Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.
Введение…………...……………………………………………………………...3
1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5
1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5
1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7
1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12
1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16
2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25
2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25
2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33
2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38
3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42
Заключение……………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………...58
Руководство
предприятия (президент, директор, совет
директоров и т.д.) осуществляет общее
руководство деятельностью
В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: финансовым; управленческим.
Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.7
Управление
финансами можно также
Управление финансами является составной
частью общей системы управления социально-экономическими
процессами. Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать
финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического
развития общества. Цель управления финансами
- финансовая устойчивость и финансовая
независимость, проявляющиеся в макроэкономической
сбалансированности, профиците бюджета,
снижении государственного долга, твердости
национальной валюты, в сочетании экономических
интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты
и субъекты управления. Объектами выступают
разнообразные виды финансовых отношений,
которые образуют финансовую систему.
Субъекты управления финансами - совокупность
всех организационных структур, осуществляющих
управление финансами - финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется
на всех уровнях финансовой системы. Оно
бывает общегосударственным, которое
устанавливает общие принципы, правила
и нормы, а также обеспечивает проведение
единой финансово-бюджетной политики,
налоговой, валютной и денежно-кредитной
политики в Российской Федерации; и управление
финансами отдельных субъектов управления.
В новых условиях хозяйствования и становлении
рыночных отношений в России особое значение
имеет финансовый менеджмент, призванный
обеспечить эффективное управление ресурсами
предприятий различных форм собственности.8
1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования
В
целях корректировки со стороны
государства развития общественного
производства в нужном направлении
осуществляется государственное финансовое
регулирование. Государственное финансовое
регулирование экономики - это процесс
целенаправленного и
Исторически возникший вопрос о необходимости вмешательства, финансового регулирования со стороны государства по моему мнению несостоятелен. Ведь всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для:
-
обеспечения общих условий
-
проведения стабилизационных
-
осуществления социально-
Предпосылками осуществления
1.
Учет действия объективных
2.
Разработка научно
3.
Наличие демократической
4.
Наличие в стране отлаженной
законодательной системы,
Пункты
3,4 названных предпосылок
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
а)
структурная перестройка
б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.11
1.3. Структура финансового регулирования
Весь
процесс регулирования
Типы включают:
Виды
финансового регулирования
Формами
финансового воздействия на
Формы
регулирования обозначают процессы,
протекающие в перечисленных
видах: например, в бюджетном виде
формами являются финансирование (субвенции,
субсидии, трансферты), в налоговом
- прямое и косвенное налогообложение,
в валютно-финансовом - внешнее инвестирование,
внешние займы, внешний долг.
Рис.
1. Структура финансового
регулирования
Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.13
Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого, машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.