Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств
Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты 16 Земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы федеральной железной дороги (Бундесбан) и федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом Федерации и бюджетами Земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы Германии, его структура и бюджетный процесс соответствует федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления – Федерации (центральный бюджет), Земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходом бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения. Оставление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.
На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в Министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджета на утверждение федеральному Правительству.
Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет поступает в верхнюю палату Парламента (Бундесрат), где рассматривается в течение трех недель бюджетной комиссией. Из Бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату Парламента (Бундестаг). В случае внесения одной из палат Парламента оправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. Бюджетная инициатива палат Парламента ограничена тем, что решения палат Парламента об увеличении или изменении бюджета расходов принимаются с согласия федерального Правительства. После принятия законопроекта Бундестагом он подписывается главой Правительства и становится законом.
В те же сроки и в такой же последовательности составляются проекты бюджетов Земель и общин. Однако если федеральное Правительство формально не имеет права контролировать финансы Земель, то Земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты Земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, Земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.
Высшим контрольным органом Германии в области государственных финансов является федеральная Счетная палата. Исполнение бюджета возложено на Министерство финансов, кассовое исполнение — на Бундесбанк. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством финансов и направляется в Парламент и Счетную палату. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнении бюджета.
Бюджет Германии составляется на один финансовый год. С 1961 года он определён с 1 января по 31 декабря.
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Центральное место в системе доходов бюджетов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода.
4
4
4
-2-
Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон (Финансовая Конституция), в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между Федерацией, Землями и общинами.
Согласно ст. 106 и ст. 107 Конституции Германии существуют:
• Общие (совместные) налоги — распределяемые по установленным нормам между Федерацией, Землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней;
• собственные налоги — закреплённые за соответствующим административно-
К общим налогам относится налог на заработную плату (подоходный налог), налог на добавленную стоимость, корпорационный и промысловый налоги.
Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:
• федеральных налогов: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
• доли в совместных налогах. К числу совместных налогов относят: промысловый налог, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).
Земли получают доходы от:
• земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
• доли в совместных налогах.
Общины получают часть поступлений от:
• местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
• доли в поступлениях от подоходного налога;
• налоговых взносов в рамках земельного законодательства.
Церкви (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей конфессии церковный налог.
Налоговая система в Германии множественная (в ней насчитывается 50 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. Наряду с множественностью налогов следует отметить тенденцию к их концентрации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокупных поступлений. Динамика налоговых поступлений определяется, в первую очередь, темпами роста двух крупнейших налогов - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость, включая налог с оборота импорта.
-3-
Основная часть бюджетных расходов — социальные. Сюда относятся так называемые "общественные услуги" и социальные трансферты, которые в сумме составляют 2/3 всех расходов.
Военные расходы финансируются по федеральному бюджету. На протяжении ХХ века Германия демонстрировала скачкообразное изменение величины военных расходов. Наибольшей величины они достигли в период второй мировой войны. Однако с 1945 по 1956 г. эти расходы были невелики и связаны только с содержанием войск других государств. Со вступлением в НАТО расходы на военные цели начали возрастать. Но и сегодня величина расходов на оборону в Германии ниже, чем в США (16,26% расходов), Англии (9,95%) и других странах. Помимо прямых военных ассигнований, по бюджету Германии финансируются и другие расходы, имеющие военный характер (в основном пенсии).
Доля хозяйственных расходов или "экономических услуг" не превышает 10%. Основные направления этих расходов: осуществление структурной политики и помощь в становлении мелкого предпринимательства. В Германии государство принимало участие как в разработке среднесрочных программ модернизации традиционных, базовых отраслей экономики (угольной, сталелитейной), так и в частичном их субсидировании. Однако с 1970г. по 1985г. доля в ВВП чистых государственных инвестиций сократилась с 6,1 до 3,9%.
Среди расходов невелика доля расходов по выплате процентов по государственному долгу (всего 5,9%), что ниже аналогичных расходов в других западных странах, где их уровень составляет 8-14%. Это во многом объясняется применением "золотого правила" из ст.115 Конституции Германии.
Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным Правительством. На центральное Правительстве ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата. Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство. Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.
Для целевого использования государственных средств необходимо развитие бюджетного контроля, который регулируется бюджетным правом в Германии.
-4-
Вертикальное распределение имеет две стороны: разграничение налогов между субъектами получения и предоставление федеральным центром субсидий и помощи регионам. Кроме того, существует и скрытое финансовое выравнивание, которое осуществляется как за счет федерального бюджета, так и за счет средств других центральных бюджетов, особенно бюджета социального страхования.
Горизонтальное перераспределение можно считать вторичным, когда уже полученные доходы в определенной степени уравниваются путем изъятия их части у финансово сильных («богатых») Земель и передачи их финансово слабым («бедным») Землям.
Вертикальное распределение налогов в Германии закреплено в Основном законе. Некоторые из них полностью поступают одному субъекту, другие распределяются в определенной пропорции между несколькими получателями. При этом каждый уровень государственной вертикали имеет свой источник доходов, достаточный для финансовой автономии.
Так, федеральный центр полностью получает налоги на бензин, табак, кофе, страхование, а также пошлины. Землям достаются налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво; общинам – на землю, местные («малые») налоги на потребление, а также большая часть промыслового налога. Поступления основных налогов (в совокупности основные налоги составляют около 70% налоговых поступлений консолидированного бюджета Германии) подлежат распределению между бюджетами различного уровня: поступления налога на прибыль корпораций делятся поровну между федеральным бюджетом и бюджетами Земель; поступления подоходного налога с физических лиц распределяются равными долями между федеральным и региональными бюджетами (по 42,5%), а остаток (15%) зачисляется в доходы местных бюджетов.
Сложнее всего распределяется НДС:
Финансовое законодательство предусматривает ряд корректирующих инструментов в сфере вертикального выравнивания.
1. Выравнивание чрезмерной нагрузки. Если в соответствии с федеральным законом на Земли возлагаются дополнительные расходы либо у них изымается часть доходов, и эти издержки ограничены определённым периодом времени, то вместо изменения долей Федерации и Земель в НДС могут быть предоставлены субсидии из федеральных средств.
2. Компенсация особых затрат, связанных с созданием в Землях или общинах особых учреждений по требованию Федерации. Это касается, в первую очередь, местных учреждений в сфере обороны.
3.Субсидии экономически слабым Землям дополнительно к межземельной системе финансового выравнивания.
Горизонтальное выравнивание в узком понимании базируется на двух показателях – финансовой силы и выравнивания.
-5-
Государственный долг покрывается в основном выпуском облигаций государственных займов и других видов ценных бумаг, а также за счёт займов у кредитных учреждений.
Конституцией Германии поставлены ограничения росту государственного долга: ежегодная задолженность не может превышать сумму расходов на капиталовложения.
ТЕМА 9. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.
1. Бюджет и бюджетная система Франции
2. Налоговая система.
3. Система социального страхования во Франции.
-1-
Административно-
Ныне действующий декрет 1959г. четко разграничивает понятия «закон о финансах» и «бюджет»: первый определяет размеры и назначение ресурсов и затрат государства с учетом экономического и финансового равновесия; задача второго — детализация и расшифровка общих положений закона о финансах. Бюджет представляет собой комплект счетов, отражающих все постоянные ресурсы и затраты государства в течение года.