Государственный бюджет зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

В то же время, оффшорная компания — это не юридический термин, а как правило, собирательный образ. Поэтому в зако­нах, на основе которых происходит регистрация таких компа­ний, они могут определяться как нерезидентные (non resident), освобожденные от налогов (exempt) и компании международно­го бизнеса (international business company). Компании международного бизнеса часто имеют гибкую шкалу налогообложе­ния с существенными льготами для оффшорных коммерческих операций.

При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только юридический статус компании, но и исто­рический, политический, социально-экономический, геогра­фический контекст оффшорной схемы. Одни территории поль­зуются репутацией "респектабельных" (Гернси, Каймановы острова, Бермуды), другие — максимально "либеральных" (Пана­ма, Багамские Острова, Либерия, Сейшельские Острова). Опре­деленное значение в налоговом планировании имеет фактор ге­ографической близости к промышленно развитым государ­ствам, финансовым центрам и торговым путям.

Необходимо отметить также, что в современном бизнесе наб­людается своеобразная "специализация" оффшорных террито­рий. Выделяются "налоговые гавани", специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Например, размещение судовладельчес­ких компаний традиционно осуществляется в Либерии, Пана­ме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси.

Юрисдикции, применяемые в налоговом планировании, ус­ловно подразделяются на два основных типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к "налоговым гаваням". Для них характерно отсутствие налога на прибыль для нерезидентных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Ба­гамские Острова, Панама и т.п.).

К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" ус­ловиями налогообложения. Они не являются типичными оф­фшорными территориями. Здесь, как правило, взимается опре­деленный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в "уме­ренных" юрисдикциях имеются льготы для компаний опреде­ленных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицен­зионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода доходов и капиталов. К зонам с "умеренными" условиями налогообложения обычно причисляют вполне "респектабельные" и даже "престижные" государства Западной Европы — Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд "ком­бинированных" юрисдикций, сочетающих в себе признаки раз­личных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками — Швейцарию.

Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, кото­рые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, нидерландские Антиль­ские острова, Маврикий, британские Виргинские острова).

Специализированные компании в этих странах (для созда­ния промежуточных компаний избираются обычно европей­ские государства) становятся ключевым звеном многих налого­вых схем. В соответствии с ними доходы переправляются в на­логовое убежище через компанию в стране с благоприятными налоговыми отношениями.

Одним из важнейших составляющих международного фи­нансового планирования является трансфертное ценообразо­вание, которое опосредствует движение товаров и услуг в преде­лах транснациональной группы.

Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов стоимостного выражения товаров и услуг (трансфер­ты) позволяют варьировать полученные доходы, перераспреде­ляя их большую часть компаниям, находящимся в зонах с наи­более благоприятным налоговым климатом.

В то же время манипуляции с трансфертными ценами нало­говыми органами многих стран рассматриваются как налоговое уклонение и законодательно наказуемо. Для устранения неле­гальных налоговых операций с трансфертными ценами в двух­сторонних международных договорах и налоговых соглашени­ях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершае­мой сделки транснациональными компаниями.

В частности, в модели налоговой конвенции ОЭСР 1992 г. приняты определенные меры по регулированию трансфертного ценообразования. Одним из наиболее распространенных спосо­бов является определение полученного дохода для целей нало­гообложения на территории государства согласно принципу от­дельной экономической единицы или, как его еще называют, принцип "на расстоянии вытянутой руки". Так, в статье 9 Мо­дели налоговой конвенции ОЭСР указано, что если "между двумя родственными предприятиями созданы или установлены коммерческие или финансовые отношения, отличные от анало­гичных отношений, которые были бы созданы между независи­мыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть получена, но из-за данных условий не может быть получе­на одним из этих предприятий, может быть включена в при­быль данного предприятия и соответственным образом обла­гаться налогом".

Эта ссылка на условия, установленные в коммерческих и финансовых отношениях независимых предприятий, и являет­ся принципом "вытянутой руки". Пытаясь определить при­быль, которая была бы получена независимыми предприятия­ми при аналогичных обстоятельствах, этот принцип определя­ет подход, согласно которому многонациональные предприя­тия, входящие в транснациональные компании, рассматрива­ются как самостоятельные единицы, а не как единый объеди­ненный бизнес. С самого начала страны-члены ОЭСР одобрили применение подхода отдельных экономических единиц не толь­ко в области трансфертного ценообразования, но также в качес­тве фундаментального принципа для распределения прав налогообложения между странами. В результате страны-члены договорились, что для целей налогообложения прибыль родственных предприятий может быть при необходимости скорректирована, чтобы обеспечить распределение налоговой базы, совместимое с принципом "на расстоянии вытянутой руки".

 Можно определить ряд причин, по которым этот принцип был положен в основу модели налоговой конвенции. Во-первых, было принято, что рыночные отношения спроса и предложения являются лучшим способом распределения ресурсов и доходов. Во-вторых, этот принцип в значительной степени обеспечивает равное отношение к группам, многонациональных предприятий и независимым субъектам, помогая, таким обра­зом, избегать создания налоговых преимуществ путем конку­ренции экономической власти в руках крупных многонацио­нальных групп. В-третьих, подобный метод оценки достаточно прост и удобен в применении.

Интеграционные процессы в мире приводят к быстрому рос­ту различных экономических группировок и объединений, имеющих в качестве обязательной составляющей, проводимой экономической политики — общие подходы к налогообложе­нию.

В первую очередь для экономических группировок (зон сво­бодной торговли, экономических союзов) характерна отмена та­моженных пошлин во взаимной торговле и создание общего таможенного тарифа и третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономический союз) предусматри­вают отмену таможенных барьеров между государствами-участниками, и как следствие — освобождение от уплаты косвен­ных налогов (НДС и акцизов) на границе, а также проведение единой политики в области унификации и гармонизации нало­гообложения.

Размещение межнациональных предприятий на территори­ях государств, объединяющихся в экономические группиров­ки, позволяет использовать преимущества беспошлинного и безналогового движения товаров и услуг во внешнеэкономичес­кой деятельности, применять единые стандарты к определению стоимости сделок и их налогообложению

 

 

США – федеративная республика. Глава государства – президент, законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат: Сената и Палаты представителей.

Федеральный бюджет Соединенных Штатов Америки  - бюджет Правительства США, то есть план доходов и расходов на соответствующий год (с 1 октября по 31 сентября следующего года), который составляется на основе президентского бюджетного плана, отражающего приоритеты социально-экономического и политического развития страны.

Начиная с 1969 года организация бюджета основывается на концепции «единого», или унифицированного федерального бюджета, в котором представлены все платежи и доходы центральной власти. Унифицированный бюджет объединяет в себе два существующих вида фондов – федеральные и доверительные фонды (траст-фонды).

Федеральные фонды, достигающие 60% бюджета, ― это самостоятельный правительственный бюджет, который имеет свою национальную налоговую базу и формально не связан с программами расходов. Он может обслуживать любые национальные идеи по усмотрению Президента и Конгресса. Основная доля федеральных фондов направляется на финансирование военных расходов и оборонных НИОКР, платежей процентов по федеральному долгу, внешнеэкономической деятельности  и на содержание государственного аппарата. Остальные идут на покрытие расходов отдельных отраслей экономики и на социальные программы помощи бедным.

Доверительные фонды представляют собой целевые самофинансируемые фонды. По источникам формирования и по расходам они привязаны к решению специфических задач, и их средства нельзя направить на другие цели. Более того, по закону остатки средств доверительных фондов нельзя использовать для погашения федеральных долгов, они должны быть вложены в государственные долговые обязательства т.е. фактически использованы для «подстраховки» государственной кредитно-денежной системы.

Доверительные фонды  бюджета США – это, в первую очередь, фонды социального страхования (по старости, инвалидности, в случаях потери кормильца, по медицинскому обслуживанию, страхованию по безработице, специально выделяемому пенсионному обеспечению железнодорожников и государственных служащих и т.д.) и  ряд специальных фондов, обслуживающих федеральную производственную инфраструктуру: автострады, аэропорты, воздушные сообщения и т.д. Фонды социального страхования формируются за счет отчислений по социальному страхованию – обязательных взносов из заработной платы. Специальные фонды формируются за счет определенных косвенных налогов.

Бюджетный процесс в США включает три основных этапа:

1. Деятельность президентского аппарата и других исполнительных министерств и ведомств, направленная на составление первоначального проекта бюджета.

2. Работа Конгресса, связанная с изменением, дополнением и утверждением окончательного проекта бюджета на данный финансовый год.

3. Бюджетное исполнение и контроль.

Все вышеперечисленные этапы находятся в тесном  взаимодействии друг с другом.

Президент и Конгресс играют важную роль в разработке федерального бюджета. Закон требует, чтобы к первому понедельнику февраля месяца Президент представил в Конгресс свои предложения по федеральному бюджету на следующий финансовый год, который начинается 1 октября.

Административно-бюджетное управление Белого дома готовит свое бюджетное предложение после того, как  получит указание от Президента, проведет консультации с его высшими советниками и должностными лицами из Кабинета Министров и других учреждений.

Работая над бюджетом, первым делом Конгресс должен принять "резолюцию по бюджету" - программу, в рамках которой члены Конгресса будут принимать решения относительно расходов и налогов. Резолюция содержит запланированные показатели расходов, доходов и дефицита и распределение запланированных расходов по двум категориям: дискреционные и мандатные.

После того как Президент и Конгресс утвердили расходную часть бюджета, Правительство контролирует выполнение бюджета следующим образом:

        через менеджеров программ и чиновников бюджетных комиссий, включая главных инспекторов в министерствах или главных инспекторов в независимых ведомствах, подотчетных только руководителю ведомства;

        через Административно-бюджетное управление (АБУ);

        через комитеты Конгресса;

        через Главное контрольно-бюджетное управление, которое является контрольно-ревизионным органом Конгресса;

        через Счетную палату - структуру Конгресса, осуществляющую   аудит.

-2-

Федеральные доходы США – исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов. В структуре доходов всех уровней бюджетной системы США преобладают налоги.

Налоговая система США имеет три уровня, соответствующих трем уровням власти: верхний, где собираются федеральные налоги, поступающие в ФБ; средний, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов;  нижний, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов вводят лишь налоги, не противоречащие  федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные законодательством штатов. Налоги разнообразны, существует гибкая система льгот.

Налог на доходы физических лиц в США характеризуется следующим: прогрессивный характер налогообложения, универсальность об­ложения - при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые нало­говые ставки, наличие большого количества целевых скидок, льгот, исключений, фиксированный минимальный уровень индивидуальных дохо­дов, не подлежащих налогообложению.

Подоходный налог с населения взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица.

Каждый налогоплательщик – физическое лицо имеет свой налоговый статус: супруги, заполняющие совместную налоговую декларацию; супруги, заполняющие раздельные налоговые декларации; главы семейств; одинокие налогоплательщики; вдовы (вдовцы). В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.

Отчисления на социальное страхование – вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Их уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам: 6,22% в виде отчислений на  социальное обеспечение (составляют более 27% налоговых поступлений федерального бюджета) и 1,45 % - на бесплатную медицинскую помощь (более 7% всех налоговых доходов). Таким образом, комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет  15,3% . С  работодателей взимается отчисление на пособие по безработице в размере 0,85 фонда заработной платы (с первых 7 миллионов долларов в год), что составляет более 2% общего объема налогов  федерального бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет зарубежных стран