная  склонность к сбережению» - MPS и «предельная  склонность к потреблению» - МРС. В  первом случае это отношение изменения  в сбережениях к изменению  в доходе, во втором - отношение изменения  в потреблении к изменению  в доходе.

     Явление мультипликатора используется при  проведении фискальной политики государства, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью  изменения реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

     Налоги  вызывают сокращение доходов, которое  приводит к снижению объемов потребления  и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с  налогами) оказывают сбережения и  импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего  потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который  может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.

     Снижение  налогов вызывает кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное  действию мультипликатора расходов.

     Таким образом, количественно налоговый  мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов (при данных величинах МРС и MPS). Следовательно, изменения в государственных  расходах имеют более сильные  воздействия на совокупные расходы, чем изменения налогов такой  же величины. Данные свойства мультипликаторов расходов и налогов вызывают феномен  мультипликатора сбалансированного  бюджета, при котором равные увеличения государственных расходов и налогообложения  приводят к росту равновесного ЧНП  на ту же величину.19

     Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

     Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: внешнее, т.е. государственное регулирование; внутреннее, «корпоративное» регулирование. 

     Объекты государственного регулирования: отраслевая структура, территориальные пропорции, социальная структура общества

     Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

     Формами финансового регулирования являются прямое и косвенное финансовое регулирование.  Прямое непосредственно имеет воздействие на субъект регулирования. Предполагает налоговые льготы малым предприятиям, поддержка малого бизнеса. Косвенное – это воздействие на субъект опосредственно. Существует перекрестное субсидирование – это когда сам банк предоставляет кредит сельскохозяйственному предприятию только на сельскохозяйственные цели и оборудование.

     Методами  финансового регулирования  являются:

  • налоговое регулирование;
  • амортизационная политика;
  • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • бюджетные расходы, субсидирование, льготное кредитование.

 

     

  1. Финансовое  регулирование экономических  процессов
 

     2.1. Бюджетная политика 

     Государственное регулирование в развитых странах  не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы  в экономике соблюдался баланс интересов  государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и  государственное регулирование  производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется  через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через  все сферы и звенья финансово-кредитной  системы.20

     В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам  регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.21

     Однако  действие косвенных элементов регулирования  может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.

Информация о работе Финансовое регулирование