Государственный бюджет зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

В тех случаях, когда невозможно связать центр его жизнен­ных интересов ни с одним из государств или данное лицо не рас­полагает постоянным жильем ни в одном государстве, предпоч­тение отдается той стране, где физическое лицо дольше прожи­вает. Для этого берется достаточно длинный период времени (как правило, 183 дня) и определяется, где так долго находи­лось данное физическое лицо. Если и данного критерия недос­таточно — за основу берется гражданство, а в случае его отсут­ствия решение проблемы передается уполномоченным органам государств.

Проблема двойного резидентства может гораздо существен­нее возникать для компаний. На практике редко бывает, когда компания является субъектом налогообложения в качестве ре­зидента более чем одного государства. Однако такая ситуация возможна, когда одно государство придает значение регистра­ции, а другое — местонахождению фактического руководящего органа.

Понятие постоянного представительства крайне необходи­мо, когда рассматривается вопрос о праве одного государства облагать налогами прибыль, полученную предприятием друго­го государства.

Постоянное представительство для целей налогообложения означает постоянное место деятельности, через которое полнос­тью или частично осуществляется коммерческая деятельность предприятия.

Таким образом, определение резидентства или постоянного представительства содержит 3 главных условия:

•  существование "места деятельности", т.е. помещения, соо­ружения или установки;

•  такое место деятельности должно быть фиксированным, т.е. установленным в определенном месте с определенной сте­пенью постоянства;

•  проведение предприятием коммерческой деятельности че­рез это фиксированное место деятельности.

Понятие "место деятельности" включает любые помещения, сооружения или установки, используемые для проведения ком­мерческой деятельности, независимо от того, исключительно ли они используются для этой цели или нет. Место деятельнос­ти может существовать без наличия помещения для проведения деятельности предприятия, которое имеет в своем распоряже­нии некоторое пространство. Не имеет значения, принадлежит ли такое помещение предприятию или арендуется. Например, местом деятельности может быть место на рынке или постоянно используемая площадка таможенного склада.

И, наконец, чтобы из постоянного места деятельности было создано постоянное представительство, предприятие должно осуществлять через него полностью или частично коммерчес­кую деятельность. Деятельность не обязательно должна быть постоянной и продолжаться без перерыва в операциях, но опе­рации должны проводиться на регулярной основе.

В качестве постоянного представительства можно опреде­лить следующие места деятельности, если они соответствуют всем вышеперечисленным условиям:

• место управления;

• отделение;     

•  контора;

•  фабрика; 

• мастерская;

•  рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

• помещение, используемое для сбыта товаров или изделий. 

 Учитывая особенности организации международных сделок в налогообложении, также определяются понятия "агент с за­висимым статусом" и "агент с независимым статусом". Если иностранное предприятие не располагает постоянным представительством в другом государстве, но наделяет какое-либо лицо полномочиями заключать контракты от его имени, то такое предприятие рассматривается как имеющее постоянное пред­ставительство в этом другом государстве. Зависимыми агента­ми, т.е. наемными лицами, могут быть как физические лица, так и компании. При этом не имеет значения, где подписан до­говор, основополагающим является то, чтобы его базовые усло­вия (цены, условия поставки и т.п.) оговаривались зависимым агентом.

Если иностранное предприятие осуществляет коммерческие операции в другом государстве через агента с независимым ста­тусом (брокера, комиссионера), оно не может облагаться нало­гом в этом государстве в отношении проводимых сделок, так как' такой агент не рассматривается в качестве постоянного представительства иностранного предприятия.

Агентом с независимым статусом является лицо, которое:

•  независимо от предприятия как юридически, так и эконо­мически;

•  действует в рамках своей обычной деятельности, когда действует от имени или в интересах иностранного предприя­тия.

