Государственный бюджет зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

•  имущественные;

•  ресурсные или рентного характера;

•  взимаемые с оборота, выручки от продаж;

•  налоги на потребление;

•  налоги на прибыль (доход) или капитал.

Имущественные налоги широко распространены практичес­ки во всех странах. Обычно налогооблагаемое имущество мож­но классифицировать следующим образом.

1. Недвижимое имущество (земля, здания, сооружения).

2. Материальное личное имущество (товары длительного пользования, в т.ч. предметы роскоши, оборудование, исполь­зуемое для извлечения дохода, машины, сельскохозяйственные животные и т.д.)

3. Нематериальные активы (лицензии, права на объекты интеллектуальной собственности, а также ценные бумаги и де­нежная наличность).

К имущественным налогам также можно отнести налоги на наследство и дарение. Практически во всех странах они имеют необлагаемый минимум или пониженную ставку для определе­ния стоимости наследуемого имущества. Так, в Великобрита­нии налогом на наследство облагаются первые 150 тыс. фунтов стерлингов стоимости полученного имущества. Затем применя­ется ставка 40%. Действует также система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%. Налог на на­следства и дарения в Италии состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Также применяется необ­лагаемый минимум (120 млн. лир), после него действует про­грессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной 27%. Порядок взимания налога также зависит от степени родства. Максимальные ставки налога могут достигать 50% (США) и 60% (Швеция).

Ресурсные налоги и платежи рентного характера применя­ются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование при­родных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископа­емые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охра­ну окружающей среды).

Налоги на доходы и капитал взимаются в момент получения дохода или с собственности (овеществленного дохода) в отличие от налогов на потребление, которые удерживаются тогда, когда доходы используются (тратятся).

Виды налогов по источникам уплаты характеризуют объект возмещения налогового платежа:

•  индивидуальный доход;

•  выручка от продаж;

•  производственные результаты;

•  финансовые результаты хозяйственной деятельности (при­быль, доход).

В классификации налогов немаловажное значение занимают и характеристики механизма исчисления налогов и их ис­пользования (рис. 2). Прямые налоги взимаются непосред­ственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности. Наибо­лее характерным видом прямого личного налогообложения выступает подоходный налог, являющийся одним из основных источников формирования государственных бюджетов. С целью упрощения расчетов и снижения расходов на налоговое администрирование практически все страны (за исключением Великобритании) отказались от шедулярной (раздельного на­логообложения различных видов доходов) формы изъятия на­лога и практикуют исчисление его у источника выплаты  с пос­ледующим представлением уточняющих налоговые платежи годовых деклараций о доходах и расходах налогоплательщика. Характерны для национальных налоговых законодательств и необлагаемые минимумы и вычеты социального и профессио­нального характера. Ставки применяются в основном прогрес­сивные, увеличивающиеся с возрастанием дохода.

Например, во Франции применяют прогрессивную шкалу подоходного налогообложения от 10 до 56,8%; в Германии — от 19 до 53%; в Испании — от 20 до 56%; в Австрии и Япо­нии — от 10 до 50%; а в США — более низкие (от 15 до 33%).

К прямым также можно отнести налоги на прибыль (дохо­ды) корпораций, подоходные налоги с юридических лиц, отчис­ления в фонды социального страхования и др. Налоги на при­быль (доход) взимаются с облагаемой прибыли (дохода) текуще­го года, определяемой путем уменьшения валовых доходов на величину налоговых вычетов и льгот. Наметилась тенденция к уменьшению ставок налога и различным стимулам предприни­мательской деятельности: применение ускоренной амортиза­ции, инвестиционных кредитов, налоговых кредитов на период становления хозяйственной деятельности.

В связи с этим уровень обложения прибыли значительно ни­же обложения доходов корпораций и физических лиц. В нало­говых поступлениях развитых зарубежных стран налог m при­быль занимает не более 10%.

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товара, ра­бот или услуг и представлены акцизами, налогами с продаж, таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость.

Простота в обложении, универсальности, высокая доход­ность привели к вытеснению прямых налогов косвенными, а необходимость унификации косвенного налогообложения в рамках интеграционных объединений для свободного движения товаров, работ и услуг определила в качестве ведущего на­лога в Европейском сообществе — налог на добавленную стоимость (НДС).

Европейский НДС представляет собой универсальный налог на потребление, охватывающий торговлю, промышленность, предоставление услуг. При этом отдельные страны-члены мо­гут временно исключать из сферы применения НДС отдельные отрасли (связь, общественный транспорт, малый бизнес). Фак­тические ставки НДС в странах-участницах определены нацио­нальными законодательствами с учетом принятых сообщест­вом директив по унификации НДС. Так, стандартные ставки варьируют от 15—16% (Люксембург, Испания, Германия) до 25% (Дания, Швеция). Кроме стандартных, применяются по­ниженные ставки на отдельные товары и услуги: продовольс­твие, медицинские товары и оборудование, поставки природно­го газа, электроэнергии и т.д.

Акцизы относятся к разряду специальных косвенных нало­гов, окончательным плательщиком которых выступает потре­битель, на которого налог перекладывается путем установле­ния надбавки в цене.

Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции (а в отдельных случаях — услуги), монопольно высокие цены позволяют государству применять акцизную политику в отно­шении определенных товарных групп для пополнения бюдже­та. В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте товара и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточных потребителей товара, акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного потребителя.

Во всех странах мира на высокорентабельные товары уста­навливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета части получаемой производителями таких товаров сверхприбы­ли. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирова­ния процесса воспроизводства расширяется сфера действия ак­циза и увеличиваются ставки.

К обложению привлекаются различные услуги: транспор­тные, культурные, игровой бизнес и т.п. Например, в США ак­цизами облагаются услуги дорог и воздушные перевозки, в Японии — проживание в гостинице, купание в горячих источ­никах, питание в ресторанах.

Для стран Европейского союза набор акцизных товаров ти­пичен: табак и алкоголь, нефтепродукты, ювелирные изделия, автомобили. В то же время некоторые страны имеют свой взгляд на "акцизную корзинку". Так, во Франции в нее добав­ляются спички и зажигалки, сахар и кондитерские изделия, летательные аппараты, в Германии — кофе и страховые сделки (12% с полиса), в Италии — бананы и стройматериалы, в Гре­ции — некоторые виды сельхозпродукции. Введение дополни­тельных акцизов (к общеевропейским) предусматривает в ос­новном оценку внутреннего рынка и отечественных производи­телей.

Таможенные пошлины, относясь к разряду косвенных пла­тежей, являются средством государственного регулирования внешней торговли. Различают экспортные (вывозные) и импор­тные (ввозные) таможенные пошлины. Экспортные таможен­ные пошлины являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и применяются с целью ограничения вывоза товаров, как правило, сырьевых, по кото­рым государство обладает монопольным преимуществом. В развитых странах экспортные пошлины, как правило, не применя­ются.

Фискальное значение таможенных пошлин падает, несмот­ря на перевод их на стоимостную базу. Общая черта, характер­ная для современной мировой экономики — таможенное регу­лирование, которое предусматривается либо в рамках регио­нального объединения, либо международными налоговыми сог­лашениями в целях расширения внешней торговли.

Прочие косвенные налоги, как, например, налог с продаж, применяются отдельными странами (США, Канада) как основ­ной вид косвенного налогообложения, формирующего феде­ральные бюджеты и бюджеты штатов или могут использовать­ся в виде местных (муниципальных) сборов.

По назначению различают общие налоги, т.е. предназна­ченные на общегосударственные нужды, и специальные, имеющие строго определенные цели (целевые налоги и сборы).

Налог рассматривается как пропорциональный (твер­дый), если средняя налоговая ставка остается неизменной неза­висимо от размера дохода; как регрессивный, если она по­нижается по мере роста величины дохода, и прогрессивный, если она повышается по мере роста величины дохода.

По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. В зависимости от организации бюджетного устройства государства выделяют на­логи федеральные, региональные и местные (муниципальные). Общей тенденцией в развитых странах является увеличение мес­тных налогов в формировании муниципальных бюджетов.

В настоящее время местные налоги составляют значитель­ную долю: от 30% в Японии до 60% в США. Для большинства государств характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам). Исключение пред­ставляет Великобритания, применяющая один вид местного налогообложения — имущественный налог, который составляет около 40% всех доходов местных бюджетов.

К местным налогам (по уровню управления) можно отнести: имущественный, поземельный, подушный, промысловый, на­лог с автомобилей, на профессию, налог с наследства и дарений, налог с продаж, регистрационные и лицензионные сборы, на­лог на зрелища, собак, вывоз имущества и т.д. Классифициро­вать виды налогов также допустимо по полноте прав пользова­ния налоговыми поступлениями как собственные (закреплен­ные) налоги и регулирующие (участвующие в долевом распределении).

Объединяющим началом для всех налогов являются элемен­ты налоговых обязательств.

-2-

Важнейшей отличительной чертой международной эконо­мики является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микро-­уровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от зам­кнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

В мировых хозяйственных связях одной из наиболее акту­альных проблем становится задача эффективного межрегио­нального взаимодействия. Это взаимодействие осуществляется с помощью комплекса специальных методов, в которых выде­ляются налоговые.

Свободное движение товаров и капиталов создало такие ус­ловия, где открытость экономики ограничивается практически только жесткими рамками национальных налоговых систем. Это приводит к необходимости выработки общих подходов в определении объектов и места международных сделок, унифика­ции налогов, сближении налоговых ставок, устранении налого­вой дискриминации и организации действенной системы нало­гового контроля.

Практически во всех странах существуют налоговые прави­ла, регулирующие налоговый режим для своих резидентов, дей­ствующих за границей, и для иностранных налогоплательщи­ков, действующих в стране. Хотя международные налоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними существу­ют принципиальное сходство и взаимопонимание. Такое взаимо­понимание может как закрепляться в двусторонних договорах об удержании двойного налогообложения, так и включаться во внутреннее налоговое законодательство. Основным элементом международного налогообложения является определение поня­тия "резидент". Определение страны, по отношению к которой лицо (физическое или юридическое) является резидентом, имеет первостепенное значение как для налоговых целей, так и для разрешения спорных случаев двойной резиденции.

Обычно страна осуществляет свою налоговую юрисдикцию на основании либо гражданства, либо территориальности. Так, резидентство на основании гражданства, весь доход, получае­мый гражданином или зарегистрированной в этой стране ком­панией, включает в налогообложение вследствие их юридичес­кой связи со страной резидентства.

Так, США осуществляют юрисдикцию над своими гражда­нами и зарегистрированными в США компаниями, независимо от места получения дохода. Налоговая юрисдикция, основан­ная на гражданстве, может объясняться доступными для граж­дан выгодами. Граждане США реально используют договоры страхования; они могут возвратиться в США в любое время, им также обеспечена защита правительства страны во время их пребывания за границей. Налоговые платежи обеспечивают та­кую "страховку". Американские корпорации, независимо от их физического присутствия в США, пользуются преимуществами американских законов о юридических лицах. Однако Америка является уникальной страной, определяющей гражданство как основание для юрисдикции. Признак территориальности наи­более часто встречается в налоговом законодательстве госу­дарств. Территориальная связь оправдывает осуществление на­логовой юрисдикции тем, что налогоплательщик должен учас­твовать в расходах на управление страной, обеспечивающей по­лучение дохода, его поддержание и инвестирование, а также его использование через потребление. Принцип территориаль­ности действует в отношении лиц и объектов (т.е. дохода).

При возникновении в международной практике вопросов резиденства странами определяются критерии для разрешения двойной резиденции для физических лиц и устанавливаются точные правила по определению той страны, в которой к этому лицу будет применяться налоговый режим.

Так, предпочтение отдается тому государству, в котором фи­зическое лицо имеет постоянное жилье. Этот критерий в боль­шинстве случаев является достаточным для разрешения про­блемы. Например, физическое лицо имеет постоянное жилье в одном государстве и только в течение некоторого периода про­живает в другом. Что касается концепции жилья, то любая форма жилья может быть учтена: дом, квартира, комната (как собственные, так и арендованные). Но основой является посто­янство жилья. Это означает, что физическое лицо имеет это жилье в своем распоряжении непрерывно, в любое время, а не от случая к случаю.

Если физическое лицо имеет постоянное жилье в обоих госу­дарствах, необходимо определить, с каким из государств его личные и экономические связи теснее. Здесь необходимо рас­сматривать, где находится его семья и собственность, его соци­альные связи, его политическую, культурную и другую дея­тельность.

Информация о работе Государственный бюджет зарубежных стран