Финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………………...3

1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5

1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5

1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7

1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9

1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12

1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16

2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25

2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25

2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33

2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38

3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42

Заключение……………………………………………………………………...56

Список используемой литературы…………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

КР - Финансовое регулирование.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

     Государственное финансовое регулирование занятости  населения. Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды  экономического спада и стагнации ростом безработицы. Он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно это актуально для Российской Федерации, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения которых создает большие социальные проблемы для населения города.

     Государство может проводить активную и пассивную  политику на рынке труда. Пассивная  политика предполагает меры, связанные  с компенсацией потери заработка, —  выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для  малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ. В США при создании новых рабочих мест работодатели освобождаются от уплаты взносов на социальное страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе. До 2001 г. в нашей стране и активные, и пассивные мероприятия в области занятости населения финансировались из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. После его упразднения выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а активные мероприятия (содействие созданию новых рабочих мест, началу предпринимательской деятельности, организация общественных работ) — за счет средств региональных и местных бюджетов.51

     Одной из мер решения социальных вопросов, связанных с политикой занятости, является создание условий для начала предпринимательской деятельности безработным. С этой целью во многих странах действует механизм льготного  кредитования для начала предпринимательской  деятельности. Льготное кредитование обеспечивается бюджетным субсидированием  ставки по банковскому кредиту или  государственным содействием развития обществ взаимного кредитования. Подобная практика существует и в Российской Федерации, но ее нельзя считать общераспространенной.

     Государственное финансовое регулирование рынка  жилья. В Российской Федерации государство  гарантирует гражданам право  на жилье. Создание рынка жилья в  нашей стране является необходимым  условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную  мобильность населения. Доступность  приобретения жилья важна также  для решения демографических  проблем (повышение рождаемости).

     Реализация  конституционных гарантий достигается  строительством за счет бюджетных средств  муниципального жилья и его предоставления малообеспеченным гражданам, а также  созданием механизма приобретения населением жилья через бюджетное  субсидирование (сейчас бюджетные субсидии для строительства или приобретения жилья предоставляются военнослужащим).

     Большое значение для обеспечения населения  жильем в нашей стране имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное  финансовое регулирование данного  процесса может осуществляться через  механизм предоставления государственных  гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, а также долевого участия бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов. Как правило, государственное участие в ипотечных программах осуществляется органами власти субъектов РФ.

     На  федеральном уровне в рамках пенсионной реформы в целях организации  пенсионных накоплений предусмотрена  возможность инвестирования средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в ипотечные  ценные бумаги, таким образом, возможно одновременное решение двух социальных проблем: обеспечение финансовыми  ресурсами жилищного строительства  и организация накоплений для  увеличения пенсионных выплат (но есть и большой риск, когда невыполнение одной программы повлечет за собой  невыполнение другой). Государственное финансовое регулирование рынка жилья осуществляется также на основе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.

     Степень развития и устойчивость рынка финансовых услуг определяют возможность роста  индивидуальных накоплений, которые  являются не только источником дополнительных доходов, но и источником компенсации  утраты заработной платы и других основных источников доходов (это можно  рассматривать как самострахование). Зарубежный опыт показывает, что развитость рынка финансовых услуг и наличие  механизма обеспечения его устойчивости дают возможность относительно безболезненно  снижать государственные социальные гарантии по пенсиям и пособиям. Отечественная практика также свидетельствует  о том, что даже в условиях высоких  социальных гарантий в СССР граждане охотно прибегали к индивидуальным накоплениям в сберкассах и страховым  услугам (следует признать, что их необходимость частично была вызвана  товарным дефицитом). Особенностью становления и развития российского финансового рынка была его ориентация на так называемых корпоративных клиентов (организаций разных сфер деятельности). Только в последнее время кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды стали ориентироваться на физических лиц. Невыполнение государством своих обязательств по вкладам, ценным бумагам, неудачный опыт инвестирования средств в начале 1990-х гг. не позволяет пока рассматривать индивидуальные накопления как серьезную альтернативу государственным социальным выплатам в РФ. В настоящее время в условиях пенсионной реформы граждане получили возможность выбирать между государственным и негосударственным управлением инвестирования средств для выплаты накопительной части трудовой пенсии, но отсутствие «историй» большинства управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов привело к тому, что большинство граждан выбирают государственную форму организации пенсионных накоплений.

     Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия  на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов населения и социального  состава общества, продолжительности  жизни населения, индекса рождаемости (смертности).

     Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной  поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста  — с другой. Высокий уровень  государственных социальных гарантий в экономической литературе получил  название патернализма. Общей тенденцией для экономически развитых стран  в настоящее время является отход  от такой политики. Считается, что  в условиях глобализации страна может быть конкурентоспособной при производстве относительно дешевой продукции и услуг, а высокий уровень социальных гарантий предполагает высокий уровень налогов и стоимости рабочей силы, что в конечном счете удорожает стоимость товаров и услуг. Спорность такого положения доказывают страны, имеющие высокую долю расходов на социальные цели и взносов на социальное страхование, но в рейтинге конкурентоспособности с точки зрения инвестиционной привлекательности занимающие одно из первых мест. Примерами таких стран являются Финляндия, Швеция, имеющие наиболее высокий рейтинг по 220 индексам, используемым для оценки конкурентоспособности (соответственно 84,35 и 76,19 балла в 2010 г., при этом Финляндия традиционно занимает второе место после США (100 баллов)), затраты государства на социальную защиту составляют в этих странах соответственно 38,97 и 40,05% к ВВП, а начисления работодателей на оплату труда по социальному страхованию — 22 и 30,96%5. Указанные страны опережают по сводным показателям Австралию (рейтинг в 2010 г. - 73,11 балла), в которой наиболее низкая доля расходов государства на социальную защиту (11% к ВВП), и отсутствуют обязательства работодателя по уплате вносов на социальное страхование.52 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Эффективность процесса финансового регулирования  экономики и социальной сферы  зависит от способности государственных  и частных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

    • систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство; своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;
    • определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;
    • выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
    • проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

     Для построения эффективной системы  государственного регулирования и  рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного  набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать  и своевременно корректировать состояние  экономики.

     Современный этап развития нашей страны требует  совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой  финансовой и более свободной  экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий  подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

     Отечественной системе финансового регулирования  экономики и социальной сферы  предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др. Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. М., 2010.
  2. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская и др. М., 2008.
  3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М., 2009.
  4. Жилкина М.C. Финансовый бизнес. – М., 2011.
  5. Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. - М., 2008.
  6. Лавров А. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России Становление рыночной экономики в России. - М., 2009.
  7. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А.Дробозиной. - М., 2008.
  8. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие – Улан-Удэ, 2004.
  9. Сабанти В. М. Теория финансов: Учебное пособие. - М., 2009.
  10. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие. - М., 2010.
  11. Финансовое право: учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М., 2010. 
  12. Финансы: Учебник / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; Под ред. В.В. Ковалева. – М., 2010.
  13. Финансы и кредит в системе управления народным хозяйством: Учебник / Е.В.Коломин, Л.Е. Бабашкин, А.М.Волков и др. / Под общ. ред. А.М.Волкова. - М., 2010.
  14. Финансы и кредит / Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург, 2010.
  15. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Дробозиной Л.А. М., 2010.
  16. Опальский А.П. Финансовое регулирование воспроизводственного процесса и экономическая безопасность "Финансы и кредит" № 19 (233) – 2009.
  17. Финансовые, кредитные и страховые элементы государственного регулирования экономических процессов // "Финансовый бизнес", 2009 г., № 7, с.11-19.
  18. Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, Б.М.Сабанти, О.В.Врублевской. - М., 2009.

Информация о работе Финансовое регулирование