Государственный бюджет зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

1.                               Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.

2.                               Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы

3.                               Бюджетное устройство унитарных государств

4.                               Бюджетное устройство федеративных государств

-1-

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государ­ства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались дохо­ды и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом по­тенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. На­пример,  во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, ко­торые под страхом смертной казни запрещали даже рассказы­вать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государ­ства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того вре­мени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединен­ная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрыва­ет полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные свя­зи с другими планами.

Государственный бюджет является главным в системе фи­нансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаи­моотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении нацио­нального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение про­граммы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу зако­на. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими за­конодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для учас­тников бюджетного процесса.

Экономическое значение бюджета заключается прежде все­го в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направ­ление финансовых средств воздействует на социально-экономи­ческое процессы — деловую активность, занятость, рынок ка­питального оборудования и потребительских товаров, объем ва­лового национального продукта.

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-админис­тративных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Напри­мер, бюджетная система Японии имеет государственный бюд­жет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Фран­ции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках ос­новную часть национального дохода, перераспределяемую че­рез финансовую систему. В современных условиях значение го­сударственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее мас­совые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связан­ные с осуществлением государством своих функций. Это — во­енные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным дол­гом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законода­тельном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государст­венным устройством и соответствующим административным делением. В 1960—1970 гг. во всех западных странах произо­шел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена рефор­ма местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административ­ные единицы (сельские округа и приходы). В результате терри­тория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызва­ло сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объе­ма. Финансовые взаимоотношения центральных и местных ор­ганов стали более тесными, усилилась регулирующая роль мест­ных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

-4-

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пяти­десяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных администра­тивных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзей­ских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов деся­ти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, об­ластей, графств).

По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управ­ления, роль членов федерации в формировании общенацио­нальной политики, решении общегосударственных задач зна­чительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете чле­нов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, соста­ву доходов и расходов приближаются к местным бюджетам. По этой причине в финансовой литературе бюджеты членов феде­рации нередко относят к категории местных. При федератив­ном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит фе­деральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства. В США на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную сис­тему, в Канаде — около 50, в ФРГ — более 40%.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, фи­нансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.

За федеральным бюджетом закреплены основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится порядка 60% поступлений от индивидуального подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В то же время доля акцизов в феде­ральном бюджете снизилась с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выпла­та процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают так­же расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промыш­ленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из ко­торых находится в совместной компетенции федерации.

Доходы бюджетов членов федерации состоят из налогов, поступлений от принадлежащего им имущества, средств, при­влекаемых за счет выпуска займов.

В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит пря­мым налогам} Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

Главными доходными источниками провинций Канады слу­жат: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпо­раций, акцизы, платежи в фонды социального страхования.

Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществле­нием экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отрас­лям промышленности, с содержанием административного ап­парата, органов правосудия, полиции.

 

ТЕМА 3. НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

1. Общая характеристика налогов

2. Основы организации международного налогообложения

3. Понятие «оффшор».

-1-

Современная цивилизованная общественная система в ка­честве основополагающего источника формирования доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возмож­ностью через налоговые отношения соблюдать фискальные ин­тересы государства, но и с помощью эффективной налоговой по­литики регулировать общественное воспроизводство, воздей­ствовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность. В условиях значительной интеграции финансов развитых стран в мировые хозяйственные связи на­циональные налоговые системы выступают не только гарантом внутригосударственных интересов, но и все в большей степени влияют на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Сближение межгосударственных связей, создание различ­ного рода экономических группировок и союзов приводит к дальнейшей унификации налоговых систем различных госу­дарств, что обеспечивает гибкость и эластичность в решении межнациональных проблем налогообложения труда, капита­лов и инвестиций.

Объективная причина возникновения налогов заключается в необходимости перераспределения части доходов для удов­летворения общегосударственных потребностей. А практичес­кая реализация форм и методов сущности налоговых отноше­ний формирует налоговую систему государства. Таким обра­зом, налоговая система представляет собой совокупность пре­дусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязаннос­тей налогоплательщиков, налоговых органов и других участни­ков отношений, регулируемых законодательством, а также форм и методов контроля и ответственности за нарушение нало­гового законодательства.

Налогами признаются денежные платежи, взимаемые с ор­ганизаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства, имеющие обязательный, безэквива­лентный и безвозмездный характер.

Сборы представляют собой разновидность налоговых плате­жей, имеющих целевой характер, направляемых на финанси­рование общегосударственных нужд и муниципальных образо­ваний.

Пошлинами признаются обязательные денежные платежи, уплачиваемые при совершении налогоплательщиком либо в от­ношении налогоплательщика юридически значимых действий.

Отдельный налог характеризуется набором типовых при­знаков, определяющих его роль в экономическом механизме го­сударства, правила расчета и сбора.

Типовые признаки позволяют разделить все виды налогов на родственные группы, т.е. составляют основу налоговой клас­сификации.

Классификационные признаки являются объективными критериями дифференциации налогов и учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, определения источника финансирования. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить:

•  объект налогообложения;

•  источник уплаты налогов;

•  субъект уплаты;

•  способ изъятия;

• назначение платежа;

•  механизм исчисления;

• принадлежность к финансированию федерального или муниципальных бюджетов и др.

Классификация налогов по объекту обложения позволяет выделить пять основных групп налогов:

Информация о работе Государственный бюджет зарубежных стран