Финансовый рынок: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 23:19, курсовая работа

Описание

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи и государственные учреждения. Роль рынка в экономике можно определить такими моментами: способствованием рациональному распределению ресурсов, влиянием на объем и структуру производства, оздоровлением экономики, освобождением от убыточных неконкурентоспособных предприятий. Рынок подразделяется на рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок денег, рынок валюты, рынок ценных бумаг (финансовый рынок или рынок ссудных капиталов)

Содержание

Введение
1. Финансовый рынок: понятие, характеристика
1.1.Сущность, функции и классификация финансового рынка
1.2. Структура финансового рынка РФ и операции, проводимые на нем
1.3.Государственное регулирование финансового рынка
2. Современное и прогнозируемое состояние финансового рынка РФ
2.1.Особенности современного финансового рынка РФ
2.2. Развитие финансового рынка РФ на современном этапе
2.2. Прогнозируемое состояние финансового рынка РФ в 2009 году
3.Проблемы и перспективы развития финансового рынка РФ
3.1. Проблемы развития финансового рынка РФ в условиях мирового кризиса
3.2. Повышение емкости и прозрачности финансового рынка
3.3. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка
3.4. Совершенствование правового регулирования финансового рынка
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

сводный.docx

— 106.72 Кб (Скачать документ)

     1.2. Структура финансового  рынка РФ и операции, проводимые на нем

     Любой ФР состоит из следующих компонентов:

  1. Субъекты ФР — это физические и юридические лица, которые продают или покупают финансовые активы или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения финансовых активов (эмитенты, инвесторы, финансовые институты).

    К основным финансовым институтам относят:

    1. Банки (Приложение Таблица 1). [16]
    2. Общие фонды банковского управления (ОФБУ) (Приложение Таблица 2). [18]
    3. Биржи (финансовая, валютная, фондовая, фьючерская, биржа драгоценных металлов и драгоценных камней)
    4. Инвестиционные институты (финансовый брокер, финансовый дилер, финансовый консультант, инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды и акционерные инвестиционные фонды)
    5. Некоммерческие финансовые институты (Кредитный союз. Общество взаимного страхования, Саморегулируемая организация профессиональных участников ФР, Негосударственный пенсионный фонд)
  1. Объекты ФР — это товары рынка, а именно различные финансовые активы, обращающиеся на ФР. К ним относятся: деньги и ценные бумаги в национальной или иностранной валюте; объекты недвижимости; драгоценные металлы и камни; депозиты; кредиты и прочее.
  1. Операции, проводимые на ФР — это действия с финансовыми активами на ФР для достижения поставленных целей. Основными операциями являются: выпуск (эмиссия); размещение; купля-продажа; обмен; траст (доверительное управление); маркетинг; страхование; определение рыночной стоимости; оценка инвестиционного риска; дарение и наследование; бухгалтерский учет и аудит; посредничество; начисление и выплата доходов по финансовым активам; инвестиционное проектирование; консалтинг и др.

     Более подробно хотелось бы остановиться на банковских и страховых операциях.

     К банковским операциям относят:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • размещение привлеченных денежных средств юридических и физических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

     К операциям страховых компаний относят:

  • социальное страхование физических лиц от возможного падения их личного дохода страхователя на временной (временная нетрудоспособность) или постоянной (выход на пенсию) основах;
  • личное страхование физических лиц в форме страхования риска потери жизни, здоровья, трудоспособности и т.п.
  • имущественное страхование как страхование любого имущества государства, юридических и физических лиц (в отдельных случаях может осуществляться на обязательной основе).
  1. Органы государственного регулирования и надзора ФР: Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, его департаменты и органы на местах, Государственная таможенная служба и т.д.
  1. Саморегулируемые организации: объединения профессиональных участников рынка, таких как Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев (СКРД), Саморегулируемая организация управляющих компаний, Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций (ОПИАК), Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Лига кредитных союзов и др.
  2. Инфраструктура: правовая, информационная, депозитарная, а также расчетно-клиринговая и регистрационная сеть. Инфраструктуру ФР создают организации, обслуживающие рынок, которые включают в себя организации, обеспечивающие исполнение сделок (клиринговые организации, депозитарии, регистраторы); информационные агентства.

     Депозитарную сеть можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных организаций, выполняющих депозитарную деятельность, т.е. оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету и переходу прав на ценные бумаги. Эти организации называют депозитариями. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

     В обязанности депозитария входят: регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами; ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету; передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

     Расчетно-клиринговая сеть – сеть организаций, осуществляющих расчетно-клиринговую деятельность.

     Расчетно-клиринговые  организации осуществляют расчетно-клиринговую  деятельность, которая, в частности, включает:

     • проведение расчетных операций между  членами расчетно-клиринговой организации;

     • осуществление зачета взаимных требований между участниками расчетов, или  осуществление клиринга;

     • сбор, сверку и корректировку информации по сделкам, совершенным на рынках, которые обслуживаются данной организацией; разработку расписания расчетов, т. е. установление строгих сроков, в течение которых денежные средства и соответствующая им информация и документация должны поступать в расчетно-клиринговую организацию

     • контроль по перемещению ценных бумаг  в результате исполнения контрактов;

     • гарантирование исполнения заключенных  на бирже контрактов;

     • бухгалтерское и документальное оформление произведенных расчетов;

     • другую деятельность.

     Регистраторы (иногда также реестродержатели) — профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг на основании договора с эмитентом.

     Регистратор осуществляет сбор, хранение и передачу документов и информации о лицевых счетах зарегистрированных лиц. От имени регистратора и по договору с ним функции по приёму и передаче информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, от зарегистрированных лиц регистратору и обратно может осуществлять уполномоченное регистратором юридическое лицо — трансфер-агент.

     1.3.Государственное регулирование финансового рынка

     Государственное регулирование ФР РФ осуществляет несколько структур.

     Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России, который:

  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций;
  • лицензирует кредитные организации;
  • регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций;
  • организует валютное регулирование и валютный контроль.

     Указом  Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

     ФСФР  разрабатывает основные направления  развития рынка ценных бумаг; утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.

     Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

     В системе регулирования РФ негосударственные  структуры — объединения профессиональных участников — еще не играют такой важной роли, как на развитых рынках. Наиболее активно функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации — добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках существующего законодательства.

     Саморегулируемые  организации могут принимать  форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.

     Банки РФ объединяют две основных ассоциации — Ассоциация региональных банков «Россия», созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.

     Саморегулируемые организации в страховом деле еще только предстоит создать. Список объединений субъектов страхового дела, составленный ФССН на 1 апреля 2009 г., включает 81 ассоциацию и союз [15]. Самый крупный из них — Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.

     В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий ФР как единое целое. В сфере ФР единственным является Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

     Закон сдержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной  с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривает осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

     Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и сделки на рынке финансовых услуг.

     Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или способные причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг — либо нанести ущерб их деловой активности.

     Законом не допускаются и признаются недействительными  соглашения любой формы (за исключением  соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.

     Создание  объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.

 

     

     2. Современное и прогнозируемое состояние финансового рынка РФ

Информация о работе Финансовый рынок: понятие и сущность