Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
2. проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
3. дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
2.4. Перспективы
Прогноз макроэкономического развития России довольно позитивен. Мировая рецессия и падение спроса на российские сырьевые товары неминуемо должны оказать пониженное давление на наш экономический рост. Однако в противовес ему в результате той же мировой рецессии Россия способна получить выигрыш. За последний год наша страна, с её пяти-семипроцентными темпами роста в целом и десятипроцентными темпами роста отдельных рынков оказалась одной из самых быстрорастущих зон в мире. Следствием этого преимущества должен стать прилив капитала в страну – и в виде возврата капитала наших отечественных «сырьевиков», и в виде привлечения просто внешнего капитала. Наряду с этим, по данным опросов населения в последние месяцы происходит решительный рост склонности граждан к сбережениям; это косвенное свидетельство того, что страна готова не тратить, а накапливать капитал, а значит, постепенно будут увеличиваться средние масштабы инвестиционных проектов, и это будет поддерживать экономический рост. Так вот, если интерес к России глобального капитала и рост внутренней склонности к сбережению станут перманентной тенденцией, рецессия, которая по простой циклической логике, может наступить в российской экономике в недалекое время, может оказаться либо очень слабой, либо не состояться вовсе.
Я считаю, что со временем изменится структура государственного долга России. В настоящее время на внутренний долг приходится 15% от объема долга, а на внешний долг – 85%. К 1 января 2006 года на внутренний долг России будет приходиться 25% от общего объема задолженности, а на внешний долг – 75%[6].
Объем погашения государственного долга в период с 2004 по 2005г. составит более 29,3 млрд долл., в том числе внешнего долга - 18,9 млрд долл., внутреннего долга - около 10,4 млрд долл. Об этом говорится в материалах Минфина РФ, представленных на парламентских слушаниях по управлению госдолгом, проходящих сегодня в Совете Федерации. Объем внутреннего долга в 2004-2005гг. рассчитан, исходя из потенциального спроса и предложения на госбумаги, и возрастет до 1 трлн руб. (6,7% ВВП) на начало 2005г. и до 1,2 трлн руб. (7,3% ВВП) на начало 2006г[7].
Объем государственного внешнего долга России, к 1 января 2004 года составил $126.8 млрд., к 2005 году $122.7 млрд., к 2006 году - $113.3 млрд., внутреннего - $25.7 млрд. к 2004 году, $29.5 млрд. - к 2005 году, $34.4 млрд. - к 2006 году. Такой прогноз содержится в Основных направлениях политики Правительства РФ в сфере госдолга на 2003-2005 годы. Этот документ, подготовленный Минфином, будет рассмотрен на заседании кабинета министров 6 марта 2003 года[8].
Объем внешних заимствований РФ в 2004 году может составить около $4 млрд., в 2005 году - около $6 млрд., говорится в разработанном Минфином РФ проекте основных направлений политики правительства в сфере госдолга на 2003-2005 годы. Правительство рассмотрит документ на очередном заседании 6 марта.
По расчетам Минфина РФ, в ближайшие годы Россия в состоянии привлекать на внешних рынках не более $5-6 млрд., на внутреннем - не более $7-8 млрд. без существенного ухудшения условий заимствований.
В период 2004-2005 годов объем погашения госдолга РФ составит более $29,3 млрд., в том числе внешнего долга - $18,9 млрд., внутреннего - $10,4 млрд., отмечается в документе. В нем напоминается, что на 1 января 2003 года объем внешнего госдолга РФ составил $123,5 млрд., или 36,2% ВВП, что почти на 30% меньше показателей на начало 2000 года, когда внешний долг составлял $158,4 млрд., или 89,5% ВВП.
С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России (в 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд. По оценкам МинФина к концу 2002 года внешний долг страны сократится до $130 млрд.(вместе с резервами на изменение процентных ставок и валютных курсов сумма внешнего долга составит $142 млрд.) В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %)[9].
По состоянию на 1 января 2003 года суммарный объем российского госдолга составил $144.9 млрд. Из них $123.5 млрд. составил внешний долг, $21.4 млрд. - внутренний долг.
Размер внешнего долга России снизился с 89.5% ВВП по данным на начало 2000 года до 36.2% ВВП - на 1 января 2003 года.
В целом по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%[10].
Суммарный объем долга субъектов РФ на начало 2003 года составил 217.7 млрд. руб., или 2% ВВП. 17.2% в общем объеме долга субъектов РФ приходится на ценные бумаги. Суммарный объем заимствований российских корпораций, по данным Минфина, к началу 2003 года составлял $27 млрд. К факторам риска можно отнести возможность выхода на рынок внешних заимствований российских ГУПов. Специалисты Минфина предлагают создать систему мониторинга внешних заимствований для всех субъектов хозяйствования в РФ. Об этом говорится в сообщении "AK&M".
Бюджетный подкомитет комитета Госдумы по бюджету и налогам принял решение сократить расходы по обслуживанию внешнего долга в 2003 году на 5 млрд руб.
Правительство России считает неприемлемой позицию депутатов по снижению расходов на обслуживание внешнего долга , так как, в 2003 году исходя из текущих расчетов России уже не хватает около $150 млн на погашение обслуживанию долга. При этом правительство исходит из оптимистических прогнозов развития ситуации на рынке процентных ставок и движения курса евро по отношению к доллару[11].
Необходимо пересчитать валютные расходы по обслуживанию внешнего долга по курсу 33, 7 руб. за доллар, что является единым расчетным курсом для всего федерального бюджета на 2003 год. Ранее правительство при расчете расходов на обслуживание внешнего долга закладывало курс на уровне 34 рубля за доллар, только эта мера даст около 2 млрд руб.
