Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.
Введение…………...……………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5
1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7
1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12
1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16
2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25
2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25
2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33
2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38
3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42
Заключение……………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………...58
По
мнению ряда исследователей в рыночной
экономике преобладают
В
мировой практике в зависимости
от преобладания той или иной группы
регуляторов различают две
Практика
реализации экономического регулирования
в западных странах показала, что
наиболее рациональным является сочетание
обоих направлений. В зависимости
от конкретных особенностей того или
иного периода и задач, стоящих
перед правительством, используются
либо преимущественно монетарные (точнее
сказать, базирующиеся на монетаризме
или других неоклассических теориях),
либо кейнсианские методы регулирования.
Если экономика находится в
Моделям
регулирования свойственна
Государственное
воздействие на спрос и предложение
сегодня чаще используется не в макроэкономическом
регулировании, а для регулирования
рынков отдельных товаров или
услуг. При этом регулирование некоторых
рынков (таких как денежный рынок,
рынок ценных бумаг, страховой рынок
и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое
влияние. Поэтому на таких рынках
допустимым считается не только регулирование,
но и финансовая поддержка или
создание специфического правового
режима, например протекционизм по
отношению к отечественным
Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.
Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства.
Государственные расходы делятся на:
Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.
В
совокупности государственных доходов
выделяются изъятия, воздействующие на
ценообразование, издержки производства,
величину накоплений, занятость. Разнообразие
видов рассматриваемых доходов
и механизмов их взимания предоставляет
государству возможность
Именно
посредством варьирования состава,
структуры и объемов
Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.26
Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)
Регулирование
через систему бюджетных
Использование
прямого государственного финансирования
- бюджетных субсидий (дотаций, субвенций).
Экономическая сущность этой группы
операций - перераспределение
Использование
системы государственных
Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный платежеспособный спрос общества как на потребительские, так и на инвестиционные товары и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством». Сам Дж. М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это «привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами», так как для организации таких работ необходимо закупить инвестиционные товары (повысив на них спрос), оплатить труд рабочих, занятых на данных работах (а в результате роста доходов рабочих повысится спрос на потребительские товары) и т.д.28 Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции. Но умеренная инфляция обычно экономике не вредит, и даже наоборот – благоприятствует.
Таким
образом государственные
Бюджетная политика (включая и налоговую, и расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей.
Достигнуть
при помощи бюджетных регуляторов
увеличения совокупного спроса можно
за счет снижения уровня налогообложения
и роста государственных
Для снижения совокупного спроса и сдерживания роста цен используется повышение уровня налогообложения и политика жесткой экономии бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический рост.29
2.2.
Налоговое регулирование
Налоговое
регулирование осуществляется в
процессе мобилизации доходов бюджета.
Инструментами регулирования
Прямые налоги (налог на прибыль, на имущество и др.) служат целям стимулирования эффективности вложений в хозяйственную деятельность, особенно если речь идет о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее десятилетие в развитых странах падает, а регулирующее - все более возрастает.
Налог на доходы физических лиц, также относящийся в прямым налогам, исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора). В развитых странах на сегодняшний день из прямых налогов налог на доходы физических лиц является первым по сумме поступлений в бюджет. По этой причине, а также с учетом того, что в развитых странах граждане являются активными участниками инвестиционной деятельности, подоходный налог является действенным косвенным регулятором. Уровень подоходного налогообложения является одним из факторов, определяющих совокупный спрос на товары и услуги (в том числе и финансовые): снижение налога стимулирует совокупный спрос (однако параллельно снижает уровень бюджетных доходов), повышение налога ограничивает совокупный спрос. Поэтому общемировая тенденция - высокий уровень подоходного налога с граждан (это решает фискальную задачу государства), но с условием предоставления налоговых льгот по некоторым категориям долгосрочных финансовых вложений (это решает задачу стимулирования спроса на долгосрочные финансовые активы и развития инвестиционных процессов). В России же политика в отношении данного налога принципиально иная и это является причиной огромного количества дискуссий в СМИ. Эти дискуссии касаются как размера ставки налога, так и ее «плоского» характера, т.е. НДФЛ рассчитывается по одной и той же ставке вне зависимости от размера дохода физического лица.31