Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

 

  1. Показывают ли данные по балансу движения капиталов точную картину того, в какой мере иностранные центральные банки покупают и продают национальную валюту на валютных рынках?

3. Баланс полностью не отражает процессы продаж иностранными центральными банками национальной валюты, т.к. этому способствуют и иные экономические процессы.

 

 

5. Опишите влияние, оказываемое неожиданной девальвацией, 
на баланс Центрального банка и на счета платежного баланса.

5. Девальвация обычно поощряет экспорт , а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях . Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту  и импорту : импортеры стремятся ускорить платежи , а экспортеры, напротив :задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика «лидз энд лэгз» ). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов , чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

   Удорожая импорт, девальвация  может привести к росту издержек  производства импортных товаров,  повышению цен в стране и  последующей утрате полученных  с ее помощью конкурентных  преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать  стране временные преимущества, но во многих случаях не  устраняет причины дефицита платежного  баланса.

 

 

Тема 12. Управление государственным долгом

 

1. Вначале  правительство имело сбалансированный  бюджет, а затем под давлением  профсоюзов было вынуждено снизить  налоги. В результате возник бюджетный  дефицит. Хозяйствующие субъекты  предполагают, что правительство  будет покрывать бюджетный дефицит  за счет дополнительной эмиссии.  Вызовет ли в этом случае  сокращение налогов повышение  валютного курса?

1. Сокращение налогов вызовет повышение валютного курса в том случае, если государство начнет проводить денежную эмиссию. При чрезмерной эмиссии могут наступить инфляционные процессы в экономике.

 

2. Каким образом искусственное занижение национальной 
процентной ставки может способствовать финансированию 
правительством бюджетного дефицита?

2. Эффект искусственного занижения процентных ставок : с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне искусственно  превышает норму   накопления,   перераспределяя   средства  в  пользу банковского сектора ,  а  с  другой  стороны,  регулирование кредитных  ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала  позволяют  Центральному  банку  и  правительству   в приказном   по   сути   порядке   направлять   его  крупнейшим  корпорациям в сфере тяжелой индустрии и  экспортных  отраслей. Именно      способность      высшего государственного аппарата избежать чрезмерной  зависимости  от сиюминутных    интересов    первоначального    накопления    и использовать  всю  силу   государственного   принуждения   для соблюдения устанавливаемых "правил игры" может стать, по-видимому , одной из причин быстрого и  здорового  экономического  подъема страны.

 

 

4. Наращивание внешнего долга в ряде стран сопровождается 
бегством капитала за границу- Правительства и центральные банки 
заимствовали иностранную валюту для поддержания обменного 
курса национальной валюты, эти средства затем попадали в част 
ные руки и переводились на зарубежные банковские счета. Так как 
утечка капитала способствует созданию крупного государственного 
долга, но одновременно создает зарубежные активы жителей 
данной страны, то общая сумма чистого внешнего долга страны 
в целом не изменяется.

Означает ли это, что страны с  крупным государственным долгом, образовавшимся в основном вследствие утечки капитала за рубеж, не имеют  проблем с внешней задолженностью?

4. Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во - первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические  последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

 

5. Согласны ли Вы с утверждением, что многим развивающимся странам следует простить внешние долги? Какие проблемы может породить подобный подход к разрешению долгового кризиса?

5. Политика прощения развивающимся странам внешнего долга неуместна, т.к. она может затормозить развитие экономики этих стран. Эти страны должны развиваться, стимулировать внутреннее производство чтобы быть способными погасить государственный долг и повышать уровень своей экономики.

 

Список использованной литературы:

  1. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2007. №10
  2. Иохин В.Я. Экономическая теория – М., 2001.
  3. Куликов Л. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М., 2006.
  4. Основы экономической теории: Учебник /  Под ред. И. Николаева М., 2001
  5. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.Губина., П.Лахина – М., 2001.
  6. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. – 2001. -№8.
  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М., 2006.
  8. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций  // МЭиМО. – 2008 - №10.
  9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского. М., 2003. 
  10. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 2007.
  11. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./ Макконел К.Р., Брю С.Л – М., 1995.
  12. Экономическая теория: Учебник /Под ред. В.Д. Камаева. М., 2007.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности