Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.
Введение…………...……………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5
1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7
1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12
1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16
2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25
2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25
2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33
2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38
3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42
Заключение……………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………...58
Государственное финансовое регулирование занятости населения. Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды экономического спада и стагнации ростом безработицы. Он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно это актуально для Российской Федерации, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения которых создает большие социальные проблемы для населения города.
Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда. Пассивная политика предполагает меры, связанные с компенсацией потери заработка, — выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ. В США при создании новых рабочих мест работодатели освобождаются от уплаты взносов на социальное страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе. До 2001 г. в нашей стране и активные, и пассивные мероприятия в области занятости населения финансировались из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. После его упразднения выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а активные мероприятия (содействие созданию новых рабочих мест, началу предпринимательской деятельности, организация общественных работ) — за счет средств региональных и местных бюджетов.51
Одной
из мер решения социальных вопросов,
связанных с политикой
Государственное финансовое регулирование рынка жилья. В Российской Федерации государство гарантирует гражданам право на жилье. Создание рынка жилья в нашей стране является необходимым условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную мобильность населения. Доступность приобретения жилья важна также для решения демографических проблем (повышение рождаемости).
Реализация
конституционных гарантий достигается
строительством за счет бюджетных средств
муниципального жилья и его предоставления
малообеспеченным гражданам, а также
созданием механизма
Большое значение для обеспечения населения жильем в нашей стране имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное финансовое регулирование данного процесса может осуществляться через механизм предоставления государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, а также долевого участия бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов. Как правило, государственное участие в ипотечных программах осуществляется органами власти субъектов РФ.
На
федеральном уровне в рамках пенсионной
реформы в целях организации
пенсионных накоплений предусмотрена
возможность инвестирования средств
для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в ипотечные
ценные бумаги, таким образом, возможно
одновременное решение двух социальных
проблем: обеспечение финансовыми
ресурсами жилищного
Степень
развития и устойчивость рынка финансовых
услуг определяют возможность роста
индивидуальных накоплений, которые
являются не только источником дополнительных
доходов, но и источником компенсации
утраты заработной платы и других
основных источников доходов (это можно
рассматривать как
Общая
оценка эффективности всей совокупности
методов финансового
Государственное
финансовое регулирование социальных
процессов требует ответа на вопрос,
есть ли противоречие между государственной
поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания
уровня доходов отдельных социальных
групп, с одной стороны, и мерами
по обеспечению экономического роста
— с другой. Высокий уровень
государственных социальных гарантий
в экономической литературе получил
название патернализма. Общей тенденцией
для экономически развитых стран
в настоящее время является отход
от такой политики. Считается, что
в условиях глобализации страна может
быть конкурентоспособной при производстве
относительно дешевой продукции и услуг,
а высокий уровень социальных гарантий
предполагает высокий уровень налогов
и стоимости рабочей силы, что в конечном
счете удорожает стоимость товаров и услуг.
Спорность такого положения доказывают
страны, имеющие высокую долю расходов
на социальные цели и взносов на социальное
страхование, но в рейтинге конкурентоспособности
с точки зрения инвестиционной привлекательности
занимающие одно из первых мест. Примерами
таких стран являются Финляндия, Швеция,
имеющие наиболее высокий рейтинг по 220
индексам, используемым для оценки конкурентоспособности
(соответственно 84,35 и 76,19 балла в 2010 г.,
при этом Финляндия традиционно занимает
второе место после США (100 баллов)), затраты
государства на социальную защиту составляют
в этих странах соответственно 38,97 и 40,05%
к ВВП, а начисления работодателей на оплату
труда по социальному страхованию — 22
и 30,96%5. Указанные страны опережают по
сводным показателям Австралию (рейтинг
в 2010 г. - 73,11 балла), в которой наиболее
низкая доля расходов государства на социальную
защиту (11% к ВВП), и отсутствуют обязательства
работодателя по уплате вносов на социальное
страхование.52
Заключение
Эффективность процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы зависит от способности государственных и частных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:
Для
построения эффективной системы
государственного регулирования и
рационального применения финансовых
регуляторов целесообразно
Современный этап развития нашей страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.
Отечественной
системе финансового
Список
используемой литературы