Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ИНСТИТУТ 
ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное регулирование

финансовой  и банковской деятельности

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2003.

 

Содержание:

1

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3

Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6

Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9

Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью административных инструментов 12

Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17

Тема 6. Доходы государственного бюджета 22

Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24

Тема 8. Государственное стимулирование развития 26

Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29

Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32

Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33

Тема 12. Управление государственным долгом 35

Список использованной литературы: 38

 

 

 

Тема 1. Роль государственного регулирования  финансовой системы

 

  1. Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?

1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие  двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет  в том, что смешанная экономика  представляет собой не какое-то хаотическое  нагромождение на практике и эклектичное  соединение в теории сугубо “капиталистических”  и “социалистических” форм, а предстает  в виде диалектического единства форм собственности и способов ведения  хозяйства, выдержавших проверку мировой  практикой на конкурентоспособность.

 Другими  словами, смешанная экономика  представляет собой объективно  обусловленный и исторически  закономерный этап эволюции рыночных  отношений, характеризующийся конкуренцией  цивилизованных форм собственности  и хозяйствования, высокой эффективностью  экономики и соответствующей  социальной защищенностью людей.

Характерным примером смешанной системы является «шведская модель», в которой  государству отводится большая  роль в регулировании социальных вопросов, но в то же время распространены частная собственность, конкуренция.

 

  1. Как Вы полагаете, насколько государственное регулирование способно компенсировать неэффективность рыночного механизма, или же оно порождает новые либо усугубляет старые проблемы?

Государство играет важную роль в регулировании  экономики и если рыночный механизм неэффективен, государственное вмешательство  может путем некоторых нормативно-властных предписаний «вылечить» этот механизм.

 Отношение  к государственному вмешательству  в рыночную экономику было  различным на разных этапах  ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием  рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать  государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А Смита, которых  относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу  проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. В Англии, Франции, и, тем более, в России очень болезненно на начальных этапах установления рыночных отношений определялась та тонкая грань, которая допускает государственное вмешательство в экономику. Мы еще эту грань не нашли.

 

  1. Экономисты ограничивают пределы государственного регулирования экономики минимально необходимыми и максимально допустимыми границами. Какие из перечисленных низке сфер государственной деятельности Вы отнесли бы к первым, а какие -ко вторым:

 

  • законодательно-правовое регулирование;
  • охрана окружающей среды;
  • обеспечение нормального денежно-кредитного обращения;
  • внешнеторговая политика;
  • налогообложение иностранных предпринимателей;

 

  • строительство железнодорожных магистралей;
  • финансирование фундаментальных научных исследований? Объясните, почему.

Роль государства должна быть максимальной в следующих сферах: Законодательно правовое регулирование; охрана окружающей среды; обеспечение  нормального кредитно-денежного  обращения; финансирование фундаментальных  научных исследований.

Минимально  допустимое вмешательство государства  – внешнеторговая политика, налогообложение  иностранных предпринимателей, строительство  железных дорог.

Минимальная граница подвижна , на нее влияют текущее состояние экономики , уровень жизни в стране , определяющий потребительские стереотипы , модель регулирования экономики. Большую роль здесь играет понимание людьми понятия достойная жизнь и его критериев .

Максимально допустимая граница , через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики , -- одна из самых трудных проблем в современном рыночном хозяйстве , -- далека от удовлетворительного решения. Вот некоторые положения , очерчивающие верхний предел :

  1. размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства , его бюджетом . Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции , то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов.
  2. размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства . Выполняя свои обязательства перед населением , государство должно действовать предельно осторожно , не допуская чрезмерного налогообложения , снижающего эффективность экономики .

Более того , когда непомерные социальные расходы  влекут за собой повышение уровня налогообложения , то возникает макроэкономический эффект , связанный с дефицитом сбережений . Нарушается макроэкономическое равновесие инвестиций и сбережений на товарных рынках , ограничиваются возможности расширения производства .

  1. при определении объемов и сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты , которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например , при помощи безработным следует установить такой объем пособий и сроки выплат , чтобы не ослабить у них стремления к поиску рабочих мест ).

 

4. Может  ли неэффективность государственного  регулирования экономики быть  аргументом в пользу его полного  запрещения? Ш Литература: 9, 11, 12.

Нет, не может. Рынок нуждается в определенном властном регуляторе, который выполняет  корректирующие и сдерживающие функции.

 

Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования

 

  1. Большинство стран осуществляет планирование экономической деятельности. Каким образом определяются приоритеты, соответствующие национальным интересам? Как государство может добиться от частного сектора выполнения намеченных целей?

 При плановой экономике государство добивается выполнение поставленных задач императивными методами. Это делается путем неоспоримых приказов, указов, распоряжений, постановлений, которые выносят государственные структуры и должностные лица. При плановой экономике все держится на командном методе, что порождает очень большой бюрократический аппарат.

Главным приоритетом при плановой экономике являются не частные интересы (как при рыночной), а интересы государства (потом общества, а только потом – частные интересы, если они вообще есть…).  Основным национальным приоритетом является национальная безопасность и военная мощь, поэтому при плановой экономике очень много средств затрачивается на укрепление боеспособности страны.

 

  1. Равнозначны ли, на Ваш взгляд, понятия государственное регулирование и государственная политика? Аргументируйте свой ответ.

Государственное регулирование –  это степень вмешательства государства  в экономику страны, а государственная  политика – это понятие шире и  подразумевает в себе направленность государственной  деятельности  в различных сферах, в том числе  и в экономической. Таким образом, государственное регулирование  реализуется через государственную  экономическую политику.

 

  1. Государственное регулирование реализуется через экономическую политику, а последняя - отражает интересы не всех граждан,а лишь тех групп интересов, которые обладают наибольшим влиянием в выборных органах власти или способны их активно лоббировать. Как бы Вы охарактеризовали с этой точки зрения особенности государственного регулирования в Российской Федерации?

 Государственное регулирование экономики в России направлено на обеспечение экономических интересов всех граждан, т.к. экономическая политика государства, отражая интересы определенных лоббирующих групп, тем самым отражает интересы народа – ведь эти группы были избраны самим народом и отражают их интересы.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности