Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

 

 

Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования

1. Как Вы считаете, какие цели преследует государство, предпринимая подобные шаги? Как их можно оценить с точки зрения повышения регулирующей роли государства в финансово-бюджетнойсфере?

1. Я считаю, что такой шаг государство предпринимает с целью увеличить доходы бюджета. Эта мера увеличивает регулирующую роль государства в бюджетной сферы, т.к. предполагает контроль и оценку со стороны государственных структур зарегистрированного имущества граждан.

 

2. В программах вывода российской экономики из кризиса пред 
лагалось для пополнения доходов центрального бюджета два проти 
воположных решения: введение единой ставки подоходного налога 
в 20% и сохранение прогрессивной шкалы налогообложения. Какие 
Вы можете привести доводы в пользу первого предложения, а какие - 
в пользу второго? В чем заключаются их эффективность и справед 
ливость? При каких обстоятельствах возрастание прогрессивности 
налоговой шкалы увеличит степень неравенства до уплаты налога?

 Введение единой ставки подоходного налога в 20% позволит бюджету получать поступления по уровню доходов налогоплательщиков.  В последние  два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога.  Многие российские экономисты полагают, что для  “справедливой”  налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Возрастание прогрессивности налоговой шкалы увеличит неравенство только в тех случаях, когда прогрессивные ставки налога будут искусственно завышены. Ведь при единой ставке подоходного налога государство получает итак более значимую сумму с доходов более богатых лиц, а когда ставка еще и сильно завышается  - доходы богатых лиц, я считаю, терпят неравенство по объемам уплаты налогов.

Переход от  нормативов отчислений от прибыли  в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны.  Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

А фиксированный  размер ставок и их относительная  стабильность способствует развитию предпринимательской  деятельности, так как облегчают  прогнозирование ее результатов.

Налоги  органически вписываются в формируемую  в нашей стране систему экономических  отношений,  основанную  на действии, прежде всего закона стоимости.  При разумных ставках, налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Однако  одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени.

 

  1. Для финансирования насущной реконструкции автомагистралей правительство ищет источники поступлений и выбирает между повышением платы за получение водительских прав, налогом на индивидуальные транспортные средства, введением акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки. Какие из этих налогов окажут наименее искажающее воздействие на располагаемые личные доходы и экономическое положение предприятий?

Существуют три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

    • пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
    • регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
    • прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный  налог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются, фактически, регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

 

Наименее искажающее воздействие  окажут источники финансирования насущной реконструкции автомагистралей  из кармана автовладельцев – повышение  платы за получение водительских прав и налогом на индивидуальные транспортные средства. Если государство  начнет финансировать строительство  автомагистралей путем введения акцизов на табачные изделия и  алкогольные напитки (т.е. продукты, пользующиеся большим спросом среди  населения), то это вызовет повышение  стоимости этой продукции, что ударит по карманам населения и экономическому положению предприятий.

 

  1. Потребление в различное время можно интерпретировать как потребление различных товаров в одно и то же время. Какие выводы следует из этого предположения относительно оптимального налогообложения процентных доходов? (Вспомните различия между сегодняшней и будущей стоимостью.)

Я считаю, что  для оптимального налогообложения  процентных доходов должен учитываться  текущий доход, а именно из него вычисляться  оптимальная налоговая ставка.

 

Тема 8. Государственное  стимулирование развития

/. Сторонники ускоренной амортизации и налоговых скидок признают, что в наибольшей мере они благоприятствуют развитию тяжелой промышленности, что это благотворно сказывается и на других отраслях. Противники ускоренной амортизации утверждают, что это усиливает несостоятельность рынка. Какие иные способы субсидирования тяжелой промышленности можно предложить? Каковы их долгосрочные последствия?

Особое место  среди средств государственного регулирования экономики , осуществляемого  при помощи налогов , занимает ускоренное амортизационное списание основного  капитала и связанные с ним  образование и реализация скрытых  резервов , осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов .

Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных изменений в экономике и  важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл , занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно - Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин , оборудования , зданий и сооружений от калькулируемого в издержках  производства переноса стоимости на производимые товары и услуги . Изменяя ставки и порядок амортизационного списания , государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли , которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных  списаний по видам вещественных носителей  основного капитала ( станки , оборудования , транспортные средства , очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов .

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше использовать эти средства нельзя , а лежать без дела они тоже не могут). Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме капиталовложений в 1985 году составлял 72%

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений , независимо от состояния конъюнктуры , еще ряд последствий .

Во - первых , дополнительное сокращение доли налогов  в прибыли за счет того , что по мере  уменьшения балансовой прибыли  ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается . Например , при сокращении балансовой прибыли (но не действительной , частично укрытой в амортизационном фонде ) в 3 раза , налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза .

Во - вторых , разница между балансовой стоимостью основного капитала и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации (например , продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается , как правило , льготный налог , а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так же как и амортизационный фонд , использовать только для финансирования капиталовложений .

Варьирование  норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики , а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов , для финансирования природоохранных мероприятий . Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает . Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет . Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности .

 

  1. Ведет ли к автоматическому увеличению капиталовложений политика, стимулирующая частные сбережения? Если правительство намерено стимулировать капиталовложения в обрабатывающую промышленность, то какую политику оно, скорее всего, будет проводить? Какие альтернативные решения Вы можете назвать?

Можно сделать низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство  стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления ,с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

Если  смотреть со стороны “экономики  предложения” , то нужно сделать  упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности , можно прибегнуть к  снижению налогов как к средству ,стимулирующему  сбережения и капиталовложения ,поощряющему трудовые усилия и предпринимательский  риск. Например ,снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи  от сбережений. Аналогичным образом ,если облагать подоходным налогом суммы ,идущие на  выплаты  по  процентам ,это приведет  к  ограничению потребления и  стимулированию сбережений. Некоторые  экономисты выступают за введение единого  налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного  подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении  потребления и стимулировании сбережений. В  отношении 

капиталовложений  эти экономисты обычно предлагают уменьшить  или отменить налог  на прибыли  корпораций ,в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику ,посредством  которой  правительство взяло  бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения  экономического роста. Правительство  могло бы принять меры ,ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низкопроизводительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы  на фундаментальные  исследования  и разработки ,стимулируя технический  прогресс.

 

4В результате лизинга ряд  фирм, имеющих большие прибыли,  не платят налоги. Почему это  стало возможным? Какими могут  быть последствия для экономической  эффективности? 

 В результате лизинга ряд фирм не платит налоги, так как первое время финансовая аренда не облагается налогом. Это делается для возможности предприятия нарастить свои производственные мощности и в дальнейшем обеспечивать стабильные платежи в бюджет. Лизинг выгоден потому, что арендные платежи как форма операционных расходов полностью изъяты из налогообложения. Это позволяет лизингополучателю платить за использование оборудование из текущего, свободного от налогов дохода за счет включения платежей по аренде в себестоимость. Особенно выгоден лизинг, если при покупке оборудования получатель лишается возможности в полном объеме воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом или ускоренной амортизацией. В случае полной уплаты налогов лизинг менее привлекателен, чем покупка.

Тема 9. Государственное  регулирование обменного курса  национальной валюты

 

1. Объясните, как, при прочих  равных условиях, могли бы повлиять на реальный обменный курс национальной валюты к иностранным валютам следующие изменения:

  • уровень государственных расходов не меняется, а граждане данной страны решают покупать больше национальных товаров;
  • иностранные субъекты перемещают спрос с местных товаров на экспортируемые своей страной товары.

1. Если граждане страны решают покупать больше национальных товаров, они тем самым стимулируют развитие отечественного производства, что само по себе укрепляет положение национальной валюты. Если иностранные субъекты перемещают спрос на экспортируемые своей страной товары, то они косвенно проводят политику укрепления иностранной валюты в этой стране, т.к. привязывают потребление к иностранным товарам, подавляя развитие национального производства.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности