Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств
Финансовая система Франции, как и России, отличается высокой степенью централизации. Общий бюджет (центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.
Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% национального дохода.
Общий государственный бюджет не утверждается государственной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий центральный бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.
Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более трех лет.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ – составление проекта бюджета, которая осуществляется под контролем Министерства экономики и финансов (МЭФ). В течение четырнадцати месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами, составляет свою смету.
Франция использует программно-целевой метод разработки бюджета, получивший название «Рационализация выбора бюджетных решений». Проект бюджета после одобрения Правительством направляется в Парламент.
ВТОРАЯ СТАДИЯ – рассмотрение и утверждение бюджета – длится около трех месяцев. Проект бюджета рассматривается финансовой комиссией Национального собрания и Сената. Вначале проект бюджета обсуждается в нижней палате - Национальном собрании, для решения по проекту последнему выделяется 40 дней, затем проект бюджета передается в верхнюю палату - Сенат, который располагает пятнадцатью днями.
В том случае, если проект бюджета после двух совместных обсуждений обеими палатами не получил одобрения, то Президент может своим указом объявить бюджет законом.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – исполнение бюджета - называется финансовым годом и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.
Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции и производят расчетно-кассовые бюджетные операции.
ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ начинается после окончания бюджетного года- составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.
Контроль за исполнением бюджета осуществляется во Франции согласно двум принципам, полученным в наследство от Великой французской революции: разделение административных и счетных функций во избежание возможности злоупотребления, т.е. между администраторами – распорядителями кредитов – службами, принимающими решения о выделении кредитов или об ограничении общей суммы расходов, и теми, кто реализует действия по совершению конкретных платежных операций; обеспечение тройного контроля – системы блокировок неэффективного использования бюджетных средств, включающей финансовый контроль специализированной финансовой службы, контроль юридического характера, политический контроль Парламента. В соответствии с этими принципами различают контроль административный, судебный и парламентский.
1. Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею.
Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов – контролеров, связанную с кабинетом министра финансов (бюджета), но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. В их задачу входит предварительный контроль проекта по расходам: законности документации на разрешение кредитования, фактического наличия требуемых кредитов, точности процедуры получения кредитов (соблюдения правил заключения договоров, закона о государственных служащих и т.д.), правильности классификации статей целевого назначения расходов, наличии документации о порядке и сроках выплат по государственным долговым обязательствам, четкого соблюдения правил государственного учета и отчетности в соответствии с положением о национальном счетоводстве.
2. Судебный контроль осуществляется Счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета, и вносит решение о нем. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов.
3. Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения принятия закона об исполнении бюджета на основании ранее указанных документов, доклада Счетной палаты и общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности отдельных министерств, исполняющих бюджет.
Наряду с указанными контрольными органами во Франции существует ряд других специализированных государственных учреждений с контрольными функциями: Центральная служба кредитного надзора, Центр проверки балансовой отчетности, Палата бюджетной дисциплины.
Прямые налоги составляют около 36% от общей суммы доходов бюджета, косвенные налоги – 59,2%, неналоговые поступления составляют 4,8%.
Ведущим налогом бюджета Франции является НДС. Он разработан в этой стране и действует с 1954г.
-2-
Ведущее значение во французской налоговой системе принадлежит универсальному акцизу – налогу с оборота, который функционирует как НДС. Данный налог дополняется рядом косвенных пошлин (акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление.
К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортные товары и аналогичные товары внутреннего рынка.
Среди подоходных налогов Франции наиболее существенными признаны два – налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Первый уплачивают юридические лица с чистой прибыли, а второй - население.
Налог на прибыль юридических лиц. Этим налогом облагаются акционерные общества, акционерные компании с ограниченной ответственностью, кооперативы и их объединения, также облагаются учреждения и органы центральной государственной власти, имеющие финансовую автономию, органы департаментов и коммун, другие юридические лица, «деятельность которых принимает форму эксплуатации различного рода ресурсов или носит характер операций, связанных с извлечением прибыли».
Общая ставка налога на прибыль составляет 34% (на распределяемую на дивиденды прибыль). В отдельных случаях она может повышаться до 42% (на не распределяемую на дивиденды прибыль). Более низкие ставки налога применяются для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги – от 10 до 24%.
Важнейшее место в группе подоходных налогов Франции занимает подоходный налог с физических лиц. Удельный вес подоходного налога с физических лиц в государственном бюджете превышает 18%. Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся на их иждивении. При этом под доходом понимается совокупность всех денежных поступлений, полученных в течение отчетного года: заработная плата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, от землевладения, от сельскохозяйственной, промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами и т.д.
Налог носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом доходы, не превышающие 3 тыс. евро. Максимальная ставка применяется для дохода свыше 50 тыс. евро. В 2004 г. ставки подоходного налога были снижены на 3%, а к 2007 г. предполагается завершить поэтапное снижение ставок на 20%.
Всеобщий социальный взнос (ВСВ). Введен в 1991 году Правительством Мишеля Рокара в целях погашения долга социальной кассы. Выплачивался по фиксированной ставке в 2,4% от всех доходов. Ежегодно он давал бюджету до 100 млрд. франков, хотя дефицит социальной кассы эта мера не преодолела. С 1997 года ВСВ поднят до 3,4% за счет перевода в него 1-процентного сбора на медицинские нужды из сумм, отчисляемых в социальную кассу. В 1996 году Правительством Алена Жюппе, помимо ВСВ, был введен дополнительный 0,5% взнос на погашение социального долга (ВПСД), отчисляемый от всех доходов, включая, в отличие от ВСВ, пенсии и пособия по безработице. По расчетам Правительства, эта мера должна погасить дефицит социальной кассы к 2009 году.
Солидарный налог на состояние (СНС). Он учрежден Правительством социалистов в 1982 году в виде налога на крупные состояния, но отменен правоцентристским Правительством Жака Ширака в 1986 году. Возродился он в нынешнем виде в 1989 году и предназначен для финансирования части субсидий неимущим слоям. Отсюда его название. Им облагаются физические лица, обладающие состоянием свыше 4,6 млн. франков. Таковых во Франции ныне насчитывается около 170 тысяч, а общая сумма поступлений в бюджет не превышает 8,3 млрд. франков. С состояния в 43 млн. франков налоговые отчисления составляют 1,5% (максимальная ставка). Минимальная ставка - 0,5 %.
Ведущими статьями доходов местных бюджетов выступают четыре прямых налога: земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье, профессиональный налог. Также существуют надбавки к прямым налогам.
Налоговый контроль во Франции - одна из конституционных функций государства. Все вопросы налогового контроля и налогового администрирования находятся в ведении Главного налогового управления (ГНУ) Франции. ГНУ отвечает за проведение налоговой политики в масштабах всей страны и контролирует сбор налогов, взимаемых как от имени центральной власти, так и от имени органов местного саморегулирования.
-3-
Пенсионная система Франции является одной из старейших в мире. Еще в 1681 году при Ж.-Б.Кольбере, ведавшим финансами, был установлен режим пенсионного обеспечения для моряков, в 1790 году – для государственных чиновников, в течение XIX века – для военных, банковских служащих, железнодорожников и др. Режим обязательного пенсионного обеспечения для наемных работников частного сектора был введен законом от 30 апреля 1930 года. Пенсионная система Франции в ее нынешнем виде сложилась после второй мировой войны, в последующем она подверглась серьезным изменениям, хотя важнейшие принципы ее организации оставались неизменными.
В основе формирования пенсионной системы Франции лежат «принципы солидарности между поколениями и моральных обязательств нации перед своими пенсионерами, которые в свое время финансировали пенсионное обеспечение предыдущих поколений». организационная структура пенсионной системы Франции достаточно сложная: в стране действуют около 100 основных (базовых) и более 300 дополнительных режимов выплаты пенсий, которые, в свою очередь, можно подразделить на подгруппы.
Медицинское страхование во Франции включено в государственную систему социального страхования, обязательного для всех рабочих и служащих. Ежемесячные отчисления предприятий и организаций на страхование составляют 36% фонда оплаты труда, при этом 6,5% удерживается из зарплаты работников, а остальное оплачивает работодатель. В таблице 5 приведены источники финансирования здравоохранения ведущих государств, в том числе Франции.
ТЕМА 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
1. Основы финансовой системы.
2. Бюджет и бюджетная система.
3. Налоговая система.
4. Государственные расходы.
-1-
В состав Великобритании входят 4 историко-географических области: Англия (39 графств, 6 метрополитенных графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств), Северная Ирландия (26 округов), Шотландия (9 районов и островная территория). Остров Мэн и Нормандские острова – самостоятельные административные единицы.
Великобритания – парламентская монархия. В стране нет конституции в виде единого основного закона. Конституционное значение имеют законодательные акты, принятые Парламентом, судебные прецеденты. Глава государства – Королева, она считается верховным носителем исполнительной власти.
Государственный законодательный орган – Парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин.
На современном этапе государственная финансовая система Великобритании состоит из государственного бюджета, специальных фондов, финансов государственных предприятий и корпораций, многочисленных местных бюджетов, которые своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. Все звенья функционируют автономно. Ведущее звено – государственный бюджет. Он сосредоточивает основную сумму государственных доходов и финансирует функции Правительства.
Великобритания является унитарным государством с двухуровневой бюджетной системой. Структура местных органов власти различна во всех трех частях Великобритании – в Англии, в Уэльсе и в Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система местных органов власти, состоящая из графств и округов в сельской местности и городов и округов в урбанизированных районах. В 1992 году в Уэльсе и в Шотландии была введена одноступенчатая система местных органов управления.
Управление финансами в Великобритании осуществляют Парламент, который утверждает отчеты об использовании государственного бюджета, законы о налогах, устанавливает предельный размер государственного долга, и Министерство финансов, именуемое Казначейством.
Казначейство занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за соблюдением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.