Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

 

2. Какие виды административных методов регулирования 
Вы знаете? Как они действуют? Почему оправдано использование 
административных регуляторов в рыночной экономике? Каковы 
границы применения административных методов?

 При использовании административных средств, такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение обьема производства - главная цель . Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального стимула или опасностью финансового  ущерба . Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета , разрешения и принуждения .

Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах . Их сфера  действия ограничивается в основном  охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  относительно слабо защищенных слоев населения . Однако в критических ситуациях их роль возрастает , например , во время войны , критического положения в экономике .

Вместе с  тем административные меры , подавляя индивидуальную экономическую свободу , вполне оправданы , если они используются в тех случаях , когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается  тяжелыми потерями для других субъектов  и всего рыночного хозяйства  в целом . Существуют области , где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму .

Для того, чтобы централизация оправдывала  возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства  государства в экономику. Прежде всего важно различать две  основные формы: прямое вмешательство  через приобретение государством собственности  на средства производства, законотворчества и управление производственными  предприятиями и косвенное вмешательство  с помощью различных мер экономической  политики.

Теперь  рассмотрим способы вмешательства  государства в экономические  процессы . Существуют два способа  вмешательства: прямое и косвенное .

Прямое  вмешательство.

К прямому  вмешательству относятся следующие  меры : развитие и регулирование  государственного сектора экономики (а также долевое участие государства  в различных акционерных обществах) , кредитование или льготное налогообложение  коммерческих структур через ЦБР , принятие регулирующих актов. Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей .

Косвенное вмешательство.

К мерам  косвенного вмешательства государства  в экономику можно отнести  стимулирование инвестиций , обеспечение  нормального уровня занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта , поддержание  цен на жизненно важные продукты.

 

3. Покажите, как влияют на объем денежной массы при задан 
ной величине денежной базы: а) увеличение норматива «наличность- 
депозиты»; б) увеличение норматива «резервы-депозиты»?

Важнейшим количественным показателем денежного обращения  является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных  и платежных средств, обслуживающих  хозяйственный оборот и принадлежащих  частным лицам, предприятиям и государству.

Для анализа  количественных изменений денежного  обращения на определенную дату и  за определенный период, а также  для разработки мероприятий по регулированию  темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

В финансовой статистике промышленно развитых стран  для определения денежной массы  применяется следующий набор  основных денежных агрегатов:

агрегат М-1 - включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих  банковских счетах;

агрегат М-2 - состоит из агрегата М-1 плюс срочные  и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных  учреждениях;

агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США  для определения денежной массы  используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три. в Англии и Франции - два.

Анализ  структуры и динамики денежной массы  имеет важное значение при выработке  центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.

Для расчета  совокупной денежной массы в обращении  в Российской Федерации предусмотрены  следующие денежные агрегаты:

агрегат М-0 - наличные деньги;

агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные  текущие и прочие счета (расчетные  счета, специальные счета, счета  капитальных вложений, аккредитивы  и чековые счета, счета местных  бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного  кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования  в Сбербанке;

агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные  вклады в Сбербанке;

агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных  займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно  подойти к анализу состояния  денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы  денег в обращении, так и ускорения  их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в  качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета  используются косвенные данные.

В промышленно  развитых странах в основном исчисляются  два показателя скорости роста оборота  денег:

показатель  скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального  продукта (ВНП) или национального  дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

показатель  оборачиваемости денег в платежном  обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

В РФ в  практике статистической работы в зависимости  от полноты охвата оборота наличных денег различают: во- первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение  суммы поступлений денег в  кассы банка к среднегодовой  массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления  суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и  учреждений Сбербанка, на среднегодовую  массу денег в обращении.

Изменение скорости обращения денег зависит  от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста. движения цен), так  и чисто монетарных (структуры  платежного оборота, развития кредитных  операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке  и т.д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств  денежных расчетов.

При обесценении  денег потребители увеличивают  покупки товаров для того чтобы  оградить себя от падения покупательной  способности денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения  денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

 

 

4. Многие экономисты полагают, что Центральный банк 
должен осуществлять нормирование кредитов. Как установление 
этого количественного показателя будет влиять на ставку процен 
та, денежное предложение и скорость обращения денег?

При нормировании Центральным Банком кредитов, наиболее точную картину, отражающую стоимость  кредита, дает норма процента, или  процентная ставка. Нормой процента называют отношение годового дохода, полученного  на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита, умноженного на 100. Норма  процента зависит от прибыли, которая  делится на процент и предпринимательский  доход. Процент не может быть больше нормы прибыли, так как цена ссудного капитала не выражает его стоимости, ее изменения не управляются законом  стоимости.

Норма процента зависит от соотношения спроса и  предложения, которые определяются многими факторами:

-масштабами  производства;

-размерами  денежных накоплений и сбережений  всего общества;

-соотношением  между размерами кредитов, предоставляемых   государством, и его задолженностью;

-темпами  инфляции: при усилении инфляции  процентные ставки растут;

-циклическими  колебаниями производства;

-его  сезонными условиями; 

-рыночной  конъюктуры и рыночными колебаниями; 

-государственным  регулированием процентных ставок;

-международными  факторами, а именно: неуравновешенностью   платежных балансов, колебаниями  валютных курсов, валютными  кризисами,  движением капиталов, войной процентных  ставок  (например, в 80-х годах).

В связи  с вышесказанным можно заключить, что изменение нормы процента связано с рыночным механизмом, а  также зависит от государственного регулирования.

 

Тема 5. Государственные  финансы: проблемы регулирования

/. Каких методов требует, на Ваш взгляд, регулирование деятельности в следующих отраслях:

  • бюджетное финансирование социально значимых отраслей (здравоохранение, народное образование, наука);
  • депозитарная деятельность банков в отношении частных лиц;
  • монопольное владение крупнейшим банком - СБ России, где находится 3/4 всех вкладов;
  • налогообложение банковской деятельности;
  • составление, рассмотрение и утверждение территориальных местных бюджетов.

При бюджетном  финансировании социально-значимых отраслей должны применяться жесткие способы  государственного управления денежно-кредитной  сферой (государство должно четко  и твердо устанавливать объем  финансирования социально-значимых объектов). Депозитарная деятельность банков в  отношении частных лиц – также  жесткие способы. Монопольное владение Сбербанком России – это должно быть закреплено императивным способом в нормативном правовом акте, удостоверяющим факт нахождения у государства основного  пакета акций Сбербанка. Налогообложение  банковской деятельности - -возможны мягкие меры. По составлению, рассмотрению и  утверждению территориальных бюджетов – мягкие меры, т.к. государство должно предоставлять территориям широкий  объем полномочий по регулированию  денежно-кредитной сферы.

 

  1. Как Вы определите место государственного бюджета в системе государственных финансов? По каким показателям можно судить о бюджете страны? Почему государственный бюджет выступает инструментом государственного регулирования?

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению  часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов  и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.

Ряд статей государственных бюджетов имеет  общепринятый характер и их можно  встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной  части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется  большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности