Финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………………...3

1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5

1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5

1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7

1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9

1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12

1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16

2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25

2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25

2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33

2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38

3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42

Заключение……………………………………………………………………...56

Список используемой литературы…………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

КР - Финансовое регулирование.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

     Регулирующий  потенциал косвенных налогов (НДС, акцизов) заключается в возможности  через них влиять прежде всего на структуру потребления, и через него - на производство. Например, освобождение от НДС отдельных товаров или услуг, выбираемых в соответствии с приоритетами государственной экономической политики - это могут быть социально значимые товары (некоторые продукты питания, товары первой необходимости, лекарства и т.п.), потребление которых производится в основном малообеспеченными категориями граждан, и освобождение таких товаров от НДС служит одной из мер социальной защиты граждан. От НДС могут освобождаться некоторые виды финансовых операций, развитие которых целенаправленно стимулируется государством (например, страхование).

     Введение  акцизов регулирует потребление  в сторону уменьшения спроса на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, в том числе товары, затраты  на которые являются непроизводительным использованием значительных денежных средств (предметы роскоши, ювелирные изделия), товары, производство или потребление которых несет экологическую опасность (автомобили, бензин и другие нефтепродукты), товары неэластичного спроса (алкоголь, табачные изделия).

     «Злоупотребление» фискальной стороной косвенных налогов в ущерб регулированию и стимулированию имеет отрицательный социальный эффект. Косвенные налоги по сути являются регрессивными, так как бедный отдает за подлежащие косвенному налогообложению товары и услуги большую часть своего дохода, чем богатый. Сложившаяся в последние годы в развитых странах тенденция роста доли косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений говорит о том, что все большая часть налогового бремени перекладывается на средне- и низкодоходные группы населения.32

     Фискальная  политика в области налогов рассматривает  два направления их воздействия:

     1. на спрос (кейнсианская модель),

     2. на предложение (теория предложения).33

     В первом случае при снижении налогов  увеличивается совокупный спрос. Во втором случае снижение налогов увеличит совокупное предложение, так как  у населения возрастут доходы и сбережения, а у предпринимателей - инвестирование производства. Например, меньший подоходный налог работников увеличит зарплату и усиливает стимулы  к труду, что приведет к расширению производства.

     Кроме того, теория «экономики предложения» показывает, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к сокращению суммы налоговых  поступлений, а наоборот, к ее росту за счет расширения налоговой базы - роста национального производства и дохода.

     Теоретическим доказательством воздействия налогов  на инвестиционную деятельность служит разработанная американскими учеными - представителем «экономики предложения» А. Лаффэром зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета.34

     Согласно  этой теории рост налоговых ставок до определенного предела способствует росту налоговых доходов, затем  рост замедляется, а потом происходит резкое падение доходов бюджета. Отсюда и сделан общий вывод о  том, что задачу стимулирования экономики, и прежде всего инвестиционной активности, следует решать на путях радикального облегчения налогового бремени. Движущая сила экономики - это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной  на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных  налогов, то экономическая активность будет падать». По замыслу Лаффэра, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

     По  мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются  стимулы для предпринимательской  инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются  налоговые поступления в бюджет.

     Сокращение  налогов, понижение предельных норм обложения может иметь очень  сильный - троякий по характеру - стимулирующий  эффект на экономику, налоговую базу:

     1) налоговая база будет расти  вследствие увеличения количества  труда и капитала, предлагаемых  на рынок (в результате изменения  относительных цен, повышающего их «чистую» доходность) и расширяющих объем производства;

     2) труд и капитал, уже используемые  рынком, будут переводиться из  низкооблагаемых в сравнительно высокооблагаемые сферы хозяйственной деятельности (при этом улучшится распределение капитала по сферам и в итоге повысится общая эффективность экономики);

     3) известная часть экономических  агентов может сократить уклонение  от налогов, выйдя из «теневой  экономики» в легальную, «таксируемую»  экономическую деятельность.35

     Эти три эффекта, взятые вместе, демонстрируют  простую логику того, как сокращение предельных налоговых ставок может  действительно увеличить налоговые  поступления. Однако следует иметь  в виду, что воздействие налогов  на спрос происходит быстрее, чем  на предложение. В краткосрочном  периоде снижение налогов приводит немедленно к росту совокупного  спроса и уменьшению налоговых поступлений  в бюджет. А воздействие налогов  на предложение имеет долгосрочный характер в связи с инерционностью действия факторов предложения - сбережений, инвестиций, стимулов к труду.

     Личное  подоходное налогообложение, помимо фискального  значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов  разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население с низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство.

     В финансовом регулировании могут  также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения  ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

     В условиях стагфляции, то есть параллельного  развития процессов инфляции и падения  объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается  неэффективным. Финансовая система  хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.36  

     2.3. Кредитно-денежное регулирование 

     Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную  политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных  резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно–денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.37

     Цель  увеличения предложения денег достигается  путем экспансии, «политики дешевых денег». Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов.38

     На  сокращение предложения денег направлена так называемая «политика дорогих денег» - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.39

     Преимущества  кредитно-денежных методов (на которых  акцентировали внимание представители  неоклассической экономической  школы):

  • позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;
  • действуют значительно быстрее бюджетных;
  • дают меньший социально-политический резонанс (в случае "непопулярных" мер).40

     К недостаткам кредитно-денежных методов  регулирования следует отнести  тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач  государства.

     Теперь  следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.

     Однако  устойчивый ежегодный рост доли страховых  взносов в ВВП РФ, достигший  к 2010 г. более 4,1 %, заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регулятора, но главное - и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его «прямому назначению») используется всего лишь на десятую часть от возможного.41

     В развитых странах страхование как  инструмент государственного регулирования  используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие  в развитых странах оказывает  долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает  избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках  у населения и, кроме того, содействует  увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим  фактором.

     Или другой пример - обязательное страхование  ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого  вида страхования - защита интересов  пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

     Не  меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера  государственного страхования, а также  негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной  социальной политики.42

     Все вышесказанное иллюстрирует, какое  значение для рыночной экономики  имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в рыночной экономике  есть сфера применения прямого административного  регулирования, создающего нормальные условия использования экономических  регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так  как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.  

Информация о работе Финансовое регулирование