Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

 

  1. Экономисты заметили, что когда объявленное Центральным банком увеличение предложения денег больше ожидаемого, на рынке происходит рост номинальных процентных ставок; когда объявленное увеличение предложения денег меньше ожидаемого — номинальные процентные ставки падают. Как Вы можете объяснить это явление? (Используйте для ответа знания о действии «эффекта Фишера» и положения концепции рациональных ожиданий).

2.  Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.

Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция  получила лишь в 70-с гг. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название «новая классическая экономика» (не путать с неоклассической теорией).

Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические  агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.

Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и  факторов производства являются высококонкурентными  и поэтому ставки заработной платы  и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения  в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные  цены быстро приспосабливаются к  изменениям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются.

Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников  факторов производства сводит на нет  результаты дискретной стабилизационной политики. Например, в целях стимулирования производства и увеличения занятости центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную ставку. В результате увеличение совокупных расходов, стимулируемое политикой дешевых  денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.

Однако экономические агенты могут  принимать и неверные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Например, производители могут воспринимать общий рост цен за рост спроса на конкретный товар и увеличить предложение товара. Поскольку эта ошибка принимает повсеместный характер, через какой-то период времени совокупное предложение оказывается выше совокупного спроса. По мере того как это становится очевидным фактом, производство начинает сокращаться.

Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, влияющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъектами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

Не отрицая необходимости участия  государства в экономических процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политического мышления.

 

 

  1. Страна вводит дополнительную пошлину на импорт. Как изменит эта мера долгосрочный реальный обменный курс между национальной и иностранной валютой? Какое воздействие оказывается на долгосрочный номинальный валютный курс?

3. Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Всегда  имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность  понести убытки.  Постоянные изменения  валютных курсов, происходящие на внешних  валютных рынках, порождают серьезный  элемент риска, который может  оттолкнуть фирмы от участия в  международных соглашений по купле  или продаже.

Валютный  риск не возникает там, где платежи  поступления осуществляются в одной  валюте, поскольку платежи в этой валюте могут выполнены из посткплений  наличными в той же валюте. 

Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например для США это олово, кофе и бананы). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

 

4. Предположим, в стране действует система гибких цен. Какие 
действия правительства могут вызвать одновременные рост номинальной процентной ставки в стране и повышение обменного курса 
ее валюты?

4. Процентные ставки — это ставки процентов, которые инвестор будет получать, вложив свои деньги либо в своей стране, либо за рубежом. Эти инвестиции могут осуществляться в виде депозитных счетов в банке, депозитных сертификатов, облигаций акций и т.п, а также в виде казначейских векселей. 

Предположим, что выпущены британские казначейские векселя с процентной ставкой  в 11% годовых и казначейские векселя  США с процентной ставкой в 9% годовых. Разница между процентными ставками в 2%  в пользу Великобритании привлечет  иностранных инвесторов к покупке  британских казначейских векселей.

Для этого им придется покупать фунты  стерлингов в обмен на другие валюты. Повышение спроса на фунты стерлингов может поднять их текущую обменную стоимость.  На форвардных валютных курсах также отразится разница  между процентными ставками этих валют

 

 

Тема 10. Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности

1. Правительство принимает решение о защите национальных 
производителей зерна и вводит дополнительную импортную пошлину 
в размере 5 экю за тонну импортной пшеницы. Попытайтесь опре 
делить, как эта мера повлияет:

  • на цену пшеницы в данной стране и стране-экспортере;
  • на объем спроса на пшеницу в обеих странах;
  • на объем двухсторонней торговли;
  • на благосостояние отечественных производителей пшеницы;
  • на благосостояние граждан страны-импортера и страны в целом;
  • на изменения в условиях торговли;
  • на эффективность экономики страны.

1. а) Цены на пшеницу вырастут в этих странах, т.к. страна-экспортер, уплачивая более высокую пошлину за пшеницу, будет продавать ее по более высокой цене, а страна-импортер, покупая пошлину по более высокой цене, будет реализовывать ее по повышенной цене. б) Спрос на пшеницу в стране экспортере уменьшится, т.к. из-за пошлины меньшие объемы пшеницы будет продаваться за границу, а в стране-импортере увеличиться, т.к. меньший объем иностранной пшеницы поступит в страну. В) Объемы двусторонней торговли сократятся. Г) Благосостояние отечественных производителей пшеницы вырастит из-за повышения спроса на пшеницу. Д) Благосостояние граждан страны-импортера уменьшится, т.к. будут повышены цены на хлеб, а страны в целом – увеличиться, т.к. больше денежных поступлений будут приносить налоги отечественных производителей хлеба. Ж) эффективность экономики страны в целом улучшится, в первую очередь из-за развития отечественного производства.

 

2. Какие положения в принципе могут стать важными 
аргументами в пользу импортных пошлин и экспортных субсидий, 
а какие — нет:

  • чем больше нефти импортирует страна, тем больше вырастет цена на нее в случае возможного будущего «нефтяного голода»;
  • растущий экспорт фруктов из стран, расположенных в южном полушарии, в страны, расположенные в северном полушарии, приводит к падению цен на эти товары, бывшие в прошлом предметами роскоши;
  • экспорт продукции американских фермеров прямо не означает увеличения доходов самих фермеров, но он может привести к росту доходов тех, кто поставляет товары и услуги фермерам;
  • реальная цена древесины упала, поэтому тысячи рабочих деревообрабатывающей промышленности вынуждены искать другую работу ?

2.  а) конечно, ели страна зависит от импортной нефти, на нее сильно вырастит цена в случае нефтяного голода. Необходимо убрать импортные пошлины, чтобы страны-экспортеры были заинтересованы в рынке сбыта. Б) Здесь будет уместно ввести импортные пошлины. В) возможно следует прибегнуть к экспортным субсидиям для расширения рынка сбыта продукции фермеров. г) цена на древесину упала из-за перенасыщения рынка этим продуктом. Поэтому государству следует наладить экспорт этой продукции, чтобы повысить спрос на внутреннем рынке и получить доход от продажи за границу.

 

Тема 11. Государственное регулирование  платежного баланса

 

1. Принято считать, что для уменьшения дефицита баланса 
текущих операций страна должна увеличить частные сбережения, 
уменьшить внутренние инвестиции или сократить бюджетный 
дефицит. Почему критики рекомендуют с этой же целью вводить 
ограничения на импорт? Каким образом более высокие импортные 
барьеры могут повлиять на частные сбережения, внутренние инве 
стиции и бюджетный дефицит страны? Приведет ли ограничение 
импорта непременно к сокращению дефицита баланса текущих 
операций?

1. Ограничения на импорт вводится государством для стимулирования отечественного производства, что со временем поможет сократить бюджетный дефицит. Высокие импортные барьеры помогут отечественному потребителю тратить деньги на отечественный товар, тем самым поддерживая национальную экономику.

 

2. Назовите причины возможной озабоченности правительства 
большим дефицитом или большим положительным сальдо баланса 
текущих операций? По каким причинам правительство может 
волновать состояние платежного баланса страны?

2. Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей .  Балансовый счет международных операций  представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве  На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям  обозначать как платежи и поступления.

В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему  сведения  о движении потоков  ценностей между странами, составляется баланс международных активов и  пассивов страны, отражающий ее международное  финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой  ступени  интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости  полученных и предоставленных страной кредитов,  инвестиций , других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны  и те, и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны.

С бухгалтерской  точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его  основным разделам либо имеет место  активное сальдо , если поступления  превышают платежи , либо пассивное - если платежи превышают поступления.

 

Правительство может волновать состояние платежного баланса, вызванное Циклическими  колебаними экономики. В платежных  балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной  активности в стране, так как от состояния внутренней экономики  зависят ее внешнеэкономические  операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических  циклических процессов из одной  страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров  сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует  на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается  кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности  современного экономического цикла  его колебания влияют на платежный  баланс зачастую косвенно. Мировые  экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных  балансов то одних, то других стран. Актуален также рост заграничных государственных  расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные  расходы, которые преследуют разнообразные  экономические и политические цели.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности