Финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………………...3

1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5

1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5

1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7

1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9

1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12

1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16

2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25

2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25

2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33

2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38

3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42

Заключение……………………………………………………………………...56

Список используемой литературы…………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

КР - Финансовое регулирование.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

     По  мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и  денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы, используемые в процессе финансового регулирования:

    • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
    • финансовые льготы и санкции;
    • эксплуатационные расходы бюджетных организаций;
    • общие и целевые субсидии для государственных заказов;
    • доходы и расходы внебюджетных фондов;
    • доходы и расходы государственных предприятий.22

     В мировой практике в зависимости  от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует  лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название «монетаризма».23

     Практика  реализации экономического регулирования  в западных странах показала, что  наиболее рациональным является сочетание  обоих направлений. В зависимости  от конкретных особенностей того или  иного периода и задач, стоящих  перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме  или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.24

     Моделям регулирования свойственна циклическая  взаимозаменяемость. Кризис в экономике  всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая  от конъюнктурных колебаний. Конъюнктурное  регулирование - воздействие на совокупный спрос и предложение в зависимости  от фазы экономического цикла - более  характерно для кейнсианского регулирования, тогда как неоклассические концепции  провозглашают борьбу с циклом как  единым целым.

     Государственное воздействие на спрос и предложение  сегодня чаще используется не в макроэкономическом регулировании, а для регулирования  рынков отдельных товаров или  услуг. При этом регулирование некоторых  рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок  и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или  создание специфического правового  режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение  занятости.

     Основой использования финансов для воздействия  на воспроизводственный процесс  является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое  регулирование), так и государственных  расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

     Государственные расходы представляют собой затраты  на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они  выражают экономические отношения, связанные с распределением и  использованием по различным направлениям денежных средств государства.

     Государственные расходы делятся на:

    • трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;
    • трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;
    • текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;
    • производственного направления и социального значения.25

     Государственные доходы - это экономические отношения  по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства  части стоимости общественного  продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические  лица и которые используются ими  для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень  доходности названных субъектов  общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень  социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

     В совокупности государственных доходов  выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов  и механизмов их взимания предоставляет  государству возможность целенаправленно  регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение  окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством  налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных параметров.

     Именно  посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных  доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования.

     Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Автоматическая  финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.26

     Проведение  регулирования через систему  государственных расходов является основой кейнсианской экономической  политики. Регулирующее воздействие  может осуществляться через изменение  общих объемов финансирования, направлений  расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации  и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)

     Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

     Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных  средств, носящее непроизводительный характер.

     Использование системы государственных заказов  и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных  средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.27

     Согласно  кейнсианской теории, государственные  расходы увеличивают совокупный платежеспособный спрос общества как  на потребительские, так и на инвестиционные товары и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством». Сам Дж. М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это «привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами», так как для организации таких работ необходимо закупить инвестиционные товары (повысив на них спрос), оплатить труд рабочих, занятых на данных работах (а в результате роста доходов рабочих повысится спрос на потребительские товары) и т.д.28 Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции. Но умеренная инфляция обычно экономике не вредит, и даже наоборот – благоприятствует.

     Таким образом государственные расходы, представляющие собой положительную  компоненту формирования совокупного  спроса, непосредственно присоединятся  к затратам на потребление и инвестициям  и олицетворяют ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территории.

     Бюджетная политика (включая и налоговую, и  расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей.

     Достигнуть  при помощи бюджетных регуляторов  увеличения совокупного спроса можно  за счет снижения уровня налогообложения  и роста государственных расходов (стимулирующая политика). С одной  стороны, это позволяет достигать  экономического роста, с другой, провоцирует  инфляционные процессы, сопровождаемые хроническим бюджетным дефицитом.

     Для снижения совокупного спроса и сдерживания  роста цен используется повышение  уровня налогообложения и политика жесткой экономии бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический рост.29

     2.2. Налоговое регулирование 

     Налоговое регулирование осуществляется в  процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, предоставление налоговых каникул, распределение налогов по уровням бюджетной системы.30

     Прямые  налоги (налог на прибыль, на имущество  и др.) служат целям стимулирования эффективности вложений в хозяйственную  деятельность, особенно если речь идет о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее  десятилетие в развитых странах  падает, а регулирующее - все более  возрастает.

     Налог на доходы физических лиц, также относящийся  в прямым налогам, исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора). В развитых странах на сегодняшний день из прямых налогов налог на доходы физических лиц является первым по сумме поступлений в бюджет. По этой причине, а также с учетом того, что в развитых странах граждане являются активными участниками инвестиционной деятельности, подоходный налог является действенным косвенным регулятором. Уровень подоходного налогообложения является одним из факторов, определяющих совокупный спрос на товары и услуги (в том числе и финансовые): снижение налога стимулирует совокупный спрос (однако параллельно снижает уровень бюджетных доходов), повышение налога ограничивает совокупный спрос. Поэтому общемировая тенденция - высокий уровень подоходного налога с граждан (это решает фискальную задачу государства), но с условием предоставления налоговых льгот по некоторым категориям долгосрочных финансовых вложений (это решает задачу стимулирования спроса на долгосрочные финансовые активы и развития инвестиционных процессов). В России же политика в отношении данного налога принципиально иная и это является причиной огромного количества дискуссий в СМИ. Эти дискуссии касаются как размера ставки налога, так и ее «плоского» характера, т.е. НДФЛ рассчитывается по одной и той же ставке вне зависимости от размера дохода физического лица.31

Информация о работе Финансовое регулирование