Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в  распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства  объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

  1. Как взаимодействуют центральный и местные бюджеты? Что такое бюджетный федерализм? Каковы эффективные границы бюджетной самостоятельности мест?

Центральный бюджет является донором для местного бюджета, но в то же время местным бюджетам предоставляется довольно большая  свобода самонаполнения.

Развитие  демократических принципов в  государственном устройстве и управлении, происходящее в последние годы в  России, сделало обязательным компонентом  системы государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и  роль местных бюджетов. Величина местных  финансов растет во многих странах: они  становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь  же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое распределение  доходов и расходов между бюджетами  различных уровней?  Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности бюджетной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного  государства является соответствие базовых направлений экономической  политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях  правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных  расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов  федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными  тенденциями и стремлением к  централизации в условиях глубокого  кризиса. Тем не менее именно в  становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах  бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в  России истинно рыночного бюджетного устройства.

Важной  проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр  сложившихся отношений между  бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой  бюджетной системой, для России чрезвычайно  актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах  бюджетного федерализма, под которым  понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

 

  • Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);
  • Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
  • Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
  • Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и  управления, достижение взаимосогласованных  решений по вопросам налогово-бюджетной  политики.

 

  1. Внебюджетные фонды формируются за счет специальных отчислений и взносов. Ограничивает или дополняет доходы государственного бюджета их существование? Как Вы определите функции внебюджетных фондов?

 Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики  и расширение социальных услуг населения.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных фондов.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа .

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Таким образом, внебюджетные фонды  не дополняют доходы государственного бюджета, но покрывают часть расходов бюджета.

 

  1. Какое воздействие оказывает профицит государственного бюджета на массу денег и объем долга? А дефицит?

При профиците  государственного бюджета возникает  положительное сальдо бюджета, которое  используется для погашения государственного долга, а также для финансирования наиболее значимых отраслей. Бюджетный дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов. Бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование

Дефицит бюджета увеличивает объем  государственного долга и провоцирует  денежную эмиссию.

 

Тема 6. Доходы государственного бюджета

1. В большинстве современных стран значительную часть 
доходов государственного бюджета образуют налоговые доходы. 
Какие с этой точки зрения предпочтительнее налоги: подоходные 
или нетоварные; акцизы или паушальные? Проанализируйте разли 
чия в последствиях преобладания налогов на доходы и налогов на рас 
ходы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов  бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

 

  1. Предположим, что Правительство уменьшает ставки подоходного налога. Покажите, какое воздействие окажет эта мера на состояние экономики на микро- и макроуровнях, если она будет осуществляться: а) с помощью денежно-кредитной политики, чтобы ставки процента остались неизменными; б) через поддержание неизменным объема денежной массы. Объясните различия.

 Если  Правительство начнет уменьшать  ставки подоходного налога с  помощью  денежно-кредитной политики, то на микро-уровне улучшиться  благосостояние населения, но  это может негативно сказаться  на макроуровне.  Если государство  будет регулировать ставку подоходного  налога путем поддержания неизменного  объема денежной массы, то на  макроуровне не произойдет видимых  изменений, ситуация будет стабильной.

 

  1. С 60-х годов во многих странах правительства увеличивали государственные расходы, а дефицит государственного бюджета финансировался за счет увеличения государственного долга. Прокомментируйте основные последствия такой тактики для частных капиталовложений и экономического роста в кратко- и долгосрочном периодах.

Такая политика очень негативно скажется на развитии государства.  Государственный долг – это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во – первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений Государственный долг – это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во – первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности