Государственный бюджет зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты 16 Земель, общин, специальные правительственные  и внебюджетные фонды, финансы федеральной железной дороги (Бундесбан) и федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между  бюджетом Федерации и бюджетами Земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы    Германии, его структура и бюджетный процесс соответствует федеративному характеру государственного строя. В госбюджет  включаются доходы и расходы трех уровней административного управления – Федерации (центральный бюджет), Земель (региональные бюджеты) и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходом бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения. Оставление, утверждение и исполнение  федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в Министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджета на утверждение федеральному Правительству.

Одобренный кабинетом  министров  проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет поступает в верхнюю палату Парламента (Бундесрат), где  рассматривается в течение трех недель бюджетной комиссией. Из Бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату Парламента (Бундестаг).  В случае внесения одной из палат Парламента оправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. Бюджетная инициатива палат Парламента ограни­чена тем, что решения палат Парламента об увеличении или изменении бюдже­та расходов принимаются с согласия федерального Правительства. После принятия законопроекта Бундестагом он подписывается  главой Правительства и становится законом.

В те же сроки и в такой же последовательности составляются проекты бюджетов Земель и общин. Однако если федеральное Правительство формально не имеет права контролировать финансы Земель, то Земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты Земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, Земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом Германии в области государственных финансов является федеральная Счетная палата. Исполнение бюджета возложено на Министерство фи­нансов, кассовое исполнение — на Бундесбанк. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством финансов и направляется в Парламент и Счетную палату. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджет Германии составляется на один финансовый год. С 1961 года он определён с 1 января по 31 декабря.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования  фондов денежных средств, и  поступают в распоряжение органов власти.

Центральное место в системе доходов бюджетов занимают налоги, выступающие  главным инструментом перераспределения национального дохода.

4

 



4

 



4

 



 

 

 

 

-2-

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон (Финансовая Конституция), в  котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между Федерацией, Землями и общинами.

Согласно ст. 106 и ст. 107 Конституции Германии существуют:

•          Общие (совместные) налоги — распределяемые по установленным нормам между Федерацией, Землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней;

•          собственные налоги — закреплённые за соответствующим административно-территориальным звеном и поступающие туда в полном объёме (за Федерацией, Землями и общинами).

К общим налогам относится налог на заработную плату (подоходный налог), налог на добавленную стоимость, корпорационный и промысловый нало­ги.

Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

• федеральных налогов: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

•           доли в совместных налогах. К числу совместных налогов относят: промысловый налог, подоходный  налог,  налог с корпораций,  налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Земли получают доходы от:

•          земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

•           доли в совместных налогах.

Общины получают часть поступлений от:

•          местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы  использования доходов (налог с  владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

•           доли в поступлениях от подоходного налога;

•           налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

Церкви   (католическая,   протестантская   и   лютеранская)   правомочны взимать с верующих соответствующей конфессии церковный налог.

Налоговая    система    в   Германии множественная (в ней насчитывается 50 налогов), разветвленная, трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. Наряду с множественностью налогов следует отметить тенденцию к их концен­трации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокуп­ных поступлений. Динамика налоговых поступлений определяется, в первую оче­редь, темпами роста двух крупнейших налогов - подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость, включая налог с оборота импорта.

-3-

Основная часть бюджетных расходов — социальные. Сюда относятся так называемые "общественные услуги" и социальные трансферты, которые в сумме составляют 2/3 всех расходов.

Военные расходы финансируются по федеральному бюджету. На протя­жении ХХ века Германия демонстрировала скачкообразное изменение величины военных расходов. Наибольшей величины они достигли в период второй миро­вой войны. Однако с 1945  по 1956 г. эти расходы были невелики и связаны только с содержанием войск других государств. Со вступлением в НАТО расхо­ды на военные цели начали возрастать. Но и сегодня величина расходов на обо­рону в Германии ниже, чем в США (16,26% расходов), Англии (9,95%) и других странах. Помимо прямых военных ассигнований, по бюджету Германии финансиру­ются и другие расходы, имеющие военный характер (в основном пенсии).

Доля хозяйственных расходов или "экономических услуг" не превышает 10%. Основные направления этих расходов: осуществление структурной поли­тики и помощь в становлении мелкого предпринимательства. В Германии госу­дарство принимало участие как в разработке среднесрочных программ модер­низации традиционных, базовых отраслей экономики (угольной, сталелитей­ной), так и в частичном их субсидировании. Однако с 1970г. по 1985г. доля в ВВП чистых государственных инвестиций сократилась с 6,1 до 3,9%.

