Финансовый рынок: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 23:19, курсовая работа

Описание

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи и государственные учреждения. Роль рынка в экономике можно определить такими моментами: способствованием рациональному распределению ресурсов, влиянием на объем и структуру производства, оздоровлением экономики, освобождением от убыточных неконкурентоспособных предприятий. Рынок подразделяется на рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок денег, рынок валюты, рынок ценных бумаг (финансовый рынок или рынок ссудных капиталов)

Содержание

Введение
1. Финансовый рынок: понятие, характеристика
1.1.Сущность, функции и классификация финансового рынка
1.2. Структура финансового рынка РФ и операции, проводимые на нем
1.3.Государственное регулирование финансового рынка
2. Современное и прогнозируемое состояние финансового рынка РФ
2.1.Особенности современного финансового рынка РФ
2.2. Развитие финансового рынка РФ на современном этапе
2.2. Прогнозируемое состояние финансового рынка РФ в 2009 году
3.Проблемы и перспективы развития финансового рынка РФ
3.1. Проблемы развития финансового рынка РФ в условиях мирового кризиса
3.2. Повышение емкости и прозрачности финансового рынка
3.3. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка
3.4. Совершенствование правового регулирования финансового рынка
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

сводный.docx

— 106.72 Кб (Скачать документ)

     Важным  средством стимулирования участия  населения на ФР является определение четких правовых рамок для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на ФР. Одним из источников выплат гражданам предусматривается компенсационный фонд, который будет формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам, и в случае недостаточности средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели. Предполагается на законодательном уровне определить круг лиц, которые будут вправе получать выплаты из компенсационного фонда, основания таких выплат и контроль за инвестированием средств этого фонда. Выплата компенсаций будет осуществляться в ограниченных случаях, связанных главным образом с потерей финансовой компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений сотрудниками финансовой компании. В случае выплаты компенсации права требований, удовлетворение по которым получил гражданин, будут переходить к лицу, который осуществляет управление фондом. Полномочия такой организации при процедуре банкротства должны также предусматриваться законом.

     В дополнение к обязательной компенсационной  системе необходимо создать условия  для развития добровольных компенсационных  систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников ФР.

     Требует пересмотра существующая система регулирования  рекламы на финансовом рынке. Необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных финансовых услуг.

     Для избежания злоупотреблений на финансовом рынке следует рассмотреть вопрос о наделении федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков дополнительными полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке. Целесообразно в СМИ публиковать сведения о недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

     Необходимо  разработать эффективное нормативное  регулирование порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам, в частности определить рамки предоставления розничным инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении сделок без их покрытия активами клиента (маржинальных и срочных сделок), а также детально регламентировать правила обработки и исполнения клиентских поручений и отчетности.

     Кроме этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных инвесторов требуют урегулирования вопросы, связанные с установлением гражданско-правовой и административной ответственности лиц, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках.

     С учетом накопленной правоохранительными  органами правоприменительной практики необходимо создать совместно с саморегулируемыми организациями эффективные правовые и организационные барьеры, препятствующие безлицензионной деятельности по привлечению денежных средств населения.

     Следует на нормативно-правовом уровне решить вопрос об обязательном участии в  саморегулируемых организациях участников финансового рынка, оказывающих  услуги розничным инвесторам.

     3.2.2. Расширение спектра  производных финансовых  инструментов и  развитие срочного рынка

     Рынок производных финансовых инструментов позволяет снижать риски при  совершении сделок с базисными активами, а также создает дополнительную возможность справедливого ценообразования на базисные активы. Важнейшим недостатком действующей системы регулирования производных финансовых инструментов и срочного рынка остается несовершенство налогового законодательства РФ.

     Для повышения эффективности правового  регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов необходимо:

  • обеспечить учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращение этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг;
  • распределить риски, связанные с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов;
  • обеспечить защиту прав владельцев финансовых инструментов.

     Учитывая, что рынок производных финансовых инструментов является динамично развивающимся  и виды этих инструментов постоянно  обновляются, следует признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных финансовых инструментов и их определений. В то же время необходимо закрепить за федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков право утверждать примерный перечень производных финансовых инструментов и требования к базисным активам производных финансовых инструментов, устанавливать требования к публичному предложению производных финансовых инструментов, а также наделить биржи и саморегулируемые организации правом квалифицировать производные финансовые инструменты. Кроме этого, следует предусмотреть процедуру классификации таких инструментов с точки зрения возможности их обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о финансовых инструментах.

     Для своевременного выявления случаев  манипулирования и совершения инсайдерских сделок на срочном рынке необходимо установить требования обязательного мониторинга биржами нестандартных срочных сделок.

     Формирование  условий рыночного ценообразования  на важнейшие для экономики товары (энергоносители, зерно, металлы, строительные материалы), невозможно без организованного срочного рынка таких товаров. Для того чтобы товаропроизводители и потребители указанных товаров шире использовали механизмы срочного рынка, потребуется на законодательном уровне признать, что цены биржевых срочных контрактов на поставку товара являются рыночными. Это важно для целей расчета налогов с учетом реальной ценовой политики на финансовом рынке. Совместно с биржами следует проводить постоянную работу по разъяснению экономическим агентам возможностей срочного рынка для снижения рисков изменения цен товаропроизводителей и потребителей, способствуя тем самым формированию цивилизованного товарного биржевого рынка.

     3.2.3. Создание широких  возможностей для  секьюритизации финансовых  активов

     В условиях обострения кризисных процессов  на мировых ФР, учитывая важность сохранения ликвидности российской финансовой и банковской системы на уровне, способном обеспечить увеличивающийся в условиях экономического роста спрос предприятий на финансовые ресурсы, сохраняет актуальность разработка основ правового регулирования в сфере секьюритизации финансовых активов.

     На  законодательном уровне следует установить ряд норм, которые могут быть использованы не только в процессе секьюритизации активов, но и в процессе совершения иных операций на финансовом рынке. В частности, необходимо предусмотреть такие механизмы повышения кредитного качества, как залоговые и номинальные банковские счета, ввести институт общего собрания владельцев облигаций, а также расширить возможности использования субординации выпускаемых ценных бумаг не только для облигаций с ипотечным покрытием, но и в отношении других видов облигаций.

     Для обеспечения привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты  по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства, предлагается предусмотреть меры, направленные на стимулирование инвестирования в инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может обеспечиваться активами, создаваемыми в рамках проекта, а также постоянными платежами за пользование инфраструктурными объектами. В законодательство РФ потребуется внести изменения, обеспечивающие защиту прав владельцев инфраструктурных облигаций, а также возможность инвестирования в такие облигации средств кредитных организаций, пенсионных накоплений, в том числе аккумулируемых Пенсионным фондом РФ, пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и активов паевых инвестиционных фондов. Указанная мера позволит привлечь инвестиции для финансирования инфраструктурных проектов и одновременно расширить перечень объектов для инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

     3.2.4.Повышение  уровня информированности  граждан о возможностях  инвестирования средств на ФР

     При значительном приросте стоимости активов  финансовых институтов отрасли коллективного инвестирования наблюдается сокращение прироста числа граждан, осуществляющих инвестиционную деятельность в этой отрасли, по отношению к предыдущему периоду. Число индивидуальных инвесторов, напрямую работающих на ФР, не превышает 1 млн. человек. При этом в России достаточно высока норма сбережений, что определяет емкость рынка розничных финансовых услуг

     Недостаточная степень вовлеченности населения  в финансовую сферу отчасти объясняется низким уровнем информированности и доверия к финансовым инструментам. Это приводит к тому, что сбережения граждан осуществляются в основном в виде вложений в иностранную валюту или на краткосрочные депозиты банков.

     В настоящее время информация о  вопросах развития ФР и возможностей их использования для повышения благосостояния граждан не имеет системного характера и предназначена в большей степени для специалистов, работающих на этих рынках, чем для обычных граждан. Население недостаточно информировано о созданных законодательных основах инвестирования на ФР и правовой защищенности вложений, что является лимитирующим фактором развития ФР в условиях негативного опыта, связанного с деятельностью финансовых пирамид.

     Для повышения осведомленности граждан  о возможностях и рисках инвестирования на ФР предполагается реализация следующих мер:

  • определение целевой аудитории в целях проведения мероприятий, направленных на привлечение населения на ФР, а также разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий для каждой из целевых групп;
  • проведение анализа в целях выявления причин отсутствия доверия широких слоев населения к инструментам ФР;
  • подготовка и реализация мер, направленных на широкое информирование граждан об их правах и возможностях на ФР для инвестирования личных сбережений.

     Основным  результатом реализации указанных  предложений должны стать изменение  инвестиционного поведения населения  и привлечение сбережений граждан  на ФР, а также эффективная реализация пенсионной реформы.

     3.3. Развитие и повышение  эффективности инфраструктуры  финансового рынка

     3.3.1.Развитие  организованного  ФР и консолидация биржевой инфраструктуры

     Современные ФР характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах, трансграничная консолидация бирж и консолидация национальных бирж внутри отдельно взятой страны.

     Для того чтобы соответствовать общемировым  тенденциям в развитии биржевой торговли необходимо обеспечить условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам; высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

     Характерной чертой российского ФР является наличие существенных объемов внебиржевых сделок, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых между клиентами одного брокера. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом независимо от того, в какой форме он существует. При этом под организованным рынком следует понимать общую торговую среду, в которой существуют различные по своей форме и степени институционализации системы заключения сделок с финансовыми инструментами в соответствии с выработанными участниками таких систем или установленными государством правилами. Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. Кроме того, потребуется установить единые базовые требования к техническому обеспечению как бирж, так и иных внебиржевых торговых систем. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере ФР должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

     Это позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, будет способствовать расширению круга  финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке, а также признанию рыночными цен на большое количество финансовых инструментов.

Информация о работе Финансовый рынок: понятие и сущность