Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств
В то же время, оффшорная компания — это не юридический термин, а как правило, собирательный образ. Поэтому в законах, на основе которых происходит регистрация таких компаний, они могут определяться как нерезидентные (non resident), освобожденные от налогов (exempt) и компании международного бизнеса (international business company). Компании международного бизнеса часто имеют гибкую шкалу налогообложения с существенными льготами для оффшорных коммерческих операций.
При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только юридический статус компании, но и исторический, политический, социально-экономический, географический контекст оффшорной схемы. Одни территории пользуются репутацией "респектабельных" (Гернси, Каймановы острова, Бермуды), другие — максимально "либеральных" (Панама, Багамские Острова, Либерия, Сейшельские Острова). Определенное значение в налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям.
Необходимо отметить также, что в современном бизнесе наблюдается своеобразная "специализация" оффшорных территорий. Выделяются "налоговые гавани", специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Например, размещение судовладельческих компаний традиционно осуществляется в Либерии, Панаме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси.
Юрисдикции, применяемые в налоговом планировании, условно подразделяются на два основных типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к "налоговым гаваням". Для них характерно отсутствие налога на прибыль для нерезидентных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамские Острова, Панама и т.п.).
К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Здесь, как правило, взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в "умеренных" юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода доходов и капиталов. К зонам с "умеренными" условиями налогообложения обычно причисляют вполне "респектабельные" и даже "престижные" государства Западной Европы — Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд "комбинированных" юрисдикций, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками — Швейцарию.
Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, нидерландские Антильские острова, Маврикий, британские Виргинские острова).
Специализированные компании в этих странах (для создания промежуточных компаний избираются обычно европейские государства) становятся ключевым звеном многих налоговых схем. В соответствии с ними доходы переправляются в налоговое убежище через компанию в стране с благоприятными налоговыми отношениями.
Одним из важнейших составляющих международного финансового планирования является трансфертное ценообразование, которое опосредствует движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы.
Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов стоимостного выражения товаров и услуг (трансферты) позволяют варьировать полученные доходы, перераспределяя их большую часть компаниям, находящимся в зонах с наиболее благоприятным налоговым климатом.
В то же время манипуляции с трансфертными ценами налоговыми органами многих стран рассматриваются как налоговое уклонение и законодательно наказуемо. Для устранения нелегальных налоговых операций с трансфертными ценами в двухсторонних международных договорах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершаемой сделки транснациональными компаниями.
В частности, в модели налоговой конвенции ОЭСР 1992 г. приняты определенные меры по регулированию трансфертного ценообразования. Одним из наиболее распространенных способов является определение полученного дохода для целей налогообложения на территории государства согласно принципу отдельной экономической единицы или, как его еще называют, принцип "на расстоянии вытянутой руки". Так, в статье 9 Модели налоговой конвенции ОЭСР указано, что если "между двумя родственными предприятиями созданы или установлены коммерческие или финансовые отношения, отличные от аналогичных отношений, которые были бы созданы между независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть получена, но из-за данных условий не может быть получена одним из этих предприятий, может быть включена в прибыль данного предприятия и соответственным образом облагаться налогом".
Эта ссылка на условия, установленные в коммерческих и финансовых отношениях независимых предприятий, и является принципом "вытянутой руки". Пытаясь определить прибыль, которая была бы получена независимыми предприятиями при аналогичных обстоятельствах, этот принцип определяет подход, согласно которому многонациональные предприятия, входящие в транснациональные компании, рассматриваются как самостоятельные единицы, а не как единый объединенный бизнес. С самого начала страны-члены ОЭСР одобрили применение подхода отдельных экономических единиц не только в области трансфертного ценообразования, но также в качестве фундаментального принципа для распределения прав налогообложения между странами. В результате страны-члены договорились, что для целей налогообложения прибыль родственных предприятий может быть при необходимости скорректирована, чтобы обеспечить распределение налоговой базы, совместимое с принципом "на расстоянии вытянутой руки".
Можно определить ряд причин, по которым этот принцип был положен в основу модели налоговой конвенции. Во-первых, было принято, что рыночные отношения спроса и предложения являются лучшим способом распределения ресурсов и доходов. Во-вторых, этот принцип в значительной степени обеспечивает равное отношение к группам, многонациональных предприятий и независимым субъектам, помогая, таким образом, избегать создания налоговых преимуществ путем конкуренции экономической власти в руках крупных многонациональных групп. В-третьих, подобный метод оценки достаточно прост и удобен в применении.
Интеграционные процессы в мире приводят к быстрому росту различных экономических группировок и объединений, имеющих в качестве обязательной составляющей, проводимой экономической политики — общие подходы к налогообложению.
В первую очередь для экономических группировок (зон свободной торговли, экономических союзов) характерна отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и создание общего таможенного тарифа и третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономический союз) предусматривают отмену таможенных барьеров между государствами-участниками, и как следствие — освобождение от уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов) на границе, а также проведение единой политики в области унификации и гармонизации налогообложения.
Размещение межнациональных предприятий на территориях государств, объединяющихся в экономические группировки, позволяет использовать преимущества беспошлинного и безналогового движения товаров и услуг во внешнеэкономической деятельности, применять единые стандарты к определению стоимости сделок и их налогообложению
США – федеративная республика. Глава государства – президент, законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из двух палат: Сената и Палаты представителей.
Федеральный бюджет Соединенных Штатов Америки - бюджет Правительства США, то есть план доходов и расходов на соответствующий год (с 1 октября по 31 сентября следующего года), который составляется на основе президентского бюджетного плана, отражающего приоритеты социально-экономического и политического развития страны.
Начиная с 1969 года организация бюджета основывается на концепции «единого», или унифицированного федерального бюджета, в котором представлены все платежи и доходы центральной власти. Унифицированный бюджет объединяет в себе два существующих вида фондов – федеральные и доверительные фонды (траст-фонды).
Федеральные фонды, достигающие 60% бюджета, ― это самостоятельный правительственный бюджет, который имеет свою национальную налоговую базу и формально не связан с программами расходов. Он может обслуживать любые национальные идеи по усмотрению Президента и Конгресса. Основная доля федеральных фондов направляется на финансирование военных расходов и оборонных НИОКР, платежей процентов по федеральному долгу, внешнеэкономической деятельности и на содержание государственного аппарата. Остальные идут на покрытие расходов отдельных отраслей экономики и на социальные программы помощи бедным.
Доверительные фонды представляют собой целевые самофинансируемые фонды. По источникам формирования и по расходам они привязаны к решению специфических задач, и их средства нельзя направить на другие цели. Более того, по закону остатки средств доверительных фондов нельзя использовать для погашения федеральных долгов, они должны быть вложены в государственные долговые обязательства т.е. фактически использованы для «подстраховки» государственной кредитно-денежной системы.
Доверительные фонды бюджета США – это, в первую очередь, фонды социального страхования (по старости, инвалидности, в случаях потери кормильца, по медицинскому обслуживанию, страхованию по безработице, специально выделяемому пенсионному обеспечению железнодорожников и государственных служащих и т.д.) и ряд специальных фондов, обслуживающих федеральную производственную инфраструктуру: автострады, аэропорты, воздушные сообщения и т.д. Фонды социального страхования формируются за счет отчислений по социальному страхованию – обязательных взносов из заработной платы. Специальные фонды формируются за счет определенных косвенных налогов.
Бюджетный процесс в США включает три основных этапа:
1. Деятельность президентского аппарата и других исполнительных министерств и ведомств, направленная на составление первоначального проекта бюджета.
2. Работа Конгресса, связанная с изменением, дополнением и утверждением окончательного проекта бюджета на данный финансовый год.
3. Бюджетное исполнение и контроль.
Все вышеперечисленные этапы находятся в тесном взаимодействии друг с другом.
Президент и Конгресс играют важную роль в разработке федерального бюджета. Закон требует, чтобы к первому понедельнику февраля месяца Президент представил в Конгресс свои предложения по федеральному бюджету на следующий финансовый год, который начинается 1 октября.
Административно-бюджетное управление Белого дома готовит свое бюджетное предложение после того, как получит указание от Президента, проведет консультации с его высшими советниками и должностными лицами из Кабинета Министров и других учреждений.
Работая над бюджетом, первым делом Конгресс должен принять "резолюцию по бюджету" - программу, в рамках которой члены Конгресса будут принимать решения относительно расходов и налогов. Резолюция содержит запланированные показатели расходов, доходов и дефицита и распределение запланированных расходов по двум категориям: дискреционные и мандатные.
После того как Президент и Конгресс утвердили расходную часть бюджета, Правительство контролирует выполнение бюджета следующим образом:
через менеджеров программ и чиновников бюджетных комиссий, включая главных инспекторов в министерствах или главных инспекторов в независимых ведомствах, подотчетных только руководителю ведомства;
через Административно-бюджетное управление (АБУ);
через комитеты Конгресса;
через Главное контрольно-бюджетное управление, которое является контрольно-ревизионным органом Конгресса;
через Счетную палату - структуру Конгресса, осуществляющую аудит.
-2-
Федеральные доходы США – исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, внешнеторговых операций, иностранных кредитов. В структуре доходов всех уровней бюджетной системы США преобладают налоги.
Налоговая система США имеет три уровня, соответствующих трем уровням власти: верхний, где собираются федеральные налоги, поступающие в ФБ; средний, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов; нижний, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Законодательные органы штатов вводят лишь налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные законодательством штатов. Налоги разнообразны, существует гибкая система льгот.
Налог на доходы физических лиц в США характеризуется следующим: прогрессивный характер налогообложения, универсальность обложения - при равенстве сумм дохода обычно действуют одинаковые налоговые ставки, наличие большого количества целевых скидок, льгот, исключений, фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащих налогообложению.
Подоходный налог с населения взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица.
Каждый налогоплательщик – физическое лицо имеет свой налоговый статус: супруги, заполняющие совместную налоговую декларацию; супруги, заполняющие раздельные налоговые декларации; главы семейств; одинокие налогоплательщики; вдовы (вдовцы). В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.
Отчисления на социальное страхование – вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Их уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам: 6,22% в виде отчислений на социальное обеспечение (составляют более 27% налоговых поступлений федерального бюджета) и 1,45 % - на бесплатную медицинскую помощь (более 7% всех налоговых доходов). Таким образом, комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3% . С работодателей взимается отчисление на пособие по безработице в размере 0,85 фонда заработной платы (с первых 7 миллионов долларов в год), что составляет более 2% общего объема налогов федерального бюджета.