Государственный бюджет зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:33, лекция

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно нату­ральный характер. Большая часть потребностей удовлетворя­лась за счет различного рода повинностей и поступлений от на­туральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. budget — сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии.

Содержание

1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах.
2. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
3. Бюджетное устройство унитарных государств
4. Бюджетное устройство федеративных государств

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 388.50 Кб (Скачать документ)

Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.

Важное место в управлении финансами принадлежит также специализированным органам финансового контроля, независимым от Правительства и подотчетным Парламенту. В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1966 году. Генеральный контролер – ревизор – назначается Правительством пожизненно и может быть сменен только по решению обеих палат Парламента.

-2-

Бюджетный год Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. Этот срок действует для всех звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета включает четыре стадии:

1)       составление проекта бюджета;

2)       рассмотрение и утверждение проекта бюджета (утверждается бюджет Королевой Великобритании);

3)       исполнение бюджета;

4)       составление отчета об исполнении бюджета (эта стадия начинается после 31 марта, т.е. после окончания финансового года).

Государственный бюджет состоит из двух частей: обычного бюджета и национального фонда займов. Расходы обычного бюджета состоят из расходов консолидированного фонда для постоянного обслуживания, которые не обсуждаются Парламентом, и расходов, ежегодно утверждаемых английским Парламентом. В утверждаемые входят основные расходы: важные ассигнования, затраты на промышленность, сельское хозяйство и на другие отрасли, на содержание аппарата управления, на социальные расходы, на субсидии местным органам власти и развивающимся странам. По консолидированному фонду для постоянного обслуживания проходят проценты по государственному долгу (эти средства передаются в Национальный фонд займов и выплачиваются из него), расходы по цивильному листу (содержание королевской семьи). Доходы формируются на 97% за счет налоговых поступлений.

В национальном фонде займов отражается деятельность государства как дебитора и кредитора. Средства, аккумулированные в национальном фонде займов, расходуются на выплату процентов и погашение государственного долга, на ссуды национализированным отраслям хозяйства, частным предпринимателям, местным органам власти. Доходная часть национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти, за счёт предоставления Казначейством долгосрочных кредитов, из прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, из средств, передаваемых из консолидированного фонда для постоянного обслуживания, а также из излишков или дефицита по обычному фонду. Дефицит национального фонда займов покрывается выпуском государственных облигаций.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. расходы должны быть равны доходам. Превышение доходов над расходами консолидированного фонда зачисляется в доходную часть национального фонда займов. Если же в консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из национального фонда займов, и на эту сумму увеличивается долг. Одним из направлений сотрудничества правительства Великобритании с реальным сектором экономики является реализация программы "Частная финансовая инициатива" (ЧФИ) b рамках концепции партнерства государственного и частного секторов, предполагающей совместную реализацию проектов. На конец 2003 года в рамках программы подписано договоров на реализацию проектов на общую сумму более 12 млрд. фунтов стерлингов.

В современной бюджетной политики Великобритании "Частная финансовая инициатива" рассматривается как прочно укоренившийся способ предоставления широкого списка государственных услуг, который требует значительных вложений в основные активы. Это  с одной стороны, обеспечивает значительные возможности для частного сектора; а с другой, контрактные отношения с общественным сектором гарантируют обеспечение эффективными и качественными услугами.

 

-3-

Современная налоговая система состоит из пяти крупных основных групп налогов:

-        прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство);

-        косвенные налоги на доходы (наиболее крупным источником дохода служит НДС);

-        местные налоги (наиболее крупный из них – налог на недвижимость);

-        налог на деловую активность;

-        прочие налоги.

Один из прямых основных налогов – подоходный. Впервые в Великобритании он введен в 1799 г. Была принята шедулярная форма построения этого налога, которая предполагала деление дохода на части (шедулы, графики) в зависимости от источника дохода (жалование, дивиденды, рента и т.п.). Каждая шедула облагается особым порядком. Такое обложение имеет целью «настигнуть доход у источника». Действует пять шедул[2] (графиков), причем некоторые имеют еще и внутреннюю градацию (случай):

     график А - доходы от имущества;

     график С - доходы, получаемые от дивидендов по государственным облигациям;

     график Д – основной (очень много разных видов доходов), поэтому разделен на 6 частей:

Д-1 – доходы, получаемые от торговли или деловых операций, например прибыль владельца магазина;

Д-2 – доходы, полученные в результате предоставления профессиональных услуг, например доходы врача, адвоката;

Д-3 – проценты, алименты, подлежащие налогообложению;

Д-4 – доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом;

Д-5 – доходы от имущества, находящегося за рубежом;

Д-6 – все доходы, не включенные ни в одну из этих частей;

     график Е – 3 широкие группы доходов:

Е-1 – от пенсий, выплачиваемых компаниями;

Е-2 – от пособий, выплачиваемых компаниями;

Е-3 – от пособий, выплачиваемых Министерством социального страхования и подлежащих налогообложению;

     график F - дивиденды и другие выплаты, осуществляемые компаниями Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

Государственные расходы бывают текущими, направляемыми на обычные государственные потребности, и капитальными.

Военные расходы – важнейшая статья государственных затрат. Они финансируются по государственному бюджету и, включая косвенные военные расходы, составляют до 20%.

Субсидии частным и национализированным корпорациям и расходы на капитальные вложения составляют 15% от совокупного общественного продукта. Субсидии выдаются с целью расширения фонда накопления в отраслях промышленности, определяющих технический прогресс, и в экспортных отраслях. Помимо капитальных субсидий, частный сектор получает безвозмездную помощь на текущие нужды. Крупные субсидии направляются в лесное и сельское хозяйство.

Государственные расходы на научные исследования в Великобритании составляют 60% всех расходов, выделяемых на науку. Свыше 40% правительственных средств расходуется на развитие отраслей, определяющих технический прогресс.

Капитальные вложения в национализированные отрасли ежегодно составляет 6 млрд. ф. ст. Почти половина их приходится на топливные отрасли: электроэнергетическую, газовую, угольную. Вторым по значению объектом является почтовое ведомство (почти 30%), затем следуют металлургическая и транспортная отрасли.

На социальные нужды направляется 20% государственного бюджета, помимо того, они финансируются местными бюджетами и фондами социального страхования. Из средств государственного бюджета выплачиваются пенсии и пособия государственным служащим, семейные пособия, финансируется система национального вспомоществования – «вэлфэр».

Требованием последних лет явилось представление расходов королевы в бюджете страны. Расходы королевы и ее окружения финансируются специальной строкой в бюджете Великобритании. Согласно Акту о цивильном списке от 1972 года, который стал результатом компромисса между государственной казной и Букингемским дворцом, депутаты британского парламента лишились права ограничивать расходы на содержание королевского дворца.

«Цивильный список» впервые был введен в практику в 1760 году королем Георгом III, который отказался от права на все доходы от королевской недвижимости в обмен на выплату ему ежегодной фиксированной суммы.

 

4

 



[1] По материалам энциклопедии Encarta 2000, Медицинское страхование в США

[2] http://www.kac.cjm.ua


Информация о работе Государственный бюджет зарубежных стран