Не будет считаться агентом с независимым статусом лицо, коммерческая деятельность которого осуществляется на основе подробных инструкций или всецелого контроля со стороны иностранного предприятия. Еще один важный критерий зак­лючается в том, лежит ли предпринимательский риск на агенте либо на предприятии, которое он представляет.

Немаловажным в целях налогообложения является одноз­начное толкование понятий не только субъектов, но и объектов налогообложения. Наиболее встречающиеся из субъектов обло­жения это:

•  доходы от недвижимого имущества;

•  прибыль от коммерческой деятельности;

•  дивиденды, проценты, роялти;

•  доходы от отчуждения имущества;

•  доходы, полученные от зависимых и независимых личных услуг;

•  другие доходы.

Приоритетное неограниченное право налогообложения до­хода с недвижимого имущества должно иметь государство ис­точника, т.е. государство в котором находится имущество, даю­щее такой доход. Недвижимое имущество определяется на ос­нове внутреннего законодательства этого государства, в чьей юрисдикции — права налогообложения. Однако из понятия «недвижимое имущество» исключаются морские и воздушные суда независимо от того, как они рассматриваются внутренним законодательством. В доход от недвижимого имущества вклю­чаются не только доходы от прямого его использования, такой, как, например, доход, получаемый от рубки и продажи леса, но также доход от сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

Если иностранное предприятие осуществляет коммерчес­кую деятельность на территории другого государства, то для налогообложения необходимо решить два основных вопроса. Первый: осуществляется ли хозяйственная деятельность через постоянное представительство? И если ответ положительный, то по какой прибыли (если она имеется) постоянное представи­тельство облагается налогом. Прибылью, относящейся к постоянному представительству, является та, которую оно могло бы получить в случае, если бы функционировало на территории другого государства как обособленное и отдельное предприя­тие, осуществляющее такую же или аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях и действующее совсем независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является. При определении прибыли, полученной от коммерческой деятельности постоянным представительством, вычитаются расходы, понесенные в ходе осуществления этой деятельности. Порядок исчисления и величина налогообложения определяются внутренним налоговым законодательс­твом на общих условиях, применяемых как и для предприя­тий-резидентов. По поводу полученных дивидендов, процентов и роялти необходимо отметить, что отсутствует исключитель­ное право налогообложения по принципу резиденции. Обычно страна, являющаяся источником выплаты таких доходов, так­же имеет право удержания налога, которое ограничивается предельным налогом, величина которого оговаривается взаим­ными соглашениями.

Налогообложение доходов от отчуждения имущества значи­тельно отличается в разных странах. Доходы от отчуждения ак­тивов могут облагаться налогами в том государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.

 Доходы, полученные от зависимых и независимых личных услуг — это доходы физических лиц.

Под независимыми личными услугами понимается работа по найму. Общее правило для налогообложения таких дохо­дов — это взимание налога в том государстве, где осуществляется работа.

В то же время существуют исключения. Три условия необ­ходимы для того, чтобы вознаграждение, полученное за работу на территории иностранного государства, не облагалось нало­гом.

1. Получатель находится в иностранном государстве в тече­ние периода или периодов, не превышающих в общей сложнос­ти 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода.

2. Вознаграждение выплачивается получателю от имени на­нимателя, который не является резидентом иностранного государства.

3. Расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которую наниматель имеет в этом иностранном государстве.

Деятельность независимого характера подразумевает неза­висимые личные услуги, не попадающие под категорию работ по найму, в частности, профессиональные услуги. Термин "про­фессиональные услуги" включает независимую научную, лите­ратурную, артистическую, образовательную и преподавательс­кую деятельность так же, как и независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, аудиторов и бухгал­теров. Доходы, получаемые резидентом одного государства за профессиональные услуги или другую деятельность независи­мого характера, не должен облагаться налогом в другом госу­дарстве, за исключением случаев, когда он располагает регу­лярно доступной постоянной базой в этом государстве.

Термин "постоянная база" означает постоянное место, та­кое, как кабинет или офис, через которое полностью или час­тично осуществляется деятельность физического лица, предоставляющего независимые личные услуги.

Таким образом, если лицо, предоставляющее независимые личные услуги, имеет в другом государстве какое-то место, но­сящее фиксированный характер и обладающее определенной степенью постоянства, тогда это государство имеет право нало­гообложения деятельности этого лица.

В категорию других доходов среди ряда прочих доходов включаются, в частности:

• ежегодные выплаты и доходы по некоторым полисам стра­хования жизни;

• пенсионные доходы лиц  ненаёмного труда;

• выигрыши азартных игр;

• пособия на детей;

• выплаты за ущерб и другие доходы в виде компенсаций   при увольнении и др.

Исключительное право налогообложения вышеперечислен­ных доходов предоставляется государству резиденции.

Недискриминация устанавливает принцип, согласно кото­рому не допускается в одном государстве взимание более обре­менительных налогов с граждан другого государства, независи­мо от того, являются ли они резидентами одного из государств. Таким образом, все граждане одного государства имеют право на получение этих преимуществ, даже если они являются рези­дентами третьей страны. В то же время положение о недискри­минации никаким образом не обязывает представлять нерези­дентам какие-либо личные льготы, освобождения или скидки в налогообложении на основании гражданского статуса или се­мейных обязательств, которые оно представляет своим резидентам.

Государство имеет право решать, предоставить или нет лич­ные льготы физическим лицам, так как они, возможно, имеют аналогичные льготы в том государстве, резидентами которого они являются. Недискриминация является также важным по­ложением, обязывающим государство относиться к постоянному представительству иностранного предприятия с применени­ем такого же налогового режима, как и в отношении нацио­нальных предприятий, занятых в этой отрасли. Это означает также, что таким предприятиям предоставляется такое же пра­во по вычету расходов, понесенных в результате хозяйственной деятельности, как и предприятиям резидентам.

"Процедура взаимного соглашения" предлагает определен­ный порядок по разрешению трудностей и проблем, возникаю­щих в практике международного налогообложения. Согласно законодательно закрепленной в двусторонних договорах проце­дуре взаимного соглашения налогоплательщику предоставлено право обращаться в налоговые органы страны резиденции, если он предполагает, что налогообложение противоречит правилу недискриминации. Налоговые органы могут вступать в прямые контакты друг с другом в целях достижения соглашения по спорным вопросам и для обмена информацией, минуя дипломатические каналы. Существуют два основных способа обмена информацией. Первый — автоматический, когда налоговые ор­ганы одной страны по своей инициативе предоставляют инфор­мацию налоговым органам другой страны. И вторая форма обмена — по запросу, когда налоговые органы одной страны письменно запрашивают другую сторону о предоставлении информации на одного налогоплательщика или более.

Сотрудничество налоговых администраций обоих госу­дарств путем обмена информацией является важной мерой в борьбе с уклонением от уплаты налогов и в целях предотвраще­ния двойного налогообложения.

-3-

Главная особенность оффшорной компании заключается в освобождении от налогов. Однако к оффшорным компаниям применяется ежегодная пошлина или сбор. Требований к мини­мально оплаченному капиталу для оффшорных компаний обычно не существует.

Оффшорная компания — эффективный инструмент налого­вого планирования. Иногда эти компании характеризуются как "сервисные", поскольку обслуживают физических и юридичес­ких лиц, либо определенный тип бизнеса. Оффшорным фирмам присущи и существенные недостатки. Они в большинстве слу­чаев исключены из сферы налоговых отношений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной проверке контрак­ты с оффшорными фирмами. В ряде стран, особенно развитых, введено антиоффшорное законодательство. В отдельных случа­ях затруднено и открытие счетов в банках. Секретарские ком­пании с признанной международной репутацией, как правило, располагают возможностью открывать для своих клиентов сче­та в представительных зарубежных банках.

Информация о работе Государственный бюджет зарубежных стран