Среди расходов невелика доля расходов по выплате процентов по госу­дарственному долгу (всего 5,9%), что ниже аналогичных расходов в других за­падных странах, где их уровень составляет 8-14%. Это во многом объясняется применением "золотого правила" из ст.115 Конституции Германии.

Структура расходов федерального бюджета отражает функции, выполняемые федеральным Правительством. На центральное Правительстве ложатся все военные расходы и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных отраслей, производств  и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата. Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным расходам на экономику (затраты на жилищное строительство,  коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство. Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.

Для целевого использования государственных средств необходимо развитие бюджетного контроля, который регулируется бюджетным правом в Германии.

-4-

Вертикальное распределение имеет две стороны: разграничение налогов между субъектами получения и предоставление федеральным центром субсидий и помощи регионам. Кроме того, существует и скрытое финансовое выравнивание, которое осуществляется как за счет федерального бюджета, так и за счет средств других центральных бюджетов, особенно бюджета социального страхования.

Горизонтальное перераспределение можно считать вторичным, когда уже полученные доходы в определенной степени уравниваются путем изъятия их части у финансово сильных («богатых») Земель и передачи их финансово слабым («бедным») Землям.

Вертикальное распределение налогов в Германии закреплено в Основном законе. Некоторые из них полностью поступают одному субъекту, другие распределяются в определенной пропорции между несколькими получателями. При этом каждый уровень государственной вертикали имеет свой источник доходов, достаточный для финансовой автономии.

Так, федеральный центр полностью получает налоги на бензин, табак, кофе, страхование, а также пошлины. Землям достаются налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво; общинам – на землю, местные («малые») налоги на потребление, а также большая часть промыслового налога. Поступления основных налогов (в совокупности основные налоги составляют около 70% налоговых поступлений консолидированного бюджета Германии) подлежат распределению между бюджетами различного уровня: поступления налога на прибыль корпораций делятся поровну между федеральным бюджетом и бюджетами Земель; поступления подоходного налога с физических лиц распределяются равными долями между федеральным и региональными бюджетами (по 42,5%), а остаток (15%) зачисляется в доходы местных бюджетов.

Сложнее всего распределяется НДС:

 

 

Финансовое законодательство предусматривает ряд корректирующих ин­струментов в сфере вертикального выравнивания.

1.      Выравнивание чрезмерной нагрузки. Если в соответствии с федеральным законом на Земли возлагаются дополнительные расходы либо у них  изыма­ется часть доходов, и эти издержки ограничены определённым периодом времени, то вместо изменения долей Федерации и Земель в НДС могут быть предоставлены субсидии из федеральных средств.

2.      Компенсация особых затрат, связанных с созданием в Землях или об­щинах особых учреждений по требованию Федерации. Это касается, в первую очередь, местных учреждений в сфере обороны.

3.Субсидии экономически слабым Землям дополнительно к межземельной системе финансового выравнивания.

Горизонтальное выравнивание в узком понимании базируется на двух показателях – финансовой силы и выравнивания.

 

 

 

 

-5-

Государственный долг покрывается в основном выпуском облигаций го­сударственных займов и других видов ценных бумаг, а также за счёт займов у кредитных учреждений.

Конституцией Германии поставлены ограничения росту государственного долга: ежегодная задолженность не может превышать сумму расходов на капитало­вложения.

 

 

ТЕМА 9. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ.

1.        Бюджет и бюджетная система Франции

2.        Налоговая система.

          3. Система социального страхования во Франции.

-1-

Административно-территориальное деление: 95 департаментов и особая административно территориальная единица - Корсика. В состав Франции входят: 4 заморских департамента — Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон; заморские территории — острова Новая Каледония, Французская Полинезия и др. Столицей государства является Париж. Глава государства — Президент. Законодательный орган — двухпалатный Парламент (Национальное собрание и Сенат).

Ныне действующий декрет 1959г.  четко разграничивает понятия «закон о финансах» и «бюджет»: первый определяет размеры и назначение ресурсов и затрат государства с  учетом экономического и финансового равновесия; задача второго — детализация и расшифровка общих положений закона о финансах. Бюджет представляет собой комплект счетов, отражающих все постоянные ресурсы и затраты государства в течение года.

Информация о работе Государственный бюджет зарубежных стран