Обслуживание внешнего долга России федеральным правительством [12]
Таблица №4
|
| 1999 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |||||
|
| погашение | % | погашение | % | погашение | % | погашение | % | погашение | % |
1. | Долг России | 4,9 | 4,2 | 5,6 | 3,8 | 4,6 | 3,6 | 3,5 | 3,2 | 5,8 | 2,9 |
1.1 | Кредиты | 3,9 | 1,8 | 3,9 | 1,4 | 1,5 | 1,2 | 1,7 | 1,2 | 2,6 | 0,9 |
| В т. ч. МВФ | 3,7 | 1,1 | 3,7 | 0,7 | 1,1 | 0,6 | 1,2 | 0,5 | 2,0 | 0,3 |
1.2 | Двусторонние соглашения | 1,1 | 0,6 | 1,6 | 0,6 | 2,1 | 0,5 | 1,9 | 0,3 | 1,5 | 0,2 |
1.3 | Облигации | 0,0 | 1,9 | 0,0 | 1,9 | 1,0 | 1,9 | 0,0 | 1,8 | 1,7 | 1,8 |
| Обслуживание долга России | 0,0 | 9,1 |
| 9,4 |
| 8,1 |
| 6,8 |
| 8,6 |
2. | Долг СССР | 1,6 | 4,4 | 1,5 | 4,4 | 1,2 | 4,7 | 1,7 | 5,0 | 2,1 | 4,9 |
| Обслуживание долга СССР | 0,0 | 6,0 |
| 5,9 |
| 5,8 |
| 6,7 |
| 7,0 |
3. | Облигации Минфина | 1,3 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | 3,5 |
|
| Обслуживание долга в облигациях Минфина | 0,0 | 1,7 |
| 0,3 |
| 0,3 |
| 0,3 |
| 3,5 |
| Весь долг | 7,8 | 8,9 | 7,1 | 8,5 | 5,7 | 8,5 | 5,3 | 8,6 | 11,3 | 7,8 |
| Всего обслуживание долга | 0,0 | 16,7 |
| 15,5 |
| 14,3 |
| 13,8 |
| 19,1 |
Я считаю, что со временем изменетая структура государственного долга России. В настоящее время на внутренний долг приходится 15% от объема долга, а на внешний долг – 85%. К 1 января 2006 года на внутренний долг России будет приходиться 25% от общего объема задолженности, а на внешний долг – 75%[13].
В 2002 году государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов. Благодаря разумной макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований.
По расчетам Минфина, в ближайшие годы Россия будет в состоянии привлекать на внешних рынках не более 5-6 млрд долларов, а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долларов в год без существенного ухудшения условий заимствований.
Макроэкономическая ситуация в России остается стабильной. Об этом уровень золотовалютных резервов, положительное сальдо платежного баланса, а также предусмотренный в бюджете - 2002 профицит. В случае возникновения проблемы с выплатой внешнего долга эти факторы сыграют роль амортизаторов. В то же время экономика РФ по - прежнему сильно зависит от цен на энергоносители, и это продолжает делать экономику России уязвимой. Кроме того вывоз капитала из РФ связан со слабостью российского финансового сектора. В настоящее время в России одновременно происходят два противоречивых процесса - отток капитала и рост инвестиций. Этому есть простое объяснение. Те, кто зарабатывает деньги, не в состоянии передать их тем финансовым посредникам, которые бы далее инвестировали их в экономику. Люди не видят достойного применения этим деньгам на родине. Основную часть доходов в России получает небольшое число очень крупных компаний. Объем их доходов превышает их возможности для внутренних инвестиций. Главная проблема состоит в том, что эти доходы не перетекают в другие сферы российской экономики. Они будут инвестированы в Россию, только если так решит сама компания, т.к. настоящего финансового посредничества в России пока нет.
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Отметим те проблемы управления государственным внешним долгом, с которыми столкнулась Россия в период рыночных реформ.
Во-первых, это необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет доначисленных процентов. Это наглядно иллюстрирует реструктуризация долгов Лондонскому клубу в 2000 г.
Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит "обратная покупка" долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.
Трудности иного рода возникают при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.
Надо учитывать и степень капитализации российского фондового рынка. К примеру, "Газпром" по капитализации стоит всего 6,3 млрд. дол., госдоля составляет 38,5%. То есть за российский долг в 19 млрд. дол ФРГ может не только выкупить 7 раз госпакет, но и 3 раза приобрести весь "Газпром".
Проблемными оказались операции по переуступке требований по долгам по отношению к России. Задолженность развивающихся стран перед РФ составляет приблизительно 123 млрд. дол. по номиналу, а стран СНГ — около 6 млрд. дол. С одной стороны, возникают трудности с определением курса валют (Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам).
С другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Максимальная сумма, которая может быть документально подтверждена, составляет 10-15 млрд. дол., что ограничивает возможности по обмену долгов в рамках клубов кредиторов. Причиной послужила неопределенность статуса задолженности в ряде случаев это были военные поставки, бартер либо в договорах не предусматривались нормы для предъявления требований.
В-третьих, важной проблемой является неурегулированность вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства. Однако выплаты не были учтены в полном объеме в федеральном бюджете на 2001 г. что послужило причиной принятия 14 марта 2001 г. поправок к бюджету.
При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие мировые цены на нефть (положительный фактор для резервов ЦБ РФ) — явление преходящее, а увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутренним, а также ожидаемый техногенный пик 2003 г. требуют резервирования значительных средств.
Информация о работе Государственный долг и его регулирование