Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курс лекций

Описание

Как Вы считаете, что следует понимать под термином «смешанная экономика»? Какие модели «смешанной экономики» Вы знаете? Во всех ли из них одинакова роль государства?
1. Термин «смешанная экономика» предполагает взаимодействие двух регуляторов экономики – государства и рынка. Когда государство контролирует в полном масштабе экономику страны, то такой тип хозяйствования называется административно-командным или плановым. Когда государство вообще никак не влияет на экономику, то начинает развиваться нерегулируемый рынок («дикий» рынок».

Содержание

Тема 1. Роль государственного регулирования финансовой системы 3
Тема 2. Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования 6
Тема 3. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы с помощью экономических инструментов 9
Тема 4. Государственное регулирование денежно-кредитной серы с помощью административных инструментов 12
Тема 5. Государственные финансы: проблемы регулирования 17
Тема 6. Доходы государственного бюджета 22
Тема 7. Налоги как метод государственного регулирования 24
Тема 8. Государственное стимулирование развития 26
Тема 9. Государственное регулирование обменного курса национальной валюты 29
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 32
Тема 11. Государственное регулирование платежного баланса 33
Тема 12. Управление государственным долгом 35
Список использованной литературы: 38

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь  с просьбами, протестами, пожеланиями  в государственные учреждения, ответственные  за экономическую и социальную политику.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных  торговцев, студентов, маклеров и т. п. Некоторые из этих союзов насчитывают  миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике  страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и  совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических  лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения  являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных  интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные  концепции социально-экономической  политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную  экономическую политику. У выразителей  хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому  и территориальному признаку, все  местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в  международные, региональные и мировые  объединения.

Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные  каналы влияния этих выразителей  хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Выразителями  социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов  являются политические партии, которые  часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

Проводить в жизнь программу государственной  экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.

 

Тема 3. Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы с помощью  экономических инструментов

 

1. Для достижения желаемых целей у государственных органов 
управления и контроля имеется в распоряжении комплекс экономических и административных инструментов. Есть ли у них общие 
черты? Если да, то какие? В чем они противоположны? Определите, 
в каких условиях предпочтительнее применение административных 
методов, а в каких - экономических.

1. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить  новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это  были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое  промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило  использовать бывшую военно-морскую  базу в качестве пассажирского и  торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических  ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными  административными акциями по регулированию  экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение  ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические  средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство  стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов  в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением  роли фондовой биржи и ростом самообеспечения  крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в  наиболее развитых странах несколько  ослабела.

 

 

Перечислите экономические методы государственного регулирования денежно-кредитной  сферы и укажите, в каких случаях 
эффективнее использовать тот или иной инструмент. Какие 
стратегические (макроэкономические) цели достигаются с их по 
мощью?

 

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики . Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике . Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование , охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики .

Основные  экономические средства – это :

  1. Регулирование учетной ставки (дисконтная политика , осуществляемая центральным банком) ;
  2. Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке ;
  3. Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств , торговля ими и погашение .

При помощи этих инструментов государство стремится  изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении . По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела .

Экономические и административные методы взаимосвязаны . Так , любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку контролируется той или иной государственной службой . Например , денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита не раньше , чем будет принято решение о ее повышении . В свою очередь , в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле , что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы . Прибегая к прямому контролю над ценами , государство создает для производителей особый экономический режим , вынуждает их пересматривать производственные программы , искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса , а также соотношение между его объемом и суммой сбережений .

В то же время экономические и административные средства противоположны . Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов , которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения . Когда , допустим , государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам , владелец денежного дохода видит в этом признак того , что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один . И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону , чтобы достичь целей регулирования .

  Напротив , административные средства  существенно сужают свободу экономического  выбора , а порой сводят ее к  нулю . Это случается там , где  администрирование выходит за  экономически обоснованные границы  , обретает черты тотальности  , перерождается в административно  - командную систему .

 

3. При каких обстоятельствах Центральный банк должен 
проводить денежно-кредитную политику, имеющую в качестве 
целей: а) ставку процента; б) объем денежной массы? В последнем 
случае, на какой денежный агрегат, скорее всего, будет влиять 
Центральный банк? Почему недостаточно эффективно использова 
ние в качестве цели норматива денежной базы?

Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может  сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в  периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

 

4. Для  проявления результатов использования  того или иного экономического  инструмента требуется время.  Как бы Вы отран-жировали по  значимости воздействия во времени  инструменты денежно-кредитной политики?

Ш'Литература: 4, 5, 8, 9, 11, 22, 23, 26.

Высшая форма  государственного регулирования экономики  – это государственное экономическое  программирование , охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики .

 

 

Тема 4. Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы с помощью  административных инструментов

1. Как Вы считаете, чья точка зрения может быть признана 
правильной?Почему?

 Я считаю, что административные методы, используемые государством для регулирования экономики, не могут потерять свою актуальность. Это особенно было важно в период выхода из кризиса. Рынок, хотя и является самоорганизующейся системой, он может перейти в разряд «дикого» или неуправляемого, что может породить кризис. Административные методы должны стабилизировать, но не подавлять экономические.

Информация о работе Государственное регулирование финансовой и банковской деятельности