Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 23:19, курсовая работа
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи и государственные учреждения. Роль рынка в экономике можно определить такими моментами: способствованием рациональному распределению ресурсов, влиянием на объем и структуру производства, оздоровлением экономики, освобождением от убыточных неконкурентоспособных предприятий. Рынок подразделяется на рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок денег, рынок валюты, рынок ценных бумаг (финансовый рынок или рынок ссудных капиталов)
Введение
1. Финансовый рынок: понятие, характеристика
1.1.Сущность, функции и классификация финансового рынка
1.2. Структура финансового рынка РФ и операции, проводимые на нем
1.3.Государственное регулирование финансового рынка
2. Современное и прогнозируемое состояние финансового рынка РФ
2.1.Особенности современного финансового рынка РФ
2.2. Развитие финансового рынка РФ на современном этапе
2.2. Прогнозируемое состояние финансового рынка РФ в 2009 году
3.Проблемы и перспективы развития финансового рынка РФ
3.1. Проблемы развития финансового рынка РФ в условиях мирового кризиса
3.2. Повышение емкости и прозрачности финансового рынка
3.3. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка
3.4. Совершенствование правового регулирования финансового рынка
Заключение
Список литературы
Приложения
Любой ФР состоит из следующих компонентов:
К основным финансовым институтам относят:
Более подробно хотелось бы остановиться на банковских и страховых операциях.
К банковским операциям относят:
К операциям страховых компаний относят:
Депозитарную сеть можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных организаций, выполняющих депозитарную деятельность, т.е. оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету и переходу прав на ценные бумаги. Эти организации называют депозитариями. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
В
обязанности депозитария
Расчетно-клиринговая сеть – сеть организаций, осуществляющих расчетно-клиринговую деятельность.
Расчетно-клиринговые организации осуществляют расчетно-клиринговую деятельность, которая, в частности, включает:
•
проведение расчетных операций между
членами расчетно-клиринговой
• осуществление зачета взаимных требований между участниками расчетов, или осуществление клиринга;
• сбор, сверку и корректировку информации по сделкам, совершенным на рынках, которые обслуживаются данной организацией; разработку расписания расчетов, т. е. установление строгих сроков, в течение которых денежные средства и соответствующая им информация и документация должны поступать в расчетно-клиринговую организацию
• контроль по перемещению ценных бумаг в результате исполнения контрактов;
• гарантирование исполнения заключенных на бирже контрактов;
• бухгалтерское и документальное оформление произведенных расчетов;
• другую деятельность.
Регистраторы (иногда также реестродержатели) — профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг на основании договора с эмитентом.
Регистратор осуществляет сбор, хранение и передачу документов и информации о лицевых счетах зарегистрированных лиц. От имени регистратора и по договору с ним функции по приёму и передаче информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, от зарегистрированных лиц регистратору и обратно может осуществлять уполномоченное регистратором юридическое лицо — трансфер-агент.
Государственное регулирование ФР РФ осуществляет несколько структур.
Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России, который:
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
ФСФР разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.
Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.
В
системе регулирования РФ негосударственные
структуры — объединения
Саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.
Банки РФ объединяют две основных ассоциации — Ассоциация региональных банков «Россия», созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.
Саморегулируемые организации в страховом деле еще только предстоит создать. Список объединений субъектов страхового дела, составленный ФССН на 1 апреля 2009 г., включает 81 ассоциацию и союз [15]. Самый крупный из них — Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.
В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий ФР как единое целое. В сфере ФР единственным является Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Закон сдержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривает осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или способные причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг — либо нанести ущерб их деловой активности.
Законом не допускаются и признаются недействительными соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.
Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.