Финансовый рынок: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 23:19, курсовая работа

Описание

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи и государственные учреждения. Роль рынка в экономике можно определить такими моментами: способствованием рациональному распределению ресурсов, влиянием на объем и структуру производства, оздоровлением экономики, освобождением от убыточных неконкурентоспособных предприятий. Рынок подразделяется на рынок продовольственных и промышленных товаров, рынок услуг, рынок жилой площади, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инноваций, рынок духовного и интеллектуального продукта, рынок денег, рынок валюты, рынок ценных бумаг (финансовый рынок или рынок ссудных капиталов)

Содержание

Введение
1. Финансовый рынок: понятие, характеристика
1.1.Сущность, функции и классификация финансового рынка
1.2. Структура финансового рынка РФ и операции, проводимые на нем
1.3.Государственное регулирование финансового рынка
2. Современное и прогнозируемое состояние финансового рынка РФ
2.1.Особенности современного финансового рынка РФ
2.2. Развитие финансового рынка РФ на современном этапе
2.2. Прогнозируемое состояние финансового рынка РФ в 2009 году
3.Проблемы и перспективы развития финансового рынка РФ
3.1. Проблемы развития финансового рынка РФ в условиях мирового кризиса
3.2. Повышение емкости и прозрачности финансового рынка
3.3. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры финансового рынка
3.4. Совершенствование правового регулирования финансового рынка
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

сводный.docx

— 106.72 Кб (Скачать документ)

     В то же время представляется необходимым  сохранить значение бирж как основного  центра сосредоточения ликвидности, способного конкурировать в мировом масштабе не только с иностранными биржами, но и служить фундаментом конкурентоспособности  всего российского организованного  рынка. Для этого предлагается, с  одной стороны, предъявлять к  деятельности бирж более высокие  требования по сравнению с иными  торговыми системами, а с другой стороны, закрепить за биржами ряд преференций.

     Так, в отношении бирж следует установить более высокие требования по допуску  финансовых инструментов к торгам и обеспечению исполнения сделок, совершенных на биржевых торгах, а также требования пруденциального надзора. При этом необходимо закрепить исключительно за биржами осуществление листинга финансовых инструментов и допуск ценных бумаг к торгам без осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в предусмотренных законами случаях. Надлежит расширить полномочия бирж по раскрытию информации о ценных бумагах и об их эмитентах, контролю за уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены на биржу, и допуску ценных бумаг к обращению.

     Расширению  подлежат также полномочия бирж по контролю за манипулированием ценами и сделками на основе инсайдерской информации.

     Одновременно  предполагается усилить административную и уголовную ответственность лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, а также за ненадлежащее исполнение биржами соответствующих полномочий. На законодательном уровне на федеральный орган исполнительной власти в сфере ФР следует возложить полномочия, связанные с согласованием назначения на должность, а также отстранения от должности лиц, входящих в состав исполнительных органов бирж, в случае нарушения биржей требований законодательства РФ.

     Клиринг, расчеты и учетная система  могут быть объединены вокруг биржи, являющейся ядром организованного рынка. Одной из приемлемых моделей консолидации биржевой инфраструктуры может стать вертикально-интегрированная модель холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов. В рамках такого холдинга возможны объединение локальных торговых площадок, в том числе специализирующихся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетных депозитариев, клиринговых организаций, а также унификация с учетом установленных государством единых требований электронных стандартов обмена данными, заключения сделок и расчетов. Предложенная модель способна сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского ФР необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.

     3.3.2. Совершенствование  клиринговых процедур  и расчетов

     Одной из основных причин недостаточной капитализации  финансового рынка является несовершенство клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом и товарном рынках, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы.

     С этой целью приоритетной задачей  является создание правовых условий  эффективного функционирования института центрального контрагента и правовых условий повышения эффективности клиринга.

     Создание  правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента включает:

  • формирование правового механизма возникновения, изменения и прекращения обязательств центрального контрагента;
  • устранение налоговых проблем, возникающих у центрального контрагента, а также закрепление в налоговом законодательстве РФ статуса центрального контрагента как технической стороны, не имеющей экономического интереса по соответствующим сделкам;
  • создание механизмов для завершения центральным контрагентом расчетов по сделкам в случае нарушения обязательств перед ним, в частности использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на ФР или иных механизмов.

     Создание  правовых условий повышения эффективности  клиринга включает:

  1. обеспечение завершения расчетов по обязательствам, возникшим в результате клиринга (исключение возможности наложения ареста и обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для исполнения обязательств по результатам клиринга, исполнение обязательств, определенных по результатам клиринга до момента открытия конкурсного производства в отношении участника клиринга и др.);
  2. установление правовых оснований изменения и прекращения обязательств в связи с проведением неттинга, в том числе в случае осуществления процедуры неттинга без участия центрального контрагента, а также порядка исполнения обязательств, возникших в результате проведения неттинга;
  3. закрепление правового статуса клирингового счета;
  4. легитимация создания и использования клиринговой организацией гарантийных фондов и иного обеспечения исполнения обязательств, определенных по результатам клиринга;
  5. разработка и внедрение действенных механизмов минимизации рисков в процессе деятельности клиринговой организации (установление требований, соблюдение которых обязательно при осуществлении клиринговой деятельности, лицензирование клиринговой деятельности;
  6. создание правовых механизмов предоставления ценных бумаг и денег для завершения расчетов (заем, сделки РЕПО), в том числе предоставление возможности депозитариям совершать указанные операции с ценными бумагами, учет прав на которые осуществляет депозитарий.

     3.3.3.Развитие учетных институтов

     Основной  задачей развития учетных институтов является снижение рисков, связанных  с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам).

     Необходимо  принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных  институтов. В частности, наряду с  увеличением требований к их собственным  средствам следует расширить практику страхования рисков профессиональной ответственности, ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности, включая применение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями ценных бумаг, при сокращении до необходимого минимума количественных требований.

     Требуется предпринять шаги, связанные с  повышением прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев, исключением  их участия в корпоративных конфликтах, особенно в пользу своих акционеров, а также обеспечением стимулирования их перехода на электронный документооборот между собой, с клиентами и федеральным органом исполнительной власти в сфере ФР путем корректировки лицензионных требований и условий.

     Дальнейшее  развитие финансового рынка невозможно без завершения создания на организованном финансовом рынке централизованной системы хранения или учета прав на ценные бумаги, центром которой являются расчетные депозитарии, выполняющие функции, аналогичные функциям центральных депозитариев.

     Прежде  всего, необходимо усовершенствовать взаимодействие между расчетными депозитариями. Указанные депозитарии обязаны иметь корреспондентские отношения друг с другом. Это даст возможность инвесторам, осуществляющим торговлю на различных торговых площадках, оперативно переводить ценные бумаги из одного депозитария в другой, не прибегая к услугам регистраторов, что позволит сконцентрировать расчеты по торговым операциям в рамках расчетных депозитариев и снизить издержки инвесторов. Расчетные депозитарии должны стать надежными проводниками информации о корпоративных действиях, а также обеспечивать реализацию инвесторами их прав.

     Надлежит  урегулировать вопросы ответственности  регистраторов и депозитариев при  несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца, ответственности  за нарушение прав лиц, зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также порядок взаимодействия регистратора с номинальными держателями и номинальных держателей между собой.

     Необходимо  создать правовые условия, касающиеся предоставления депозитариям права  распоряжаться ценными бумагами, учет прав на которые они осуществляют, в порядке и в случаях, установленных  законом и депозитарным договором, при условии согласия депонентов.

     Кроме того, следует предусмотреть ежедневную сверку ценных бумаг, права на которые учитываются депозитарием на счетах депо, с ценными бумагами, учтенными на счетах номинального держателя, открытых депозитарию в реестрах владельцев ценных бумаг (в других депозитариях).

     В целях сокращения издержек, связанных  с доступом иностранных инвесторов на российский организованный ФР, необходимо установить случаи и условия открытия иностранным лицам счетов, на которых могут учитываться ценные бумаги в интересах других лиц, а также установить специальный режим таких счетов. При этом надлежит создать механизмы, обеспечивающие соблюдение лицами, которым открыты такие счета, требований законодательства Российской Федерации и ликвидацию последствий нарушения таких требований.

     3.4. Совершенствование  правового регулирования  финансового рынка

     3.4.1. Унификация принципов  и стандартов деятельности  участников ФР

     ФР  становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования. В этих условиях актуальными являются задачи по обеспечению унификации требований и стандартов деятельности на ФР, а также консолидации соответствующих государственных функций.

     В целях реализации этих задач необходимо:

  • унифицировать требования к доверительному управлению ценными бумагами, а также порядку осуществления государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • унифицировать подходы к регулированию рисков на ФР в соответствии с основными принципами эффективного банковского надзора, определенными Базельским комитетом по банковскому надзору;
  • объединить регулирование близких по роду деятельности финансовых институтов.

     Необходимо  решить вопрос о переходе от принципов  отраслевого (функционального) регулирования  ФР к принципам государственного регулирования рисков, возникающих на ФР (рисков финансовой устойчивости, недобросовестной деятельности и нарушения прав инвесторов и участников рынка).

     3.4.2. Развитие системы пруденциального надзора

     Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать  нарушения на рынке ценных бумаг. Следует предусмотреть несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками ФР внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства РФ, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

     На  законодательном уровне следует  обеспечить независимость служб  внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также ввести требования к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников ФР определять лицо, ответственное за организацию управления указанными рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. При этом для специалистов по управлению рисками внутри организации устанавливаются соответствующие квалификационные требования.

     Также в надзорных целях потребуется:

  1. предусмотреть возможность введения в организациях - профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации;
  2. принять меры по гармонизации методов и правил надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора;
  3. ввести единые для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, при одновременной модернизации правил ведения бухгалтерского учета в финансовых организациях и их унификации;
  4. пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств с целью их приближения к международным стандартам;
  5. развивать требования к достаточности капитала, а также его адекватности финансовым рискам организации;
  6. внедрить передовые методики оценки рисков, используя принятые в мире модели, включая рейтинговые оценки, а также применение цифровых показателей, отражающих операционный риск;
  7. создать условия для скорейшего перехода на предоставление всеми участниками ФР отчетности в электронном виде, установить требования к программному обеспечению, используемому участниками ФР.
  8. При развитии надзорных требований будет применяться принцип пропорциональности осуществления пруденциального надзора, заключающийся в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций и рисков, присущих этим операциям. Также при внедрении системы пруденциального надзора, ориентированного на оценку рисков, должна быть предусмотрена возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников ФР или их активов.

Информация о работе Финансовый рынок: понятие и сущность