Финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного и частного регулирования.

Содержание

Введение…………...……………………………………………………………...3

1. Содержание и задачи финансового регулирования……….……………..5

1.1. Понятие финансового регулирования…………………….…………..5

1.1.1. Внешнее финансовое регулирование………………………….…..7

1.1.2. Внутреннее финансовое регулирование………………………….9

1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования……...12

1.3. Структура финансового регулирования……………………………..16

2. Финансовое регулирование экономических процессов………………...25

2.1. Бюджетная политика…………………………………………………...25

2.2. Налоговое регулирование……………………………………………...33

2.3. Кредитно-денежное регулирование…………………………………..38

3. Финансовое регулирование социальных процессов……………………42

Заключение……………………………………………………………………...56

Список используемой литературы…………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

КР - Финансовое регулирование.docx

— 241.57 Кб (Скачать документ)

     Руководство предприятия (президент, директор, совет  директоров и т.д.) осуществляет общее  руководство деятельностью предприятия  и, соответственно, функции финансового  регулирования. Именно директору предприятия  приходится выбирать, разрабатывать  и рекомендовать акционерам утвердить  положение об учетной политике, распоряжается  средствами предприятия, в том числе  денежными - на счетах, осуществляет руководство  учетом и отчетностью.

     В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: финансовым; управленческим. 

     Финансовый  учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.7

     Управление  финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального сектора, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ.  Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованным и децентрализованных уровнях. 
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.  Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.8
 

    1.2. Предпосылки осуществления финансового регулирования

     В целях корректировки со стороны  государства развития общественного  производства в нужном направлении  осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс  целенаправленного и последовательного  применения государством форм и методов  финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.9

     Исторически возникший вопрос о необходимости  вмешательства, финансового регулирования  со стороны государства по моему мнению несостоятелен. Ведь всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для:

     - обеспечения общих условий жизнедеятельности  и правовой реализации экономических  решений (безопасности существования  соответствующей национально-территориальной  общности, установления и поддержания  правового режима, направленного  не защиту прав собственности  и свободное развитие личности, на поддержание и развитие  эффективной конкуренции);

     - проведения стабилизационных мероприятий  (регулирования темпов экономического  роста, уровня инфляции и занятости,  поощрения прогрессивных сдвигов  в отраслевой и региональной  структуре экономики, поддержания  внешнеэкономического равновесия  и курса национальной валюты);

     - осуществления социально-ориентированного  перераспределения ресурсов (организации  производства нужных обществу  благ, которыми не занимается  частный сектор, гарантирования  минимального уровня заработной  платы, пенсий, пособий, помощи  социально незащищенным гражданам,  осуществления индексации фиксированных  доходов).10

       Предпосылками осуществления государственного  финансового регулирования экономики  являются следующие исходные  основания:

     1. Учет действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку  процесс финансового регулирования  протекает по субъективно намеченному  направлению финансовой политики  и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях. А в противном случае  будет проявляться реакция отторжения  форм и методов финансового  механизма в реальной экономической  жизни.

     2. Разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление,  которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих  структур; допускается корректировка  тактического характера по непредвиденным  обстоятельствам.

     3. Наличие демократической системы  выражения взглядов и представляющих  их демократических институтов  для возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения,  социальных, национальных, профессиональных  групп. Автократическая форма  правления порождает волюнтаризм  решений, неприятие и отторжение  их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы  государственных структур: при внешней  видимости благополучия общество  обречено на застой, социально-экономическую  отсталость и деградацию.

     4. Наличие в стране отлаженной  законодательной системы, четко  и оперативно реагирующей на  отступление от норм и правил  поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова  законодательная система должна  способствовать формированию «нравственного  климата» в обществе, влияние  которого выходит за рамки  чисто юридической ответственности  за оговоренные в законодательстве  нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

     Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского  общества», то есть такого цивилизованного  общественного устройства, которое  создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

     Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

     а) структурная перестройка экономики  с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим  переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных  и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

     б) демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех уровнях  управления и в формах собственности;

     в) развитие конкуренции, предпринимательства  на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

     г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между  отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.11

     1.3. Структура финансового регулирования

     Весь  процесс регулирования экономики  характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Рис. 1.). Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему финансового регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.12

     Типы  включают:

  • экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)
  • административное.

     Виды  финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

     Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. 

     Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.  

 

     Рис. 1. Структура финансового  регулирования 

     Прямое  финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.13

     Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого, машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Информация о работе Финансовое регулирование